Действующий

О демонополизации и развитии конкуренции в жилищно-коммунальном хозяйстве Удмуртской Республики в 2000-2003 годах

Тепло- и электроснабжение

Предприятия тепло и электроснабжения, как и предприятия ВКХ. являются локальными монополистами на обслуживаемых ими территориях, и предоставляемые ими услуги имеют такие же особенности. Однако, имеются и отличия.

В области теплоснабжения муниципальные предприятия в одних случаях являются производителями и продавцами тепловой энергии, в других перепродавцами. Так, соотношение произведённой муниципальными предприятиями теплоэнергии к полученной от ведомств по Удмуртии в целом составляет 1/4, а по г.Ижевску - 1/38.

Соответственно это сказывается в структуре себестоимости услуг - предприятия не в состоянии влиять самостоятельно на тарифы естественных монополистов.

Пути создания конкурентной среды в тепло, - электроэнергетическом хозяйствах могут быть следующие:

- закупка топлива на конкурсной основе;

- проведение конкурсов на обслуживание отдельных котельных или ЦТП, локальных сетей теплоснабжения или на теплоснабжение определённых территорий:

- проведение конкурсов на обслуживание котельных или ЦТП, принимаемых в муниципальную собственность;

- проведение конкурсов на обслуживание отдельных подстанций, локальных электросетей, электроснабжение определённых территорий;

- проведение конкурсов на выполнение проектных, ремонтно-строительных работ.

Для муниципальных предприятий электроэнергетического хозяйства или энергетических подразделений многоотраслевых предприятии (в городах и рабочих посёлках) особенностью является то, что они являются перепродавцами электроэнергии. Схема управления муниципальным электроэнергетическим хозяйством может быть аналогична вышеописанным.

Как уже отмечалось, она даёт возможность администрациям предприятий на конкурсной основе привлекать подрядчиков для выполнения некоторых видов работ (если это будет экономически выгодно), а органам местного самоуправления в дальнейшем создать конкурентную среду в области управления такими предприятиями.

Проблемой в электроэнергетическом хозяйстве является наличие большого количества бесхозяйных электросетей, особенно в сельских районных центрах и других сельских населённых пунктах. Первоочередной задачей я решении данного вопроса является определение принадлежности сетей - передача их в муниципальную собственность или в собственность АО "Удмуртэнерго".

Как уже отмечалось, структур, которые могли бы составить конкуренцию предприятиям - локальным монополистом пока нет, и в ближайшем будущем не предвидится. Следовательно резервы снижения затрат для предоставления услуг и оптимизации управления могут быть следующие:

- государственное регулирование цен на услуги предприятий - монополистов;

- энергоаудит и аудиторские проверки предприятий - локальных монополистов, либо проверки органами госэнергонадзора;     

- повышение квалификации руководящего и технического персонала предприятии локальных монополий;

- изучение и внедрение передового опыта в организации конкурсов при выборе фирм - подрядчиков при проведении капитального ремонта, нового строительства, проектирования.

Одним из путей создания конкурентной среды в сфере локальных монополий является предоставление услуг с помощью автономных систем жизнеобеспечения, не связанных с сетевой инженерной инфраструктурой.

Так как опыта применения автономных систем в Удмуртской Республике пока нет, целесообразно объявить конкурсы на пробное внедрение таких систем во вновь строящихся и находящихся в эксплуатации многоквартирных зданиях, учреждениях бюджетной сферы, частных домах, коттеджных посёлках и т.д. Конкурсы можно проводить как на лучшее проектное решение, так и на проведение подрядных работ по их внедрению. В дальнейшем, по опыту эксплуатации автономных систем будет видно, в какой мере они могут составить конкуренцию предприятиям - локальным монополистам.

Рекомендуемые структуры управления жилищно-коммунальным хозяйством крупных и средних городов, и районов с большим количеством населения приведены Приложениях № 1 и № 2.