В малых городах республики, рабочих посёлках и сельских населённых пунктах демонополизация ЖКХ имеет свои особенности. Она должна проводиться с учётом следующих факторов:
- относительно малое количество объектов ЖКХ;
- наличие одного (как правило) муниципального многоотраслевого предприятия ЖКХ в районном центре;
- большая доля частного индивидуального жилья;
- относительно низкий уровень обеспеченности коммунальными услугами;
- низкая плотность потребителей жилищно-коммунальных услуг;
- "растянутость" инженерных сетей, большой износ оборудования;
- устойчивые, годами сложившиеся производственные связи. Есть особенности, характерные для всех территорий Удмуртии:
- хроническая нехватка бюджетных средств;
- низкий уровень платежей населения;
- наличие свободных производственных мощностей и рабочей силы;
- административное управление ЖКХ.
Главным критерием в выборе той или иной структуры управления должна быть экономическая целесообразность и минимизация услуг ЖКХ.
На данном этапе важнейшей задачей является разделение функций собственника муниципального жилищного фонда и других объектов ЖКХ (в органов местного самоуправления) и функций управления и обслуживания этих объектов вне зависимости от масштабов муниципального образования. В малых муниципальных образованиях (с малым количеством население - до 30 тыс. человек) функции управления и обслуживания разделять не всегда экономически оправдано. Целесообразно эти функции возложить на многоотраслевое муниципальное предприятие с передачей всех объектов ЖКХ ему в хозяйственное ведение, и с заключением договора между органом местного самоуправления и многоотраслевым предприятием о доверительном управлении муниципальной собственностью. Однако, это надо решать для каждого конкретного муниципального образования отдельно.
Разделение многоотраслевых предприятий на тепло-, водо-, электроснабжающие, внешнего благоустройства, обслуживающие или управляющие жилищным фондом можно будет осуществлять по мере становления реальных рыночных отношений и значительного увеличения объёмов предоставляемых услуг. Пока такое разделение не целесообразно.
В условиях больших объёмов передачи в муниципальную собственность жилья и коммунальной инфраструктуры сельских поселений появляется необходимость создания в составе органов местного самоуправления служб единого заказчика (исполнительных дирекций по социальной и инженерной инфраструктуре), которые обеспечивали бы приёмку, сохранность, функционирование и развитие социальной и инженерной инфраструктуры села.
Для обслуживания объектов жилищно-коммунального хозяйства села, переданных в муниципальную собственность, могут привлекаться бывшие собственники этих объектов, имеющие необходимую материально-техническую базу и соответствующие лицензии.
Основными препятствиями для демонополизации в малых (сельских) муниципальных образованиях являются:
- критическое, в большой мере аварийное, состояние объектов ЖКХ;
- отсутствие достаточного финансирования;
- низкая квалификация кадров в предприятиях, которые могут работать на сельском рынке ЖКХ, отсутствие лицензий;
Рекомендуемая структура управления жилищно-коммунальным хозяйством района с малым количеством населения приведена Приложении № 3.