Действующий

О демонополизации и развитии конкуренции в жилищно-коммунальном хозяйстве Удмуртской Республики в 2000-2003 годах

Структурные особенности ЖКХ в Удмуртской Республике


Жилищно-коммуиальное хозяйство Удмуртской Республики в своём составе имеет все основные подотрасли: жилищное хозяйство, тепло, -энергоснабжение, водоснабжение и водоотведение, дорожно-мостовое хозяйство, инженерная защита территорий, санитарная очистка, озеленение, техническая инвентаризация, банно-прачечное, гостиничное хозяйство, ритуальные услуги.

За последние годы значительно изменилась ситуация с правом собственности на объекты ЖКХ. В республике приватизировано около 50% жилищного фонда. объекты ЖКХ в основном муниципальные, активно идет процесс передачи ведомственных объектов ЖКХ в муниципальную собственность.

Жилищно-коммунальной деятельностью в Удмуртии занимаются не менее 160 предприятий, из которых 106 находятся в муниципальной и государственной собственности, остальные в частной или смешанной. Имеются, также. подразделения ЖКХ в составе промышленных предприятии (ведомственные).

Происшедшие в отрасли изменения заложили предпосылки для развтня конкуренции и демонополизации, но к настоящему времени не дали существенных позитивных результатов.

Задачи демонополизации и значительной мере решены в ритуальной деятельности, где существует реальная конкуренция. Это прежде всего обусловлено возможностью получения от потребителей ритуальных услуг наличных денег. В банно-прачечном и гостиничном хозяйстве развитие конкуренции сдерживается невостребованностью услуг и необходимостью дотировать эти отрасли из местных бюджетов. Наряду с этим имеются отдельные примеры успешного функционирования малых частных гостиниц и бань, предоставляющих услуги высокого качества.

Основной задачей Направлений является оказание помощи органам местного самоуправления в демонополизации и создании конкурентной среды на рынке услуг жилищного хозяйства, ресурсоснабжения и благоустройства.

Обобщающей характеристикой ЖКУ является их необходимость для функционирования системы жизнеобеспечения городов и населённых пунктов. Они предоставляются предприятиями отрасли в виде доведённых до потребителя носителей с определёнными качественными показателями (тепло-, электроэнергия, вода и т.п.), а также в виде непосредственно работ на объекте (обслуживание жилых домов, саночистка и т.д.).

Для отрасли ЖКХ характерны:

- принадлежность к группе жизнеобеспечения;

- социальная значимость;

- низкая заменяемость другими услугами.

В силу технологических особенностей, условий формирования отрасли в Удмуртской Республике предприятия, связанные с сетевой поставкой ресурсов, занимают монопольное положение на обслуживаемой ими территории (являются локальными монополиями - предприятия водоканала, электроснабжения, теплоснабжения). Это специализированные муниципальные предприятия, как например "Ижводоканал" и "Ижевские электросети" в г. Ижевске, а также многоотраслевые, как например муниципальные предприятия ЖКХ гг. Можги и Камбарки. Многоотраслевые и специализированные предприятия являются, как правило, и производителями и продавцами коммунальных услуг. Одной из особенностей современного этапа является то, что электроэнергию и значительную часть тепловой энергии (а также топливо и воду) муниципальным предприятиям приходится покупать у акционерных обществ, входящих в единую энергосистему Удмуртской Республики и Российской Федерации в целом, являющихся естественными монополистами более высокого уровня.

Предприятия, предоставляющие услуги в виде непосредственно выполняемых работ на объектах (обслуживание жилищного фонда, внешнее благоустройство) тоже могут быть специализированными как, например Дорожное эксплуатационно-ремонтное предприятие г. Ижевска, многопрофильными, как Спецавтохозяйство по благоустройству г. Глазова или многоотраслевыми, как муниципальное предприятие ЖКХ г.Камбарки. В силу сложившихся ранее условий формирования отрасли границы действия этих предприятий определяются границами посёлков, городов, микрорайонов, конкретных улиц. Эти предприятия не имеют пока конкурентов в своей деятельности, обусловленной рыночными принципами, а имеющиеся примеры конкурсов или отборов являются скорее административно навязанными.