ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 01 сентября 2003 года № 229
Об организации комплексного государственного мониторинга окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Удмуртской Республики
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
снят с контрол я в соответствии с распоряжением Правительства УР от 5 мая 2004 года № 450-р
Признать утратившим силу в соответствии с постановлением Правительства УР от 5 июля 2010 года № 216
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», распоряжением Президента Российской Федерации от 23 марта 2000 года № 86-рп, постановлениями Правительства Российской Федерации от 05 ноября 1995 года № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», от 24 февраля 1999 года № 208 «Об утверждении Положения о зоне защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия», от 31 марта 2003 года № 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)» Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации комплексного государственного мониторинга окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Удмуртской Республики.
2. Рекомендовать руководителям организаций и учреждений, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике, образующих систему комплексного государственного мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Удмуртской Республики, принять участие в организации комплексного государственного мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Удмуртской Республики.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики В.А.Савельева.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.Питкевич
Утверждено
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 01 сентября 2003 года № 229
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации комплексного государственного мониторинга окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории
Удмуртской Республики
1. Настоящее Положение, разработанное во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации от 23 марта 2000 года № 86-рп, постановлений Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», от 24 февраля 1999 года № 208 «Об утверждении Положения о зоне защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия», от 31 марта 2003 года № 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)», определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования комплексного государственного мониторинга окружающей среды, прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Удмуртской Республики.
2. Основными задачами комплексного государственного мониторинга окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются:
наблюдение за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;
оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды под воздействием этих источников на окружающую среду;
сбор и подготовка достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и проведения мероприятий по их предупреждению;
организация и проведение наблюдения за количественными и качественными показателями (их совокупностью), характеризующими состояние окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;
оценка состояния окружающей среды, своевременное выявление и прогноз развития негативных процессов, влияющих на состояние окружающей среды, выработка рекомендаций по предотвращению вредных воздействий на нее;
информационное обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц по вопросам состояния окружающей среды;
формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды;
сбор, обработка и анализ информации об источниках чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на потенциально-опасных объектах;
прогнозирование возможного возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий на основе оперативной фактической и прогностической информации, поступающей от ведомственных и других служб наблюдения за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
лабораторный контроль, проводимый с целью обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;
разработка, оценка эффективности реализации мер по предотвращению или устранению чрезвычайных ситуаций;
разработка сценариев развития чрезвычайных ситуаций и их ликвидации;
информационное обеспечение управления и контроля в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создание банка данных по источникам чрезвычайных ситуаций.
3. Государственный мониторинг окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется Министерством по делам ГО и ЧС Удмуртской Республики через систему комплексного государственного мониторинга окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Удмуртской Республики (далее СКГМП ЧС УР).
СКГМП ЧС УР является информационно-аналитическим звеном Удмуртской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее УТП РСЧС) и объединяет органы управления территориальных, местных и локальных подсистем и звеньев, расположенных на территории Удмуртской Республики.
СКГМП ЧС УР обеспечивается оперативной и прогностической информацией о состоянии окружающей природной среды, в том числе опасных гидрометеорологических явлениях, вызывающих стихийные бедствия, а также о загрязнении различных сред обитания и объектов (в том числе продуктами неполного сгорания и разложения химически опасных веществ в результате возможных пожаров) в соответствии с Положением о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2000 года № 622, Удмуртским республиканским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, Министерством здравоохранения Удмуртской Республики, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики при участии других органов исполнительной власти Удмуртской Республики.
4. Обмен информацией в рамках СКГМП ЧС УР осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 года № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», с учетом распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 18 ноября 1997 года № 398-р и в соответствии с Порядком подготовки, представления прогнозной информации и организации реагирования на прогнозы чрезвычайных ситуаций (приложение № 1).
5. Общую координацию деятельности СКГМП ЧС УР осуществляет Комиссия по чрезвычайным ситуациям Правительства Удмуртской Республики (далее КЧС).
Общее руководство деятельностью СКГМП ЧС УР возлагается на Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Удмуртской Республики (далее МЧС Удмуртской Республики).
Организационно-методическое руководство и координацию деятельности СКГМП ЧС УР осуществляет созданный в составе Министерства по делам ГО и ЧС Удмуртской Республики территориальный центр мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций Удмуртской Республики МЧС Удмуртской Республики (далее ТЦМП ЧС УР).
Положение о ТЦМП ЧС УР утверждается министром по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Удмуртской Республике по согласованию с начальником регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям Правительства Удмуртской Республики.
Перечень организаций и учреждений, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Удмуртской Республики, образующих СКГМП ЧС УР, определен в приложении № 2 к настоящему Положению.
СКГМП ЧС УР функционирует на территориальном, местном и локальном уровнях.
Территориальный уровень включает КЧС Правительства Удмуртской Республики, территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти Удмуртской Республики, МЧС Удмуртской Республики, организации, учреждения и ведомства, осуществляющие государственный экологический мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций на территории Удмуртской Республики.
Местный уровень включает в себя комиссии по чрезвычайным ситуациям, управления (отделы) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городов и районов, местные подразделения специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Удмуртской Республики.
Локальный уровень включает потенциально опасные объекты Удмуртской Республики, определенные правовыми актами Правительства Удмуртской Республики.
