Действующий

О демонополизации и развитии конкуренции в жилищно-коммунальном хозяйстве Удмуртской Республики в 2000-2003 годах

Привлечение малого бизнеса на рынок жилищно-коммунальных услуг


Развитие конкуренции в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг тесно связано с привлечением к этому виду деятельности на конкурсной основе как можно большего количества субъектов предпринимательства, и прежде всего - малых предприятий.

Сфера деятельности этих предприятий может быть связана с выполнением каких либо конкретных работ по ремонту жилищного фонда (ремонт кровли, фасада и т.п.), оказанием отдельного вида услуг (вывоз отходов, уборка и благоустройство территории и т.п.). Малые предприятия также могут оказывать услуги по управлению и обслуживанию кондоминиумов, отдельных жилых домов и объектов соцкультбыта, выставляемых на конкурс. В сфере деятельности локальных монополий предприятия малого бизнеса могут выполнять на конкурсной основе некоторые виды работ (замена ветхих сетей, ремонт производственных зданий, закупку материалов и т.п.).

При проведении конкурсных отборов на обслуживание, ремонт жилья и других объектов ЖКХ необходимо размещать не менее 15% объёмов среди субъектов малого предпринимательства.

Однако, жилищно-коммунальное хозяйство пока представляет собой мало привлекательную сферу деятельности для малого бизнеса. Исключение составляют ритуальные услуги.

Для привлечения указанной группы предприятий к новому для них виду деятельности необходимо:

- организовать подготовку и переподготовку кадров в области управления и обслуживания объектов ЖКХ;

- региональным фондам поддержки предпринимательства резервировать часть средств для предоставления льготных кредитов предприятиям, занятым предоставлением жилищно-коммунальных услуг;

- обеспечить информацией об органах лицензирования и обучения, о проводимых конкурсах.

Основными препятствиями для выхода малого бизнеса на рынок жилищно-коммунальных услуг в настоящее время является:

- отсутствие слоя собственников, реально заинтересованных в снижении затрат на жилищно-коммунальные услуги, прежде всего - товариществ собственников жилья;

- низкая платёжеспособность населения, недостаточное бюджетное финансирование;

- отсутствие лицензий на оказание услуг и выполнение работ в ЖКХ;

- негативное отношение части населения и руководителей муниципальных образований к субъектам малого бизнеса;

- отсутствие опыта у предприятий малого бизнеса в работе на рынке ЖКХ. Однако, несмотря на существующие трудности, у предприятий малого бизнеса уже сейчас имеется большое поле деятельности. Это, как уже отмечалось ранее, подтверждает большое количество действующих частных ритуальных предприятий. Открылись и успешно работают частные гостиницы, например в г. Ижевске и п.Игре. Вполне реально создание частных прачечных самообслуживания, оснащенных современным оборудованием, бань повышенной комфортности. Органам местного самоуправления рекомендуется оказывать реальную помощь таким предприятиям и частным лицам, например, в выделении помещений, освобождении. на первых порах, от части налогов и т.п.. В конечном счете это приведет к повышению качества обслуживания населения и снижению цен на предоставляемые услуги.