ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2004 года № 285-III
О республиканской целевой программе «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов в Удмуртской Республике на 2005 - 2009 годы»
(с изменениями на 28 ноября 2006 года)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
с изменениями, внесенными постановлением Госсовета УР от 25 апреля 2006 года № 632-III
с изменениями, внесенными постановлением Госсовета УР от 28 ноября 2006 года № 734-III
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Государственный Совет Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить республиканскую целевую программу «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов в Удмуртской Республике на 2005 - 2009 годы».
2. Определить республиканским заказчиком республиканской целевой программе «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов в Удмуртской Республике на 2005 - 2009 годы» Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
Председатель Государственного Совета
Удмуртской Республики
И.Н. Семенов
Утверждена
постановлением
Государственного Совета
Удмуртской Республики
от 28 сентября 2004 г. № 285-III
Республиканская целевая программа
"Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств
и сельскохозяйственных кооперативов в Удмуртской
Республике на 2005 - 2009 годы"
( в ред. постановления Госсовета УР от 28 ноября 2006 года № 734-III )
Наименование Программы | Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов в Удмуртской Республике на 2005 - 2009 годы |
Основание для разработки Программы | Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 31 мая 2004 года N 529-р "О разработке проекта Республиканской целевой программы "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов в Удмуртской Республике на 2005 - 2009 годы" |
Цель Программы | Создание экономических и социальных условий, способствующих повышению эффективности развития крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов в Удмуртской Республике |
Основные задачи Программы | 1. Развитие производственной базы крестьянских (фермерских) хозяйств. 2. Совершенствование социальной инфраструктуры. 3. Стимулирование создания и повышение эффективности деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, их союзов и ассоциаций ( в ред. постановления Госсовета УР от 28 ноября 2006 года № 734-III ). 4. Защита законных прав и интересов крестьянских (фермерских) хозяйств. 5. Повышение квалификации глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств. 6. Совершенствование системы содействия развитию крестьянских (фермерских) хозяйств 7. Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, в кредитных организациях Российской Федерации, и по займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах их членами( в ред. постановления Госсовета УР от 28 ноября 2006 года № 734-III ). |
Сроки реализации | 2005 - 2009 годы |
Республиканский заказчик | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Разработчики проекта Программы | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики/ Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов Удмуртской Республики. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ижевская государственная сельскохозяйственная академия" |
Исполнители Программы | - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики; - юридические и физические лица, отбираемые государственным заказчиком Программы в соответствии с действующим законодательством( в ред. постановления Госсовета УР от 28 ноября 2006 года № 734-III ). |
Ресурсное обеспечение Программы | Общий объем финансирования - 407,8 млн. руб., в том числе за счет: - бюджета Удмуртской Республики - 56,5 млн. руб.; - федерального бюджета - 31,3 млн. руб. (по согласованию); - внебюджетных источников - 320 млн. руб. (по согласованию( в ред. постановления Госсовета УР от 28 ноября 2006 года № 734-III ). |
Механизм реализации Программы | Реализация Программы осуществляется республиканским заказчиком с участием органов исполнительной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления (по согласованию) и иными участниками Программы. Основным элементом механизма реализации Программы является программно-целевой метод |
Перечень основных мероприятий Программы | 1. Инженерное обустройство крестьянских(фермерских) хозяйств. 2. Строительство и реконструкция животноводческих помещений. 3. Развитие фермерской кооперации. 4. Подготовка и повышение квалификации фермеров. 5. Совершенствование правовой базы 6. Субсидирование процентных ставок по займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах, и по кредитам, полученным в кредитных организациях Российской Федерации( в ред. постановления Госсовета УР от 28 ноября 2006 года № 734-III ). |
Контроль реализации Программы | Ежегодное рассмотрение хода выполнения Программы на коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики. Экспертные проверки, организуемые Министерством экономики Удмуртской Республики с участием Министерства финансов Удмуртской Республики. Ежегодное представление отчетов в Правительство Удмуртской Республики |
Ожидаемые результаты | Повышение устойчивости социально-экономического развития сельских территорий за счет диверсификации хозяйственной деятельности в аграрной экономике, роста занятости и доходов сельского населения. Создание финансово-устойчивой региональной системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов( в ред. постановления Госсовета УР от 28 ноября 2006 года № 734-III ). |
Оценка эффективности Программы | Производство сельскохозяйственной продукции на сумму 2096 млн. руб. Объем производства в 2009 г. составит 130% к уровню 2003 г. Создание около 1200 новых рабочих мест. Возврат в производство 9 тыс. га сельскохозяйственных угодий. Отчисления налогов в бюджеты всех уровней 85 млн. руб. Увеличение численности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе кредитных( в ред. постановления Госсовета УР от 28 ноября 2006 года № 734-III ). |
Республиканская целевая программа "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов в Удмуртской Республике на 2005 - 2009 годы" (далее - Программа) разработана во исполнение распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 31 мая 2004 года N 529-р для обеспечения дальнейшего развития крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.
