ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июля 2001 года № 729

О Концепции республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда на 2002-2005 годы



В целях реализации Федерального закона от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Плана практических мероприятий по улучшению условий и охраны труда на 1999-2001 годы, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22 февраля 1999 года № 224, снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в республике, создания условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда на 2002-2005 годы.

2. Поручить Государственному комитету Удмуртской Республики по труду разработать республиканскую целевую программу улучшения условий и охраны труда на 2002-2005 годы в III квартале 2001 года и внести на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики.

3. Министерствам, государственным комитетам и ведомствам Удмуртской Республики внести предложения с расчетом необходимых затрат в срок до 25 августа 2001 года в Государственный комитет Удмуртской Республики по труду.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики Савельева В.А.

 Председатель Правительства
     Удмуртской Республики
      Ю.С. Питкевич


Утверждена
постановлением Правительства
      Удмуртской Республики
     от 16 июля 2001 года № 729

КОНЦЕПЦИЯ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА НА 2002-2005 ГОДЫ

I. ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ


1. Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

2. План практических мероприятий по улучшению условий и охраны труда на 1999-2001 годы, утвержденный постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22 февраля 1999 года № 224.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Цели программы - разработка комплекса взаимосвязанных мер правового, социально-экономического, медико-биологического, технического и организационного характера, направленных на реализацию государственной политики в области охраны труда, изложенной в Федеральном законе от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

Задачи программы:

снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Удмуртской Республике;

создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

совершенствование законодательной и нормативной базы по охране труда;

повышение уровня гарантий правовой и социальной защиты работников от профессионального риска.

III. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ


На сегодняшний день на территории Удмуртской Республики состояние условий труда во многих организациях отраслей экономики продолжает оставаться неудовлетворительным.

По данным Государственного комитета Удмуртской Республики по статистике, доля работников промышленности, строительства, транспорта и связи, занятых в условиях, не отвечающих требованиям санитарно-гигиенических норм, в 1999 году составила 15,7 % от общей численности работающих (в 1998 году - 15,2 %). Особенно велика доля работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, в организациях авиационного транспорта - 47,2 %; черной металлургии - 41,3 %; полиграфической промышленности - 21,5 % и промышленности строительных материалов - 21,4 %.

В 1999 году 92,3 тыс. человек, или 38,8% работали в неблагоприятных условиях труда, из них 31,4 тыс. или 32,1% - женщины. В этих условиях трудилось:

в промышленности 74,5 тыс.человек или 40,8% от общего числа занятых в этой сфере экономики;

в строительстве 6,4 тыс. человек или 30,4%;

на транспорте 10,3 тыс. человек или 39,3%;

в связи 1,2 тыс. человек или 15,1%.

В связи с неблагоприятными условиями труда велика доля работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций по условиям труда. Среди лиц, пользующихся компенсациями за неблагоприятные условия труда, 69,9 % работников пользуются правом на дополнительный отпуск;

66,7 % - на бесплатное получение молока или других пищевых продуктов;

56,4 % - на повышенные тарифные ставки;

39,3 % - на государственную пенсию на льготных условиях по Спискам № 1 и № 2. В 1999 году по сравнению с 1998 годом произошел рост удельного веса работников, которым за работу в неблагоприятных условиях труда установлены пенсии на льготных условиях на 0,5 %; повышенные тарифные ставки, оклады, доплаты на 0,2 %; бесплатное получение молока или других равноценных продуктов на 0,9 %.

По данным Государственного комитета Удмуртской Республики по статистике в 1999 году от травм на производстве пострадало 2588 человек (в 1998 году - 2458 человек), а том числе 672 женщины, 17 подростков; из них погибло 43 человека (в том числе 7 женщин). Увеличение абсолютного количества пострадавших на фоне сокращения численности работающих особо указывает на рост производственного травматизма (увеличение относительных показателей производственного травматизма). Число пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих в 1999 году составило 6,3 (в 1998 году - 5,8); в том числе женщин - 3,6; из них число погибших в расчете на 1000 работающих - 0,09; в том числе женщин - 0,038.

Неудовлетворительное состояние условий труда продолжает оставаться основной причиной формирования у работающих профессиональной патологии. Анализ профессиональной заболеваемости в Удмуртской Республике, предоставленный Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Удмуртской Республике, показал, что в 1996 г. установлено 32 случая или 0,85 на 10 тыс. работающих, в 1997 г. - 52 случая или 1,43 на 10 тыс. работающих, в 1998 г. - 43 случая или 1,31 на 10 тыс. работающих, в 1999 г. - 61 случай или 1,85 на 10 тысяч работающих, в 2000 г. - 67 случаев или 2,02 на 10 тыс. работающих.



            1996 г.

               1997 г.

                1998 г.

                1999 г.

       2000 г.



Всего

На

10 тыс. работающих

Всего

На

10 тыс. работающих  

Всего

На

10 тыс. работающих

  

  

Всего

На

10 тыс. работающих

Всего

На

10 тыс. работающих

  

  

Число установленных случаев профессио нальных заболеваний   

32

0,85

52

1,43

43

1,31

61

1,85

67

2,02


Из приведенных данных видно, что профессиональная заболеваемость в республике возросла в 2000 году в 1,09 раза по сравнению с 1999 годом.

Главными причинами, определяющими высокие показатели производственного травматизма, как и профессиональных заболеваний, являются:

старение основных производственных фондов, износ которых в некоторых отраслях промышленности достигает 70 % и более, заметное сокращение капитального и профилактического ремонта промышленных зданий, сооружений, машин и оборудования;

ухудшение контроля за технической безопасностью производств в результате разрушения отраслевой системы управления охраной труда, сокращения служб охраны труда на предприятиях;

ослабление ответственности работодателей и руководителей производств за состояние условий и охраны труда;

ослабление трудовой, производственной и технологической дисциплины.

IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ


В проект республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда на 2002-2005 годы (далее Программа) включены следующие направления:

1. Нормативно-правовое обеспечение условий и охраны труда

Необходимость в разработке мероприятий по нормативно-правовому обеспечению условий и охраны труда вызвана, прежде всего, тем, что принятый 17 июля 1999 года Федеральный закон № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", принципиально меняет законодательную базу в области охраны труда, поднимает ее на уровень современных требований, включая международные нормы и практику. В частности, разграничены функции в сфере охраны труда федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расширены и более четко сформулированы отдельные права работников на охрану труда. Все это требует принятия ряда нормативных актов, обеспечивающих механизм реализации Закона в Удмуртской Республике.

2. Организационное и техническое обеспечение условий и охраны труда

В области организационного и технического обеспечения Программа предусматривает следующие направления работ:

разработка методических, информационных и справочных материалов для органов исполнительной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике, участвующих в управлении охраной труда, работодателей и служб охраны труда организаций;

реализация государственной системы управления охраной труда от органов исполнительной власти Удмуртской Республики до служб охраны труда организаций;

создание единого республиканского автоматизированного банка данных нормативно-правовой базы;

проведение аттестации рабочих мест с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда, особенно на рабочих местах, где применяется труд женщин и лиц моложе 18 лет, разработка программ высвобождения и переобучения женщин и подростков;

обеспечение эффективной работы Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Удмуртской Республики.

3. Социальная, медицинская и профессиональная реабилитация лиц, пострадавших на производстве

Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ «Об охране труда в Российской Федерации» определено, что сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, а также санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические мероприятия. В рамках этих направлении будет уделено внимание совершенствованию медико-социальной экспертизы, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве.

4. Совершенствование социального партнерства в области охраны труда субъектов социально-трудовых отношений

Социальное партнерство является одним из путей выработки решений и достижения согласия в области охраны труда: органов государственной власти, объединений работодателей и объединений трудящихся через систему соглашений и коллективных договоров в организации.

В этой связи, в Программе будет уделено внимание предложениям, касающимся совершенствования форм и методов социального партнерства в области охраны труда, разработке конкретных мер по урегулированию вопросов условий охраны труда в организации.

5. Информационное обеспечение охраны труда, совершенствование системы непрерывного образования


Мероприятия этого раздела Программы направлены на улучшение информационного обеспечения охраны труда на основе создания автоматизированной системы информации республиканских, территориальных, отраслевых банков данных.

Мероприятия по непрерывному образованию направлены, прежде всего, на повышение уровня знаний по охране труда всех участников производства и включают в себя мероприятия, касающиеся совершенствования методов обучения, разработку и внедрение учебных пособий, технических средств обучения в области охраны труда, проведение выставок по охране труда, конференций, совещаний.

V. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Реализация предусматриваемых Программой мероприятий позволит:

усовершенствовать систему государственного управления охраной труда на республиканском уровне;

сформировать законодательную и нормативную базу обеспечения охраны труда;

повысить эффективность экспертизы условий труда по охране труда;

повысить эффективность информационного обеспечения и пропаганды охраны труда в средствах массовой информации.

Особое внимание при разработке Программы будет уделено минимизации затрат на проведение каждого мероприятия и, как следствие, уменьшение суммы затрат по Программе в целом при одновременном сохранении эффекта решения совокупности поставленных задач и полноты достижения исходной цели.

Социальный эффект реализации Программы будет проявляться, прежде всего, в сохранении здоровья и повышении работоспособности работников, сокращении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях республики, повышении социальной защищенности работников.

VI. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ


В качестве источников финансирования предполагается использовать денежные средства из бюджета Удмуртской Республики, бюджетов органов местного самоуправления в Удмуртской Республике, организаций, средства предприятий (организаций), внебюджетные источники.

По предварительным данным объем финансирования программы 2002-2005 годов составит 36,25 млн. руб., в том числе по источникам:

федеральный бюджет - 1,2 млн. руб.;

республиканский бюджет - 12 млн. руб.;

внебюджетные источники - 22,8 млн. руб.;

средства от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда - 0,25 млн. руб.

VII. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ


В число исполнителей мероприятий Программы включены органы исполнительной власти Удмуртской Республики, органы местного самоуправления в Удмуртской Республике, организации.

VIII. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ


Управление осуществлением Программы предполагается передать Государственному заказчику Программы, которым является Государственный комитет Удмуртской Республики по труду.

Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы предполагается возложить на Межведомственную комиссию по охране труда при Правительстве Удмуртской Республики.

Государственный заказчик организует подготовку и представляет на обсуждение Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Удмуртской Республики:

проекты законодательных актов по проблемам улучшения условий и охраны труда, подготовленные для представления Правительству Удмуртской Республики;

проекты постановлений Правительства Удмуртской Республики и нормативных правовых актов по данной проблеме;

предложения, связанные с корректировкой целевых показателей, сроков, исполнителей и объемов ресурсов по Программе.

Государственный комитет Удмуртской Республики по труду, выполняя функции Государственного заказчика, заключает государственные контракты (договора), обеспечивающие проведение мероприятий в рамках Программы, а также организует текущий контроль за ходом работ.

IX. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ


Программа представляет собой единый комплекс организационных, методических, исследовательских, конструкторских, производственных, санитарно-гигиенических, медицинских, учебно-пропагандистских и других мероприятий, обеспечивающих достижение исходных целей. Результаты, полученные организациями - участниками Программы в виде правовых актов, методических рекомендаций, технологической и конструкторской документации, инструкций, учебной литературы и других материалов, будут использованы на некоммерческой основе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»