УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 22 октября 1997 года N 493-I
О государственной молодежной политике в Удмуртской Республике
__________________________________________________________________________________________________________
признать утратившим силу в соответствии с Законом УР от 29 декабря 2005 года № 79-РЗ
с изменениями и дополнениями, внесенными Законом УР от 6 декабря 2001 года № 55-РЗ
статью 25.1 признать утратившей силу в соответствии с Законом УР от 30 июня 2005 года № 35-РЗ
___________________________________________________________________________________________________________
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы реализации государственной молодежной политики в Удмуртской Республике, гарантирует права и свободы гражданам в возрасте до 30 лет, молодым семьям, молодежным и детским общественным объединениям, социальные гарантии работникам учреждений, ведущим работу с детьми и молодежью, а также обеспечивает всестороннее развитие и социальное становление молодых граждан и реализацию их творческого потенциала в интересах личности и общества. (в ред. Закона УР от 6 декабря 2001 года № 55-РЗ)
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Удмуртской Республики государственной молодежной политики.
Понятия, используемые в настоящем Законе:
государственная молодежная политика - система социально-экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан, осуществляемая государством для социального становления, развития молодежи и наиболее полной реализации ее потенциала в интересах общества;
молодежь (молодые граждане) - граждане в возрасте от 14 до 30 лет;
несовершеннолетний - гражданин, достигший 18 лет, если он не признан в установленном порядке гюлностью дееспособным;
дети - несовершеннолетние в возрасте до 14 лет;
молодежное общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан в возрасте от 14 до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, социальное становление и развитие его членов, а также в целях защиты своих прав и свобод;
детское общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан в возрасте от 8 до 18 лет и совершеннолетних граждан, объединившихся для совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов, развитие творческих способностей и социальное становление его членов, а также в целях защиты своих прав и свобод;
молодая семья - семья в первые 3 года после заключения брака (в случае рождения ребенка - без ограничения продолжительности брака), если оба супруга не достигли возраста 30 лет, а также неполные семьи с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста.
молодежные предприятия - созданные и действующие на территории Удмуртской Республики в установленном порядке (в ред. Закона УР от 6 декабря 2001 года № 55-РЗ):
хозяйственные товарищества и общества молодежных общественных объединений или хозяйственные товарищества и общества, в которых доля вклада молодежного общественного объединения составляет не менее 50 процентов уставного капитала;
хозяйственные товарищества и общества, в которых доля вклада учредителей (собственников) молодых граждан составляет не менее 75 процентов уставного капитала;
хозяйственные товарищества и общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, в которых не менее половины численности работников, в том числе и временных, составляют молодые граждане;
молодой работник предприятия - молодой гражданин, выступающий в качестве работника субъектом трудовых отношений, в возрасте до 30 лет; (в ред. Закона УР от 6 декабря 2001 года № 55-РЗ)
молодой специалист - молодой работник, имеющий высшее или среднее профессиональное образование, имеющий стаж работы на предприятии до 5 лет. (в ред. Закона УР от 6 декабря 2001 года № 55-РЗ)
Государственная молодежная политика в Удмуртской Республике осуществляется на основе следующих принципов:
приоритета прав человека, общих гуманистических и патриотических ценностей в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, направленной на содействие социальному становлению, развитию и самореализации молодежи в общественной жизни;
законодательного обеспечения прав молодежи и недопустимости снижения достигнутого уровня юридической и социальной защиты этих прав;
непосредственного участия молодых граждан, молодежных и детских общественных объединений в формировании и реализации государственной молодежной политики;
ответственности молодежи перед обществом, сочетания интересов молодежи с интересами государства и общества, других социальных групп;
поддержки молодежи с целью выравнивания стартовых возможностей для жизнедеятельности и самореализации, реализации общественно-полезных инициатив молодых граждан и их объединений;
содействия предприятиям, учреждениям, организациям, гражданам, чья деятельность направлена на поддержку молодежи и детей, молодежных и детских общественных объединений, учреждений, ведущих работу с молодежью и детьми;
ответственности за нарушение прав и законных интересов молодежи и причинение ей морального вреда.
Государственная молодежная политика в Удмуртской Республике реализуется в следующих формах:
принятие законов и иных нормативных правовых актов Удмуртской Республики в области государственной молодежной политики;
участие в разработке и реализации федеральных программ;
разработка и реализация республиканских целевых программ;
содействие в разработке и реализации программ городов и районов Удмуртской Республики;
включение разделов, касающихся молодежи и молодежной политики, в программы социально-экономического развития Удмуртской Республики. (в ред. Закона УР от 6 декабря 2001 года № 55-РЗ)
создание условий для реализации молодыми гражданами, молодыми семьями, молодежными и детскими общественными объединениями их прав, получения гарантий и льгот, предоставленных законодательством.
Разграничение компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Удмуртской Республики в области государственной молодежной политики осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Конституции Удмуртской Республики и Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Удмуртской Республики, а также заключаемых на их основе соглашений.
1. Законодательство Удмуртской Республики о государственной молодежной политике основывается на Конституции Российской Федерации и Конституции Удмуртской Республики, законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Удмуртской Республики, включает в себя настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Удмуртской Республики.
2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и Удмуртской Республики в области государственной молодежной политики издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты Удмуртской Республики. До издания федерального закона, регулирующего общественные отношения в области государственной молодежной политики, Удмуртская Республика осуществляет собственное правовое регулирование, не противоречащее законодательству Российской Федерации.