Необходимость разработки новых, соответствующих рыночным критериям ведения хозяйства, экономических моделей организации сельскохозяйственного производства назрела давно. Предложенная к рассмотрению Программа разработана с целью закрепления результатов двух предыдущих Программ, а именно: Республиканской целевой программы "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов Удмуртской Республики на 2000 - 2003 годы" и Республиканской целевой программы "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов в Удмуртской Республике на 2002 - 2004 годы".
Опыт экономически развитых стран доказывает, что фермерские хозяйства являются одной из наиболее эффективных форм использования земли, трудовых и материально-технических ресурсов в аграрной экономике. В то же время несовершенство действующего законодательства и отсутствие системы обоснованной государственной политики и регулирования деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств не позволяют в полной мере реализовать их потенциал в нашей стране.
Реализация намеченных Программой мероприятий позволит вовлечь в производство неиспользуемые сельскохозяйственные угодья и личные сбережения граждан, а социальный эффект проявится в росте занятости и доходов населения сельской местности.
При разработке Программы развития крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов учитывались внешние и внутренние региональные факторы, современный уровень развития сельского хозяйства Удмуртской Республики и его составляющих, а также национально-исторические традиции, возможности государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов в ближайшей перспективе.
Основной задачей развития крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Удмуртской Республики является формирование условий, в которых будет осуществлен переход к стабильной, безубыточной работе и реализован мотивационный механизм для их производительного труда.
Главным результатом развития крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Удмуртской Республики должно стать увеличение производства продуктов питания, создание новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
На 1 января 2004 года в Удмуртской Республике зарегистрировано 3361 крестьянское (фермерское) хозяйство. За ними закреплено 75202 га земельной площади, в том числе 65828 га пашни, или 4,8% общей площади пашни в Удмуртской Республике.
Большая часть крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных в начале 90-х годов XX века и получивших стартовую финансовую поддержку, имеют хорошую материальную базу, наращивают производство продукции, доказывают, что от производства сельскохозяйственной продукции можно получать высокую прибыль, и подают хорошие примеры для других селян.
Но в то же время крестьянские (фермерские) хозяйства, образовавшиеся после 1994 года и не получившие стартовой поддержки, не имеют производственной базы, нанимают технику для обработки земли и уборки урожая.
Многие крестьянские (фермерские) хозяйства обрабатывают дальние заброшенные земли далеко не лучшего качества.
Вследствие более высокой рентабельности значительная часть фермеров занята выращиванием растениеводческой продукции. Однако без животноводства трудно рассчитывать на стабильность в развитии хозяйства, поскольку именно эта отрасль является постоянным источником поступления финансов и менее подвержена погодным колебаниям. Кроме того, на производственно-отраслевую структуру крестьянского хозяйства существенное влияние оказывает конъюнктура рынка сбыта продукции.
