Результатом реализации республиканских программ поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике в 1994 - 1999 гг. стало формирование основы целостной системы его государственной поддержки. В этот период была создана нормативно - правовая база, сформированы соответствующие органы исполнительной власти и инфраструктура, развернута работа по финансированию и кредитованию субъектов малого предпринимательства, активизировалась деятельность общественных объединений предпринимателей, стали налаживаться межрегиональные контакты.
В этой связи, государственная поддержка сферы малого предпринимательства должна быть нацелена уже не на создание ее нормативно - правовых, организационно - технических, инфраструктурных и финансово - экономических основ и механизмов, а на их совершенствование, адаптацию к изменившимся макроэкономическим условиям и повышение эффективности действующих элементов.
При разработке и практическом осуществлении мер поддержки, должны быть приняты во внимание особенности сферы малого предпринимательства, заимствован положительный опыт поддержки других регионов России, учтены недостатки и упущения, выявленные в результате анализа выполнения программ 1994 - 1999 гг.
Несмотря на неплохие результаты деятельности малого предпринимательства в 1994 - 1999 гг., положение в этой сфере экономики продолжает оставаться сложным и неустойчивым. Значительная часть малых предприятий не приступает к хозяйственной деятельности после своей регистрации либо сворачивает ее через короткий промежуток времени. Основными причинами этого являются высокая степень зависимости развития малого предпринимательства от воздействия внешней среды и внутренние проблемы самой сферы малого предпринимательства.
Среди негативных факторов внешней среды необходимо отметить:
- постоянный рост цен на сырье и снижение покупательской способности населения;
- ограниченность республиканского рынка, наличие административных барьеров при вывозе продукции в другие регионы России, рост транспортных тарифов;
- чрезмерная жесткость налоговой политики, вызывающая сокрытие реальных финансовых результатов, вынужденный "уход" малых предприятий в "теневую экономику";
- наличие неоправданно большого количества административно - бюрократических регуляторов и запретов, ограничивающих развитие сферы малого предпринимательства;
- недоверие предпринимателей к законодательным и исполнительным инициативам органов государственной власти.
К числу внутренних проблем могут быть отнесены:
- противоречивость сформированной нормативно - правовой базы;
- недостаток финансовых ресурсов;
- слабая координация деятельности объектов инфраструктуры и дублирование ими функций друг друга;
- неотрегулированность трудовых отношений между владельцами предприятий и наемными работниками, затрудняющая разрешение социальных конфликтов на правовой основе;
- низкая представительность, недостаточная востребованность малого предпринимательства в политическом процессе, органах законодательной власти и местного самоуправления;
- низкая квалификация предпринимателей и персонала в области предпринимательской деятельности.
Полностью устранить или существенно ограничить выявленные проблемы и противоречия, учитывая их отношение к различным сферам законотворческой и практической деятельности (хозяйственное и налоговое право, трудовое законодательство, финансы и т.д.), возможно только в случае их комплексного и взаимоувязанного решения в рамках республиканской, районных и городских программ. Это обстоятельство является важнейшим условием для разработки эффективной государственной программы поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике.