Недействующий

О республиканской целевой программе «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов в Удмуртской Республике на 2005 - 2009 годы»

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами


На 1 января 2004 года в Удмуртской Республике зарегистрировано 3361 крестьянское (фермерское) хозяйство. За ними закреплено 75202 га земельной площади, в том числе 65828 га пашни, или 4,8% общей площади пашни в Удмуртской Республике.

Большая часть крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных в начале 90-х годов XX века и получивших стартовую финансовую поддержку, имеют хорошую материальную базу, наращивают производство продукции, доказывают, что от производства сельскохозяйственной продукции можно получать высокую прибыль, и подают хорошие примеры для других селян.

Но в то же время крестьянские (фермерские) хозяйства, образовавшиеся после 1994 года и не получившие стартовой поддержки, не имеют производственной базы, нанимают технику для обработки земли и уборки урожая.

Многие крестьянские (фермерские) хозяйства обрабатывают дальние заброшенные земли далеко не лучшего качества.

Вследствие более высокой рентабельности значительная часть фермеров занята выращиванием растениеводческой продукции. Однако без животноводства трудно рассчитывать на стабильность в развитии хозяйства, поскольку именно эта отрасль является постоянным источником поступления финансов и менее подвержена погодным колебаниям. Кроме того, на производственно-отраслевую структуру крестьянского хозяйства существенное влияние оказывает конъюнктура рынка сбыта продукции.

Но несмотря на это крестьянские (фермерские) хозяйства Удмуртской Республики в 2003 году произвели 4,5% зерна, 5,1% картофеля к общему объему производства сельскохозяйственной продукции.

Вследствие диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и энергоносители, сокращения государственной поддержки развития фермерства замедлилось образование новых крестьянских (фермерских) хозяйств.

Многие крестьянские (фермерские) хозяйства, не имеющие сельскохозяйственной техники, работают на уровне личных подсобных хозяйств.

В данный период в республике проводится перерегистрация и паспортизация крестьянских (фермерских) хозяйств. Многие главы крестьянских (фермерских) хозяйств проходят хорошую школу хозяйствования и избираются руководителями коллективных хозяйств. Некоторые из них на основе своих развитых крестьянских (фермерских) хозяйств организуют закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью.

Большая часть крестьянских (фермерских) хозяйств образовалась в 1992 - 1993 годы. Часть глав крестьянских (фермерских) хозяйств вышла на пенсию, а их дети не желают продолжать дело родителей. Сельский труд пока малопривлекателен, особенно при отсутствии сельскохозяйственной техники.

Вышеуказанные обстоятельства повлекут за собой сокращение количества мелких крестьянских (фермерских) хозяйств. В то же время эффективно работающие крестьянские (фермерские) хозяйства расширяют посевные площади, в том числе за счет земель крестьянских (фермерских) хозяйств, прекративших свою деятельность (приложение 2).

В целом при сокращении количества крестьянских (фермерских) хозяйств обрабатываемые земельные площади и валовой объем производства сельскохозяйственной продукции возрастут (приложение 3).

В Удмуртской Республике существует необходимость расширения производства в действующих хозяйствах и образования новых крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов.

Недостаток финансовых средств порождает проблемы деградации технического потенциала, почвенного плодородия и ухудшения качественного состава рабочих, руководителей, специалистов сельского хозяйства. Указанные проблемы в свою очередь служат причиной ряда иных последствий экономического и социального характера. Необходимо привлечение личных сбережений граждан на приобретение сельскохозяйственной техники и на строительство производственной базы, например через систему кредитных кооперативов.

Образовался замкнутый круг проблем, разорвать который в состоянии лишь целенаправленное воздействие государства. Простым вливанием бюджетных средств ситуацию не изменить, нужно нечто большее, что могло бы мобилизовать ресурсы, интересы и потребности сельхозтоваропроизводителей на снижение затрат, повышение производительности труда.

Фермерские хозяйства сталкиваются с теми же проблемами, что и коллективные сельскохозяйственные организации, но, тем не менее, у них есть и свои специфические проблемы, связанные с тем, что фермерские хозяйства чаще всего создаются на новом участке, где наблюдается:

- отсутствие залогового имущества для получения кредита;

- отсутствие производственной и социальной инфраструктуры;

- недостаток средств на строительство производственных помещений;

- низкий уровень межфермерской кооперации по производству, переработке и сбыту продукции тормозит дальнейшее развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, готовых осваивать новые земли и увеличивать объемы производства.

Поэтому государственные субсидии необходимо направлять на разрешение данных проблем. Но, учитывая характер развития экономики и дефицит государственных ресурсов, необходимо сконцентрировать все средства, которые можно привлечь, на решение наиболее острых проблем в развитии фермерства. Наиболее приемлемым для этого является программно-целевой метод, позволяющий объединить государственные, заемные и собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей для решения поставленных задач.