Для демонополизации в подотрасли благоустройства, как и в жилищной, необходимо выполнение следующих условии, которые надо учитывать при разработке местных (городских) программ демонополизации. Это. прежде всего разграничение функций собственника объектов внешнего благоустройства и подрядных организаций, занимающихся обслуживанием и ремонтом этих объектов, переход на договорную систему в их взаимоотношениях.
Система взаимоотношений собственников объектов внешнего благоустройства (органов местного самоуправления), управляющих компаний (служб заказчика) и подрядных организаций аналогична описанной выше. Целесообразным видится передача особо сложных и ответственных объектов благоустройства (полигоны твёрдых бытовых отходов, элементы инженерной защиты территории и т.п.) в хозяйственное ведение специализированных муниципальных предприятий, либо заключение договора доверительного управления между органом местного самоуправления и предприятием.
Внешнее благоустройство является потенциально конкурентной средой, в которой на каждом этапе производства, в каждом виде работ возможно привлечение предприятий различных организационно-правовых форм. В городах Удмуртии это тем более оправдано, так как в связи с падением объёмов строительства, акционированием предприятий, передачей ведомственных объектов в муниципальную собственность появилось много незагруженных производственных подразделений, могущих выполнять работы по содержанию и ремонту объектов внешнего благоустройства.
Демонополизацию в данной подотрасли можно проводить путём конкурсного отбора предприятий на выполнение работ. Организация конкурсов в данной подотрасли осуществляется также как и в сфере предоставления жилищных услуг.
Особенностью данной подотрасли является то, что её финансирование осуществляется практически полностью за счёт средств местных бюджетов. Исключение составляет содержание свалок и полигонов твёрдых бытовых отходов, так как за размещение отходов с населения и предприятий взимается определённая плата.
Бюджетное финансирование определяет основные критерии при отборе подрядных организаций для выполнения того или иного вида работ. Это, прежде всего максимальная эффективность использования средств.
В дорожно-мостовом хозяйстве это должно выражаться в улучшении качества дорог и дорожных сооружений, увеличении безопасности движения, уменьшения числа ДТП, снижения износа автотранспортных средств и т.п. В будущем, когда будет накоплен определённый опыт эксплуатации на конкурсной основе, сформируется определённая статистика, критерием оценки фирм на конкурсе может быть увеличение среднего межремонтного срока эксплуатации дорог и сооружений.
Выставлять на конкурс для обслуживания и ремонта можно отдельные объекты, их комплексы, территории, определённые маршруты общественного транспорта. Предметом конкурса могут стать работы по паспортизации улично-дорожной сети.
Практически все объекты внешнего благоустройства могут обслуживаться на конкурсной основе. А это, кроме элементов улично-дорожной сети, и парковые зоны, зелёные насаждения вдоль городских дорог, пляжи, кладбища и т.д.
Препятствием для демонополизации в этой подотрасли прежде всего является отсутствие гарантированного финансирования выполняемых работ. Предприятия, работающие в сфере внешнего благоустройства, имеют значительные дебиторские и кредиторские задолженности, задержки зарплаты составляют от 2-х до 10 месяцев, нет оборотных средств, нет средств на техническое и технологическое обновление. Договора подряда со службами заказчика не заключаются или заключаются формально.
В создавшихся условиях эта сфера мало привлекательна для хозяйствующих субъектов, потенциально готовых конкурировать на рынке внешнего благоустройства.
Сейчас более реально выставлять на конкурс чётко определённые по объёмам и времени работы (например, капитальный ремонт участка улицы). В таком случае со стороны заказчика легче гарантировать финансирование, а также контролировать качество работ и эффективность использования бюджетных средств. Со стороны подрядчика меньше риск не получить заработанные деньги, больше стимулов для повышения качества работ.
В условиях падения объёмов строительного производства возможна конкуренция между производителями дорожно-строительных материалов. Критерием оценки при их конкурсном отборе должно стать качество выпускаемых материалов и цена единицы материала. Полученная в результате конкурсного состязания цена материала может служить базой для определения стоимости ремонтных работ.
Однако, при организации конкурсных отборов необходимо учитывать, что при неэагруженности муниципальных предприятий органы местного самоуправления несут прямые убытки из-за простоя техники, оборудования и т.п. Целесообразно такие предприятия загружать муниципальными заказами полностью, обеспечив надлежащий контроль за качеством выполняемых работ и их стоимостью, а на конкурсы выставлять работы, выполнить которые у муниципальных предприятий нет возможности.
Как отмечалось в аналитической части программы, в сфере ритуального обслуживания уже сейчас создана реальная конкурентная среда, позволившая значительно улучшить качество обслуживания и снизить цены на ритуальные услуги. Однако, это касается только сферы ритуальных услуг, а деятельность по захоронению и содержанию кладбищ, как объектов внешнего благоустройства, почти везде монополизирована муниципальными ритуальными предприятиями. Такое положение приводит к конфликтам с гражданами, желающими произвести захоронение своими силами, между ритуальными предприятиями различных форм собственности, к некачественному содержанию мест захоронения. Такое положение тем более не оправдано, так как сейчас появилось значительное количество частных предприятий, готовых обслуживать кладбища на выгодных для администраций городов и районов условиях.
Для создания конкурентной среды в обслуживании кладбищ органам местного самоуправления необходимо разработать правила деятельности на гражданских и вероисповедальных кладбищах, расположенных на территориях муниципальных образований. В этих правилах необходимо кроме санитарных, экологических, эстетических и религиозных требований предусмотреть возможность конкурсного отбора предприятий для обслуживания кладбищ.