3. Органы государственной власти Удмуртской Республики обеспечивают обновление законодательства о государственной молодежной политике по мере социально-экономического развития Удмуртской Республики и принятия соответствующих законодательных актов на уровне Российской Федерации в целях расширения прав молодежи и укрепления гарантий их осуществления.
Правительство Удмуртской Республики ежегодно представляет в Государственный Совет Удмуртской Республики, направляет органам местного самоуправления Удмуртской Республики Государственный доклад о положении молодежи в Удмуртской Республике.
Государственный доклад о положении молодежи в Удмуртской Республике рассматривается Государственным Советом Удмуртской Республики для принятия соответствующих решений.
1. Государственная молодежная политика в Удмуртской Республике реализуется в следующих основных направлениях:
обеспечение соблюдения прав молодежи;
обеспечение прав и гарантий молодежи в сфере труда и занятости;
обеспечение и охрана прав молодежи в сфере получения социальных услуг;
содействие экономической самостоятельности молодежи;
поддержка молодой семьи;
поддержка талантливой и одаренной молодежи;
формирование необходимых условий, направленных на физическое и духовное развитие детей и молодежи;
содействие международному молодежному сотрудничеству;
поддержка молодежного жилищного строительства;
гражданское и патриотическое воспитание молодежи;
содействие профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений;
информационное и консультационное обеспечение молодежи. (в ред. Закона УР от 6 декабря 2001 года № 55-РЗ)
2. Каждое из указанных в настоящей статье направлении обеспечивается разработкой нормативной базы, принятием комплексных мер и целевых программ, созданием организационных структур.
1. Органы государственной власти и местного самоуправления обеспечивают соблюдение социально-экономических, политических и личных прав и свобод, предоставленных молодым гражданам Конституцией Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, действующим федеральным законодательством и законодательством Удмуртской Республики. Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав и свобод молодых граждан в зависимости от возраста устанавливаются только федеральным законом.
2. Правовая защита молодых граждан осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Удмуртской Республики, а также международными правовыми актами в области защиты прав молодежи.
1. Органы государственной власти и местного самоуправления при осуществлении политики занятости совместно с государственной службой занятости, некоммерческими и коммерческими организациями обеспечивают условия реализации прав молодых граждан, создания новых рабочих мест, усовершенствования системы профессиональной ориентации и подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров и других мер по сокращению уровня безработицы среди молодых граждан.
2. Органами государственной власти и местного самоуправления, некоммерческими и коммерческими организациями могут создаваться молодежные биржи труда, службы профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки кадров, ориентированные на молодых граждан.
3. Молодым гражданам, не имеющим постоянной работы, а также учащимся и студентам в свободное от учебы время органами государственной власти и местного самоуправления предоставляется возможность временной занятости (благоустройство территории, озеленение, очистка водоемов, рек и т.п.) с оплатой труда из специально выделенных для этого средств.
(часть 4 статьи 10 исключена Законом УР от 6 декабря 2001 года № 55-РЗ)
4. Предприятия, учреждения и организации всех форм собственности создают условия для непрерывного образования молодежи, ее профессионального роста.
В соответствующих разделах коллективных договоров, внутренних локальных актов предприятий, учреждений и организаций предусматриваются меры, направленные на решение проблем молодых граждан, возникающих в процессе их трудовой деятельности.
1. В Удмуртской Республике устанавливается система социальных служб для молодежи, обеспечивающая социальную поддержку, оказание социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, проведение социальной адаптации и реабилитации молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.
2. В систему социальных служб для молодежи входят государственные и негосударственные учреждения социального обслуживания молодежи, центры социально-психологической помощи, наркологические службы, приюты для несовершеннолетних, службы реабилитации подростков и молодежи, центры юридической помощи и консультирования, службы помощи молодой семье, досуговые центры, центры ресоциализации молодежи, вернувшейся из мест заключения, и другие социальные службы.
Порядок создания и финансирования учреждений социального обслуживания молодежи определяется законодательством Российской Федерации, а также целевыми и комплексными программами в области государственной молодежной политики. (в ред. Закона УР от 6 декабря 2001 года № 55-РЗ)
3. Органы государственной власти и местного самоуправления могут устанавливать для молодежи льготы по получению социальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
(в ред. Закона УР от 6 декабря 2001 года № 55-РЗ)
1. В Удмуртской Республике устанавливается система мер правовой, организационной и социально-экономической поддержки самостоятельности молодых граждан и молодых семей в форме принятия и реализации программы содействия экономической самостоятельности молодежи.
2. Органы государственной власти и местного самоуправления, в пределах своей компетенции, могут предоставлять учреждениям органов по делам молодежи на льготных условиях объекты государственной и муниципальной собственности при проведении культурно-досуговых мероприятий в рамках реализации целевых программ.
В Удмуртской Республике органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют поддержку молодой семьи путем реализации специальных программ.
Для молодых семей указанными программами могут предусматриваться:
установление льгот при выделении и пользовании земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства и огородничества в соответствии с действующим земельным законодательством;
определение в бюджете сумм на предоставление долгосрочных кредитов на строительство и приобретение жилья, обзаведение домашним хозяйством, приобретение предметов домашнего обихода длительного пользования, другие неотложные нужды;