Предприятия, оказывающие услуги по водоснабжению и водоотведению занимают монопольное положение на обслуживаемой ими территории, то есть являются локальными монополиями. При проведении демонополизации в этой подотрасли ЖКХ необходимо учитывать следующие особенности, (являющиеся общими для тепло и электроэнергетики):
- использование в технологическом процессе сложной инженерной инфраструктуры, привязанной к конкретной территории (водозаборов, очистных сооружений, сетей и т.д.);
- неразрывность и строгая последовательность процессов в производстве услуг водоканализационного хозяйства (далее ВКХ);
- невозможность для потребителя отказаться от получения услуг ВКХ на сколько-нибудь длительный срок;
- невозможность компенсации недопроизводства услуг ВКХ в один период за счёт более интенсивного их производства в другой;
- зависимость организации производства, потребности, мощности и инженерных решений от местных условий.
В силу особенностей производственного цикла создание нескольких отдельных предприятий в муниципальном образовании вполне возможно при наличии нескольких независимых систем водоснабжения (водоотведения). Однако, это тоже будут предприятия - локальные монополисты на обслуживаемой ими территории.
В сложившейся ситуации в городах и посёлках, где службы ВКХ выделены в отдельные муниципальные предприятия (например: Ижевск, Сарапул, Балезино и т.д.) систему взаимоотношений логично выстроить следующим образом.
Органы местного самоуправления передают в хозяйственное ведение предприятий не только производственные базы и спецтехнику, но и сети, водозаборы, скважины, очистные сооружения и т.п.; администрация предприятия заключает договор со службой заказчика на предоставление услуг (выполнение муниципального заказа) по водоснабжению и водоотведению для населения.
Такая схема позволяет администрации предприятия самой проводить конкурсы на некоторые виды работ (сезонные ремонтные, транспортные услуги, закупка реагентов, проектные работы и т.п.), выставлять на конкурс участки своих сетей или территории.
В городах и районных центрах, где службы ВКХ входят структурными подразделениями в многоотраслевые муниципальные предприятия ЖКХ (Можга, Камбарка, Кез, Грахово и т.д.), выделять их в отдельные предприятия пока нецелесообразно, так как это приведёт к появлению новых административных структур, необходимости выискивать дополнительные базы и т.п. то есть к увеличению затрат и повышению тарифов на услуги ВКХ. В данном случае право на управление ВКХ органы местного самоуправления передают администрации многоотраслевого предприятия.
Если на территории муниципального образования имеется большое количество водоисточников (как правило - при подземном водозаборе), питающих независимые системы водоснабжения, вполне возможно проведение органами местного самоуправления (или уполномоченными ими структурами) конкурсов на обслуживание этих систем.
Для каждого муниципального образования вопрос управления системами ВКХ надо решать индивидуально. При принятии решения критериями должны служить экономическая целесообразность и качество предоставляемых услуг.
Возможно в дальнейшем, при значительном увеличении количества систем водопровода и канализации в границах муниципальных образований, будет рентабельно создание отдельных специализированных предприятий (или выделение из многоотраслевых).
Особенностью водоснабжения и водоотведения является то, что водозабор и водосброс производится в источники, являющиеся объектами федеральной собственности. В настоящее время остаются неурегулированными на федеральном уровне вопросы взаимоотношений собственности, гарантий обеспечения питьевой водой населения, охраны систем и источников питьевого водоснабжения, сертификации руководящего состава предприятий и ряд других. Одним из основных неурегулированных вопросов на федеральном уровне является то, что принципы стимулирования предприятий локальных монополий не связаны с разумной экономией энерго- и водоресурсов.
Конкуренции возможна в сфере контроля качества воды при условии соблюдения Правил сертификации, ГОСТов и других нормативных документов. К конкурсам могут быть допущены аналитические лаборатории контроля качества питьевых и сточных вод, прошедшие соответствующую аккредитацию.