Источниками сбора и получения информации на всех уровнях являются дежурно-диспетчерские службы и системы контроля учреждений, организаций, ведомств, дежурные службы и системы комплексного мониторинга потенциально опасных объектов, расположенных на территории Удмуртской Республики.
6. Комплексная система государственного мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на потенциально опасном объекте должна включать экологический мониторинг - локальный и импактный (в местах возможно наибольшего загрязнения), систему производственного контроля, систему пожарной сигнализации, видеонаблюдение внутри производственных помещений, на территории и в санитарно-защитной зоне потенциально опасного объекта, а также локальную систему оповещения.
Управление комплексной системой мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на потенциально опасном объекте осуществляется с автоматизированного рабочего места дежурно-диспетчерской службы, сопряженного с автоматизированными рабочими местами дежурно-диспетчерских служб органа местного самоуправления и Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Удмуртской Республики (приложения № 3, 4, 5).
7. В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемых или возникших чрезвычайных ситуаций функционирование СКГМП ЧС УР осуществляется в трех режимах:
в режиме повседневной деятельности - при отсутствии признаков и условий, свидетельствующих о возникновении чрезвычайных ситуаций;
в режиме повышенной готовности - при возникновении и прогрессирующем развитии источников чрезвычайных ситуаций;
в режиме чрезвычайной ситуации - при возникновении, развитии и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
8. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании СКГМП ЧС УР, являются:
в режиме повседневной деятельности:
осуществление мероприятий по сбору, обработке и анализу информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций, о наличии, технической оснащенности и готовности формирований;
прогнозирование обстановки и оценка риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
совершенствование научно-методической, технологической и материально-технической базы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
повышение эффективности межведомственного и межуровневого взаимодействия в СКГМП ЧС УР;
подготовка и повышение квалификации специалистов в области прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
в режиме повышенной готовности:
формирование оперативно-аналитических групп для углубленного анализа и оценки обстановки, выработки пакетов оперативных превентивных мер по предотвращению, локализации и смягчению последствий возможных чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с пожарами, в зависимости от вероятных сценариев развития ситуации;
образование дежурных лабораторных бригад для проведения при необходимости обследования зоны возможного возникновения и развития чрезвычайной ситуации;
организация при необходимости учащенных наблюдений за параметрами потенциальных источников возможных чрезвычайных ситуаций;
в режиме чрезвычайной ситуации:
организация работы по оперативному прогнозированию и контролю параметров развития чрезвычайных ситуаций и пожаров, их социально-экономических последствий;
выдвижение лабораторных бригад (специалистов, оперативной группы управления Государственной противопожарной службы) в район чрезвычайной ситуации и организация контроля за параметрами чрезвычайной ситуации и ее источниками;
разработка мероприятий по локализации чрезвычайной ситуации с учетом вероятных сценариев развития обстановки и прогнозируемой динамики параметров источников чрезвычайных ситуаций.
9. Финансирование СКГМП ЧС УР осуществляется на соответствующем уровне в пределах утвержденных на очередной финансовый год смет учреждений, организаций, входящих в СКГМП ЧС УР, и за счет средств предприятий и организаций.
Приложение № 1
к ПОЛОЖЕНИЮ об организации комплексного
государственного мониторинга окружающей
среды и прогнозирования чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера на территории Удмуртской Республики
Порядок
подготовки, представления прогнозной информации и организации реагирования на прогнозы чрезвычайных ситуаций
1. Настоящий Порядок разработан на основании распоряжения Президента Российской Федерации от 23 марта 2000 года № 86-рп, постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2003 года № 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)» и положения по организации комплексного государственного мониторинга окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Удмуртской Республики.
2. Порядок регулирует в организации комплексного государственного мониторинга, окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Удмуртской Республики вопросы подготовки, представления прогнозной информации о возможном возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), а также вопросы организации реагирования на прогнозы ЧС.
3. Подготовка и представление прогнозов ЧС осуществляется в целях обеспечения заблаговременной организации предупредительных мероприятий при угрозе возникновения ЧС, минимизации риска гибели людей и снижения ущерба от ЧС.
4. Подготовка и представление прогнозов ЧС осуществляется на террито-риальном, местном и локальном уровнях.
5. Подготовка и представление прогнозов осуществляется по шести периодам:
на год (долгосрочный прогноз ЧС);
на сезон (долгосрочный прогноз циклических ЧС);
на месяц (среднесрочный прогноз ЧС);
на неделю (краткосрочный недельный прогноз ЧС);
на сутки (оперативный ежедневный прогноз ЧС);
на период менее 24 часов (экстренное предупреждение).
6. Исходная информация для формирования прогнозов ЧС по утвержденной форме представляется в следующие сроки:
до 1 декабря текущего года - для долгосрочного прогноза ЧС;
до 15 сентября - для долгосрочного прогноза циклических ЧС на осенне-зимний период;
до 1 марта - для долгосрочного прогноза циклических ЧС, обусловленных весенним снеготаянием;
до 20 марта - для долгосрочного прогноза циклических ЧС, обусловленных природными пожарами;
до 23 числа каждого месяца - среднесрочный прогноз ЧС на месяц;
каждую среду к 12.00 - краткосрочный недельный прогноз ЧС;
ежедневно к 13.00 - оперативный ежедневный прогноз ЧС на следующие сутки;
экстренное предупреждение представляется немедленно после получения исходной информации и составления его текста.