Об участии граждан в охране общественного порядка
_____________________________________________________________________________________________________________
Признать утратившим силу в соответствии с Законом УР от 23 октября 2014 года № 59-РЗ
с изменениями в ст.17, внесенными Законом УР от 29.11.2000г. №235-II
с изменениями и дополнениями, внесенными Законом УР от 18.02.2002г. №4-РЗ
с изменениями, внесенными законом УР от 2 декабря 2002 года № 64-РЗ
_____________________________________________________________________________________________________________
В целях реализации положений Конституции Российской Федерации настоящий Закон направлен на создание правовых условий для защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности на территории Удмуртской Республики (в ред. закона УР от 2 декабря 2002 года № 64-РЗ).
Действие настоящего закона не распространяется на правоотношения, возникающие в связи с оперативно-розыскной, частной детективной и охранной деятельностью, регламентируемые специальными федеральными законами.
Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, Конституция Удмуртской Республики, настоящий закон, другие нормативные акты Российской Федерации и Удмуртской Республики, органов местного самоуправления городов и районов Удмуртской Республики, изданные в пределах их полномочий.
(в ред. закона УР от 2 декабря 2002 года № 64-РЗ)
Деятельность граждан и их бъединений по охране общественного порядка, не предусмотренная настоящим Законом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. закона УР от 2 декабря 2002 года № 64-РЗ)
Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в соответствии с принципами добровольности, законности, защиты соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, морального и материального стимулирования.
Граждане участвуют в охране общественного порядка во взаимодействии с органами местного самоуправления и правоохранительными органами.
(в ред. закона УР от 2 декабря 2002 года № 64-РЗ)
Участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться путем индивидуального участия, участия в добровольных объединениях граждан по охране общественного порядка (самодеятельные группы граждан и народные дружины) и участия в рамках осуществления территориального общественного самоуправления.
Индивидуальное участие граждан в охране общественного порядка осуществляется путем сообщения правоохранительным органам о ставших известными им фактах готовящихся, совершаемых или совершенных правонарушениях, причинах и условиях, способствующих их совершению, оказания содействия правоохранительным и муниципальным органам в иных случаях, допускаемых законодательством, участия в пропаганде правовых знаний.
(в ред. закона УР от 2 декабря 2002 года № 64-РЗ)
Для защиты жизни, охраны собственности и жилища от преступных посягательств на добровольной основе могут создаваться самодеятельные группы граждан.
Самодеятельные группы граждан создаются с уведомлением территориального органа внутренних дел и исполнительного органа местного самоуправления.
Порядок создания и деятельности самодеятельных групп граждан устанавливается настоящим Законом и решениями представительных органов местного самоуправления.
В случае создания самодеятельной группы в форме общественного объединения порядок ее создания и деятельности определяется Федеральным законом "Об общественных объединениях".
(в ред. закона УР от 2 декабря 2002 года № 64-РЗ)
В целях содействия правоохранительным органам и органам местного самоуправления в охране общественного порядка могут создаваться добровольные объединения граждан - народные дружины.
Народная дружина имеет устав, наименование народной дружины определяется в соответствии с ее уставом. Устав народной дружины утверждается на общем собрании граждан, создающих народную дружину.
Добровольные объединения граждан - народные дружины создаются и действуют в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
В случае создания народной дружины в форме общественного объединения порядок ее создания и деятельности определяется Федеральным законом "Об общественных объединениях".
Граждане вправе по месту их жительства на части территории муниципального образования (микрорайон, квартал, улица, двор, дом, подъезд, иная территория) самостоятельно и под свою ответственность осуществлять непосредственно или через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления собственные инициативы по охране общественного порядка в вопросах местного значения.
Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, а также иных форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления по вопросам охраны общественного порядка определяется уставом муниципального образования в соответствии с Законом Удмуртской Республики "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике".
Объединения по охране общественного порядка формируются по производственному, территориальному, производственно-территориальному признаку.
Объединения могут создаваться с участием граждан, достигшими 18 - летнего возраста, способными по своим физическим, деловым, моральным качествам выполнять добровольно принятые на себя обязанности и функции. Не могут быть членами объединения граждан по охране общественного порядка граждане:
состоящие на учете в органах здравоохранения по поводу алкоголизма, наркомании или психических заболеваний;
имеющие неснятую и непогашенную судимость за совершение умышленного преступления.
Источники и порядок финансирования деятельности граждан по охране общественного порядка и их объединений определяются в соответствии с законодательством.
Финансирование и материально-техническое обеспечение может осуществляться за счет средств, поступающих от органов местного самоуправления и государственной власти, предприятий, организаций, общественных объединений, а также иных поступлений, не противоречащих законодательству.
Указанные средства направляются на приобретение или аренду оборудования, автотранспортных и специальных средств, организацию правового и специального обучения, материальное поощрение дружинников, обеспечение их социальных гарантий, выплату компенсаций, оказание материальной помощи.
Граждане, активно участвующие в охране общественного порядка, могут поощряться правоохранительными органами, органами местного самоуправления и государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями путем объявления благодарности, выдачи денежной премии, награждения ценным подарком, награждения Почетной грамотой, предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска сроком от 3 до 5 дней, предоставления путевки на льготных условиях в санаторий или дом отдыха один раз в год.