Но несмотря на это крестьянские (фермерские) хозяйства Удмуртской Республики в 2003 году произвели 4,5% зерна, 5,1% картофеля к общему объему производства сельскохозяйственной продукции.
Вследствие диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и энергоносители, сокращения государственной поддержки развития фермерства замедлилось образование новых крестьянских (фермерских) хозяйств.
Многие крестьянские (фермерские) хозяйства, не имеющие сельскохозяйственной техники, работают на уровне личных подсобных хозяйств.
В данный период в республике проводится перерегистрация и паспортизация крестьянских (фермерских) хозяйств. Многие главы крестьянских (фермерских) хозяйств проходят хорошую школу хозяйствования и избираются руководителями коллективных хозяйств. Некоторые из них на основе своих развитых крестьянских (фермерских) хозяйств организуют закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью.
Большая часть крестьянских (фермерских) хозяйств образовалась в 1992 - 1993 годы. Часть глав крестьянских (фермерских) хозяйств вышла на пенсию, а их дети не желают продолжать дело родителей. Сельский труд пока малопривлекателен, особенно при отсутствии сельскохозяйственной техники.
Вышеуказанные обстоятельства повлекут за собой сокращение количества мелких крестьянских (фермерских) хозяйств. В то же время эффективно работающие крестьянские (фермерские) хозяйства расширяют посевные площади, в том числе за счет земель крестьянских (фермерских) хозяйств, прекративших свою деятельность (приложение 2).
В целом при сокращении количества крестьянских (фермерских) хозяйств обрабатываемые земельные площади и валовой объем производства сельскохозяйственной продукции возрастут (приложение 3).
В Удмуртской Республике существует необходимость расширения производства в действующих хозяйствах и образования новых крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов.
Недостаток финансовых средств порождает проблемы деградации технического потенциала, почвенного плодородия и ухудшения качественного состава рабочих, руководителей, специалистов сельского хозяйства. Указанные проблемы в свою очередь служат причиной ряда иных последствий экономического и социального характера. Необходимо привлечение личных сбережений граждан на приобретение сельскохозяйственной техники и на строительство производственной базы, например через систему кредитных кооперативов.
Образовался замкнутый круг проблем, разорвать который в состоянии лишь целенаправленное воздействие государства. Простым вливанием бюджетных средств ситуацию не изменить, нужно нечто большее, что могло бы мобилизовать ресурсы, интересы и потребности сельхозтоваропроизводителей на снижение затрат, повышение производительности труда.
Фермерские хозяйства сталкиваются с теми же проблемами, что и коллективные сельскохозяйственные организации, но, тем не менее, у них есть и свои специфические проблемы, связанные с тем, что фермерские хозяйства чаще всего создаются на новом участке, где наблюдается:
- отсутствие залогового имущества для получения кредита;
- отсутствие производственной и социальной инфраструктуры;
- недостаток средств на строительство производственных помещений;
- низкий уровень межфермерской кооперации по производству, переработке и сбыту продукции тормозит дальнейшее развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, готовых осваивать новые земли и увеличивать объемы производства.
Поэтому государственные субсидии необходимо направлять на разрешение данных проблем. Но, учитывая характер развития экономики и дефицит государственных ресурсов, необходимо сконцентрировать все средства, которые можно привлечь, на решение наиболее острых проблем в развитии фермерства. Наиболее приемлемым для этого является программно-целевой метод, позволяющий объединить государственные, заемные и собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей для решения поставленных задач.
Агропромышленный комплекс является одним из наиболее крупных и важных секторов экономики, и его состояние оказывает значительное воздействие на социально-экономическую и политическую ситуацию в Удмуртской Республике.
Агропромышленный комплекс Удмуртской Республики выполняет следующие важные задачи:
устойчивое обеспечение населения продовольствием;
обеспечение рабочими местами до 95 процентов трудоспособного населения в сельских районах Удмуртской Республики.
