1. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, является основанием для назначения референдума Государственным Советом Удмуртской Республики в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
2. Количество представляемых для назначения референдума подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, может превышать количество подписей, предусмотренное пунктом 1 статьи 22 настоящего Закона, но не более чем на 25 процентов.
3. Центральная избирательная комиссия Удмуртской Республики для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об участниках референдума и подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, привлеченных специалистов (экспертов). Заключения специалистов (экспертов) могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах.
(в ред. Закона Удмуртской Республики от 22.12.2003 N 64-РЗ)
Проверке могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для назначения референдума количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки (жребия) определяется Центральной избирательной комиссией Удмуртской Республики.
(в ред. Закона Удмуртской Республики от 22.12.2003 N 64-РЗ)
По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.
4. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами проведения референдума, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в Центральную избирательную комиссию Удмуртской Республики.
(в ред. Закона Удмуртской Республики от 22.12.2003 N 64-РЗ)
Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Недействительными считаются:
а) подписи лиц, не обладающих правом на участие в референдуме;
б) подписи участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
в) подписи участников референдума без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения участником референдума своей подписи;
г) подписи участников референдума, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
д) подписи участников референдума с исправлением в дате ее внесения в подписной лист, если это исправление специально не оговорено участником референдума, а также подписи участников референдума, даты внесения которых проставлены участником референдума не собственноручно;
е) подписи участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума;
ж) все подписи в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума;
з) подписи участников референдума, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума;
и) подписи, собранные с участием органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов комиссий референдума с правом решающего голоса, либо с принуждением участников референдума в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением участников референдума за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат;
к) подписи участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
л) все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложением к настоящему Закону.
5. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) настоящему Закону, не учитывается только подпись (подписи) в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "ж" и "л" пункта 4 настоящей статьи.
6. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи недействительной, если не установлена ее недостоверность и (или) недействительность в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи. Не могут служить основанием для признания подписи участника референдума недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных. Установление достоверности подписи участника референдума методом опроса запрещается.
7. При проведении проверки подписей, представленных инициативной группой по проведению референдума, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать представители инициативной группы по проведению референдума. О соответствующей проверке должен извещаться уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума.
8. При обнаружении среди проверяемых подписей 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для назначения референдума количества достоверных подписей Центральная избирательная комиссия Удмуртской Республики отказывает в проведении референдума.