В Удмуртской Республике основным методом управления ЖКХ является административное воздействие на предприятия. Экономические (рыночные) принципы управления практически не используются. У руководителей органов местного самоуправления до сих пор существует иллюзия, что административным путём можно получить лучшие результаты за меньшие деньги, чем при создании необходимых экономических рыночных механизмов хозяйствования. Поэтому формально созданные в ряде городов и районов Удмуртской Республики службы заказчика (Сарапул, Глазов, Камбарка, Сарапульскпй район) не всегда эффективно решают стоящие перед ними задачи. Пожалуй, только Городское жилищное управление (ГЖУ) Ижевска является службой заказчика в полной мере: имеет договора с подрядными организациями на обслуживание жилищного фонда, заключает договоры найма с жильцами, организует конкурсные отборы на все виды работ. В других городах и районах функции Заказчика возложены на жилищно-эксплуатационные или многоотраслевые предприятия ЖКХ, что приводит к совмещению ими функций Заказчика и Подрядчика.
Всё это ведёт к нарушению принципов рыночных отношений, правовой неопределённости взаимоотношений администраций, предприятий и потребителей услуг, отсутствию контроля за качеством предоставляемых услуг, неоправданному завышению тарифов, большим взаимным финансовым задолженностям, неэффективному использованию бюджетных средств.
Финансирование жилищно-коммунальной отрасли в Удмуртии осуществляется в основном из следующих источников:
оплата физических лиц (населения) за предоставленные услуги и выполненные работ;
оплата юридических лиц за предоставленные услуги и выполненные работы;
бюджетное дотирование разности в реальной стоимости услуг и административно установленным уровнем их оплаты;
бюджетное финансирование некоторых видов работ.
Кроме того, частично финансирование идёт за счёт средств предприятий, всё ещё имеющих на балансе объекты ЖКХ.
Особенностью Удмуртии является то, что большинство муниципальных образований, как и вся республика в целом, являются дотационными.