Другое фундаментальное положение заключается в том, что в развитии агропромышленного комплекса одинаково заинтересованы жители города и села. Уровень жизни основной массы народа на две трети зависит от сельского хозяйства, формирующего планку цен на продовольствие. Поэтому и престиж сельского труда, и уровень жизни в деревне должны быть не ниже, чем в городе.
Развитие фермерского движения позволяет рационально распоряжаться средствами производства в сельском хозяйстве, земля приобретает в лице фермера настоящего хозяина. Это будет способствовать росту производства, улучшению благосостояния крестьян.
Важно также подчеркнуть роль малого предпринимательства в решении социальных проблем села, налаживании устойчивого развития сельских территорий, обеспечении занятости и поддержании доходов сельского населения. Малый сектор играет роль социального амортизатора, позволяя государству существенно экономить на программах борьбы с сельской безработицей и бедностью, хотя данная проблема еще далеко не решена.
Особое внимание необходимо уделить межфермерской, в том числе с участием коллективных сельскохозяйственных организаций, кооперации на основе разделения труда в производстве отдельных видов сельскохозяйственной продукции. Такое объединение позволит более рационально использовать производственные мощности сельского хозяйства, улучшить обеспечение сортовыми семенами и молодняком племенного скота, повысить эффективность производства.
Из-за высоких цен крестьянским (фермерским) хозяйствам сложно закупать необходимые средства производства. Фермеры вынуждены отказаться от отдельных видов техники, если ее нельзя задействовать на полную мощность. И здесь решение видится в создании и развитии сельскохозяйственных кооперативов по совместному использованию технических средств.
За счет расширения производства в существующих крестьянских (фермерских) хозяйствах, строительства и реконструкции пустующих животноводческих помещений, ввода строящихся объектов по переработке сельскохозяйственной продукции, открытия новых магазинов будет создано около 1200 рабочих мест.
Таблица 2.1
Сведения о финансировании из бюджета Удмуртской Республики мероприятий Республиканской целевой программы "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов в Удмуртской Республике на 2002 - 2004 годы"
тыс. руб.
N п/п | Наименование мероприятий | Сумма финансирования | ||||
2002 год | 2003 год | 2004 год (ожидаемое финансирование) | Итого за 3 года | В среднем за один год | ||
1 | Выделено из бюджета Удмуртской Республики, всего: | 8920,0 | 4872,0 | 4700,0 | 18492,0 | 6164,0 |
в том числе: государственная поддержка на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств | 5920,0 | 4872,0 | 4700,0 | 15492,0 | 5164,0 | |
капитальные вложения на инженерное обустройство крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов | 3000,0 | 0,0 | 0,0 | 3000,0 | 1000,0 | |
2 | Кроме того выделено средств по другим направлениям государственной поддержки | 2188,0 | 4507,0 | 4950,0 | 11645,0 | 3882 |
3 | Выделено средств для приобретения сельскохозяйственной техники по лизингу | 4200 | 3360 | 4200 | 11760 | 3920 |
Итого | 15308,0 | 12739,0 | 13850,0 | 41897,0 | 13966 |
Средства бюджета Удмуртской Республики, выделяемые на реализацию данной Программы, в большей степени носят инвестиционный характер, а потому оказывают прямое влияние на развитие производства крестьянских (фермерских) хозяйств. Так, при реализации предыдущей Программы с 2002 по 2003 годы субсидии на строительство животноводческих помещений из бюджета Удмуртской Республики составили 5665 тыс. рублей, введено в действие 1090 ското-мест (27 помещений) для крупного рогатого скота и свиней. Фермерские хозяйства, построившие животноводческие помещения, дополнительно произвели за этот период продукции на 18 млн. рублей, изыскали и вложили 8500 тыс. рублей собственных средств на развитие производства.
Эффективное использование полученных средств показывает результаты работы крестьянских (фермерских) хозяйств по выполнению Республиканской целевой программы "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов в Удмуртской Республике на 2002 - 2004 годы".