К 2000 году малое предпринимательство в Удмуртской Республике сложилось как самостоятельная и устойчивая сфера хозяйственной деятельности. Вместе с тем, как необходимый структурный и функциональный элемент, социально ориентированной рыночной экономики, малое предпринимательство обладает еще до конца не раскрытым уникальным потенциалом и преимуществами, которые необходимо реализовать путем обеспечения внутренней устойчивости и саморазвития этой сферы, для достижения целей государственной социально - экономической политики.
Социально - политический потенциал малого предпринимательства проявляется в формировании "среднего класса" в условиях расслоения общества, смягчении ситуации на рынке труда, формировании деловых и профессиональных способностей человека, реализации его гражданских прав, росте реальных доходов населения.
По данным Государственного комитета Удмуртской Республики по статистике на 01.10.99 г. количество малых предприятий в республике превысило 8324 единицы, численность занятых, с учетом индивидуальных предпринимателей, достигла 118 тыс. человек, объем выпущенной продукции превысил 3290 млн. руб. В сравнении с 1995 годом число предприятий и занятых на них увеличилось более чем в 3 раза.
Адаптационный потенциал - характеризуется высокой степенью приспосабливаемости субъектов малого предпринимательства к жестким и часто меняющимся условиям внешней среды, способностью быстро осваивать новые рыночные ниши, создавать конкурентоспособные производства при относительно низких капитальных и текущих затратах.
Так, если после финансового кризиса августа 1998 года наблюдалось свертывание деятельности в этой сфере экономики, то уже к концу года вновь обозначился ее рост: к концу 1999 года численность занятых на малых предприятиях увеличилась на 16 процентов.
Потенциал территориального и муниципального развития - определяется вкладом малого предпринимательства в выравнивание уровней экономического развития городов и районов республики, создание новых рабочих мест, обеспечение роста доходов занятого населения и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней при ориентации деятельности субъектов малого предпринимательства на местные региональные рынки, особенно в сфере производства потребительских товаров и оказания услуг населению.
Общий сбор налогов в бюджеты всех уровней в сфере малого предпринимательства, в 1998 году превысил 117 млн. рублей и достиг 12 процентов налоговых поступлений от крупных и средних предприятий.
Инновационный потенциал малого предпринимательства определяется его способностью к освоению научно - технических, технологических, организационно - экономических нововведений и их коммерческому использованию с незначительными стартовыми затратами.
Интеграционный потенциал - характеризуется возможностью преодолевать политические, административные и экономические барьеры и на микроуровне воссоздавать утраченные и формировать новые хозяйственные связи, встраиваться в целостные, производственно - технологические, кооперационные системы с участием крупных хозяйствующих субъектов.
Инвестиционный потенциал - проявляется в ускоренном освоении инвестиций, резком увеличении стоимости и быстрой оборачиваемости капитала.
Кадровый потенциал - обусловлен возможностью вовлечения в сферу малого предпринимательства широкого круга населения, включая молодежь, социально - незащищенные слои населения и безработных граждан.
Потенциал и преимущества малого предпринимательства представляют собой дополнительный ресурс для реализации государственной социально - экономической политики, полное использование которого будет способствовать наиболее быстрому и эффективному решению поставленных программных задач развития. Со своей стороны государство должно сформировать условия для саморазвития малого предпринимательства, всемерного использования его потенциала, минимизации негативных внешних воздействий.
Раскрытие внутреннего потенциала малого предпринимательства является необходимым условием его развития и составляет основу формирования данной Программы.