Народные дружины создаются с целью усиления охраны общественного порядка, защиты от преступных посягательств объектов собственности, граждан, юридических лиц, органов власти и управления, оказания содействия правоохранительным органам в их деятельности по охране общественного порядка и профилактике правонарушений на территории муниципального образования.
Основной задачей народных дружин является оказание содействия органам местного самоуправления, органам внутренних дел в их деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений, защите прав и свобод граждан.
В народную дружину принимаются граждане, достигшие 18 - летнего возраста, способные по своим деловым и моральным качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять функции народного дружинника.
Народный дружинник принимает на собрании народной дружины торжественное обещание о добросовестном выполнении своих обязанностей, о строгом соблюдении Конституции Российской Федерации и Конституции Удмуртской Республики, законодательства Российской Федерации и Удмуртской Республики, уставной дисциплины, прав граждан.
Прием в народную дружину новых членов производится в индивидуальном порядке на основании личного заявления вступающего в порядке, установленном ее уставом.
Народными дружинниками не могут быть граждане:
имеющие судимость;
состоящие на учете в медицинских учреждениях по поводу психического заболевания, наркомании или алкоголизма;
признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
привлекавшиеся к административной ответственности за нарушения общественного порядка;
уволенные из Вооруженных Сил Российской Федерации или правоохранительных органов по дискредитирующим мотивам.
Народные дружинники осуществляют свои функции исключительно по месту жительства в пределах административно - территориального образования, где им выдано удостоверение народного дружинника.
Вопросы исключения из народной дружины рассматриваются в соответствии с ее уставом. Основанием для исключения из народной дружины, в частности, являются личное заявление гражданина, обстоятельства, перечисленные в четвертом абзаце настоящей статьи, в случае фактического самоустранения от участия в охране общественного порядка, грубого нарушения законности и дисциплины или совершения проступков, несовместимых с членством в народной дружине.
Народный дружинник, находясь при исполнении возложенных на него функций по охране общественного порядка, обязан иметь при себе и предъявлять по требованию граждан и должностных лиц удостоверение установленного образца, выданное народной дружиной, расположенной в соответствующем административно-территориальном образовании, отличительный нагрудный знак (жетон) или нарукавную эмблему (повязку) с соответствующей символикой. Каждому народному дружиннику выдается памятка о его обязанностях и правах.
Решением органа местного самоуправления по согласованию с народной дружиной для народного дружинника может быть установлена единая форма одежды.
Народные дружинники в обязательном порядке проходят правовую и специальную подготовку, в ходе которой изучают действующее законодательство, нормативные акты, регламентирующие деятельность по охране общественного порядка, формы и методы работы народной дружины по предупреждению и пресечению правонарушений, овладевают приемами самозащиты, навыками использования специальных и технических средств, оказания доврачебной помощи.
Формы обучения народных дружинников, учебные планы и программы разрабатывает и утверждает штаб народной дружины по согласованию с органами местного самоуправления и правоохранительными органами.
Выполняя возложенные на них задачи, оказывая содействие муниципальным и правоохранительным органам власти народные дружины:
1) участвуют совместно с сотрудниками соответствующих органов внутренних дел в мероприятиях по охране общественного порядка, обеспечению безопасности движения транспорта и пешеходов, противопожарной безопасности, охране окружающей среды, борьбе с браконьерством, предупреждению и пресечению правонарушений; (в ред. Закона УР от 18.02.2002г. №4-РЗ)
2) проводят профилактическую, воспитательную работу с лицами, склонными к совершению правонарушений, принимают участие в работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
3) обеспечивают правопорядок при возникновении стихийных бедствий, катастроф, эпидемий и иных чрезвычайных ситуаций, участвуют в проведении неотложных аварийно-спасательных, карантинных мероприятий;
4) обучают граждан основам безопасного поведения в общественных местах. Народные дружины в пределах своих полномочий осуществляют свою деятельность путем:
- патрулирования и выставления постов на улицах, площадях, в парках и других общественных местах, проведения рейдов по выявлению правонарушений и лиц, их совершивших;
- проведения индивидуальной воспитательной работы с лицами, склонными к совершению правонарушений;
- разъяснения гражданам действующего законодательства. Охрану общественного порядка народные дружинники осуществляют совместно с сотрудниками органов внутренних дел. (в ред. Закона УР от 29.11.2000г. №235-II)
Руководство народной дружиной осуществляет штаб, возглавляемый начальником штаба.
Численный и персональный состав штаба формируется на общем собрании народной дружины.
Общее собрание народной дружины правомочно, если в нем принимает участие не менее 50 процентов от общей численности ее состава.
Избранными в состав штаба дружины считаются граждане, получившие большинство голосов от числа лиц, принявших участие в голосовании.
Начальник штаба избирается членами штаба дружины.
Штаб дружины в пределах своих полномочий:
1) организует деятельность народной дружины в соответствии с настоящим законом, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, обеспечивает постоянную готовность дружины к выполнению поставленных перед ней задач;
2) осуществляет планирование работы народной дружины, инструктирует народных дружинников и контролирует их работу;
3) утверждает графики дежурств, которые согласовывает с органами внутренних дел, ведет табельный учет выхода на дежурство;
4) принимает решения о приеме в дружину и отчислении из ее состава, осуществляет учет численности народных дружинников;
5) организует и проводит совместно с органами местного самоуправления, органами внутренних дел обучение народных дружинников методам работы по охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями, их правовую, специальную и физическую подготовку;