Наличие предприятий - локальных монополистов, появление на рынке ЖКХ предприятий различных форм собственности, предполагает со стороны государственных органов и органов местного самоуправления регулирование в вопросах обеспечения содержания и использования жилищного фонда и предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Контроль и регулирование качества жилищно-коммунального обслуживания осуществляется органами местного самоуправления, органами осуществляющими лицензирование, органами госсанэпиднадзора, Государственной жилищной инспекцией Удмуртской Республики, административно-техническими инспекциями.
Регулирование и обеспечение развития конкуренции должно основываться на установленном гарантированном уровне качества предоставляемых услуг и выполняемых работ. Оценкой степени развития конкуренции, а также её целесообразности, должна стать стоимость выполнения работ подрядчиками при обеспечении всеми гарантированного качества предоставляемых услуг или более высокий уровень качества при одинаковой стоимости.
Для обеспечения контроля и развития конкуренции органам местного самоуправления необходимо уточнить параметры потребительских свойств, режим предоставления услуг и установить гарантированный уровень качества с учётом мощности, состава и износа основных фондов коммунального назначения и местных условий населённого пункта. При определении перечня отклонений от нормативных и их величин, величин уменьшения, порядка оформления отклонений, а также условий оплаты при снижении качества коммунальных услуг необходимо пользоваться Правилами предоставления коммунальных услуг, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994г. № 1099.
В дальнейшем, при введении государственных региональных стандартов качества предоставляемых услуг государственный контроль и развитие конкуренции будут основываться на их соблюдении.