Проблема качества питьевой воды является в настоящее время предметом особого внимания законодательных и исполнительных органов во всех регионах России. Необходимость и неотложность ее решения обусловлены повсеместным ухудшением состояния водоисточников, трудностями обеспечения в этих условиях соответствия питьевой воды санитарно-гигиеническим требованиям, что несет в себе угрозу массовых заболеваний, способствует обострению социальной обстановки.
Согласно публикациям международных организаций ущерб здоровью населения от потребления недоброкачественной питьевой воды измерим с потерями от стихийных бедствий и экологических катастроф. По данным Всемирной организации здравоохранения свыше 500 млн.человек в мире ежегодно болеет от потребления некачественной воды, до 80 % кишечных инфекционных заболеваний обусловлено контактами с инфицированной водой.
По данным статистической отчетности Госсанэпиднадзора в настоящее время на территории Удмуртии каждая 10-я проба воды из коммунального водопровода не отвечает требованиям в отношении эпидемиологической безопасности.
Наличие в воде водоисточников высокотоксичных органических соединений, солей тяжелых металлов и других загрязняющих веществ, поступающих с неочищенными сточными водами, смывами с сельскохозяйственных полей и территорий, нефтяных промыслов, при недостаточной барьерной роли действующих водоочистных сооружений создает серьезную опасность для здоровья населения Удмуртской Республики, обуславливает высокий уровень заболеваемости кишечными инфекциями, гепатитом, увеличивает степень риска в отношении канцерогенных и мутагенных факторов.
Вынужденное использование для хозяйственно-питьевого водоснабжения загрязненных подземных вод без внедрения соответствующих методов водообработки также оказывает неблагоприятное влияние на состояние здоровья.
Справедливое беспокойство, а в некоторых случаях и возмущение, населения ряда населенных пунктов Удмуртии (г.Глазова, г.Ижевска, г.Камбарка, г.Можга, п.Балезино, п.Кама, с.Каракулино, п.Кизнер, п.Кез) вызывает обнаружение в водоисточниках и в питьевой воде нефтепродуктов, фенолов, солей тяжелых металлов, пестицидов, которые попадают в реки и подземные воды в результате аварийных ситуаций на нефтяных промыслах, промышленных предприятиях, в результате сброса неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод, неправильного использования и хранения ядохимикатов.
Результаты обследования предприятий хозяйственно-питьевого водоснабжения свидетельствуют, что водопроводное хозяйство Удмуртии находится в тяжелом состоянии и испытывает большие трудности в своей деятельности по обеспечению населения питьевой водой, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям. На водопроводах с забором воды из поверхностных источников мощности водоочистных станций не обеспечивают полноты очистки воды от фактически содержащихся в источниках загрязнений особенно в паводковые периоды.
Основные фонды систем водоснабжения имеют большой износ и не обеспечивают необходимой надежности. Из 76 коммунальных систем водоснабжения на сегодняшний день все эксплуатируются с нарушениями режима работы, из 1978 км водопроводных сетей 956 км требуют замены и капитального ремонта (что составляет 48,3%), из 344 водопроводных станций 288 требуют замены насосного оборудования (или 83,7%). Все 7 комплексов водоочистки требуют капитального ремонта с заменой оборудования, технологических коммуникаций, фильтрующих материалов, доведения хлораторных и складов хлора до соответствия требованиям безопасности. В результате чего в 2,5 раза возросла аварийность на водопроводах (131 авария) по сравнению с 1995 годом и в 4,3 раза по сравнению с 1994 годом.
Отсутствие необходимых сил и средств в поселках и районных центрах не позволяют быстро локализовать аварии и повреждения водопровода, так в п. Балезино в зимний период из-за отсутствия буровой установки ликвидация аварии длилась более 7 дней, при утечке газообразного хлора из контейнера на очистных сооружениях водопровода г.Камбарки в 1996 году создалась угроза химического загрязнения центральной части города.
Не решаются задачи резервирования источников водоснабжения и возможностей очистных сооружений для обеспечения питьевого водоснабжения населения в условиях чрезвычайных ситуаций. Отсутствуют необходимые средства и материалы для быстрой локализации аварий и повреждений (автономные источники электроэнергии, фильтрующие, сорбирующие и дезинфицирующие материалы, насосное и специальное оборудование большой производительности и т.д.).
Многие водопроводы не имеют зон санитарной охраны, а в большинстве этих зон отмечаются массовые факты нарушения установленного режима.
Средства на реконструкцию и развитие систем водоснабжения выделяются в недостаточном объеме, в результате чего дефицит мощности водопровода достиг 343 тыс.куб.метров в сутки. В летний период года повсеместно ощущается дефицит воды. В ряде населенных пунктов (г.Камбарка, п.Черемушки Можгинского района) население обеспечивается водой непосредственно из пруда и реки без очистки и обеззараживания.
Не решаются вопросы проектирования и строительства недостающих систем водоснабжения в районах размещения эвакуируемого населения.
Оснащение лабораторий, контролирующих качество природной и питьевой воды, не соответствует современному уровню развития науки и техники и не обеспечивает проведение необходимых анализов для полной и объективной оценки доброкачественности потребляемой воды. Из 38 обязательных показателей действующего до 1 июля 1997 года ГОСТА 2874-82 "Вода питьевая...", наиболее оснащенные лаборатории г.Ижевска, г.Сарапула, г.Глазова, г.Воткинска, г.Можги контролируют 22 показателя, г.Камбарка, п. Балезино 13 показателей, а в райсельцентрах от 5 (с.Сюмси, с.Як.Бодья) до 10 (п. Кез, с.Селты и др.).
Госкомсанэпиднадзор России постановлением от 24 октября 1996 года N 26 утвердил и ввел в действие с 1 июля 1997 года новый нормативный документ Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.1.4.559-96) "Питьевая вода". Общим отличительным признаком нового документа является существенное расширение количества нормируемых и подлежащих контролю параметров, связанных с загрязнением воды органическими соединениями (пестициды, галогенорганические соединения, фенолы и т.д.). В новых Санитарных правилах установлены гигиенические нормативы содержания вредных веществ в питьевой воде более чем по 700 различным веществам. Практически оценить качество воды в источнике водоснабжения и в питьевой воде по этим показателям не готова ни одна лаборатория на территории Удмуртии. В связи с обострением проблемы питьевого водоснабжения населения. Председатель Рабочей группы по проблеме питьевой воды в Российской Федерации - Председатель комитета Российской Федерации по водному хозяйству Н.Михеев письмом от 24.09.96 г. N 1-11-23/09 в адрес Глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовал выполнить исследования состава водопроводной воды в аккредитованном Центре НИИ коммунального водоснабжения и очистки воды г.Москвы. Стоимость анализа одной пробы воды 22 млн.рублей без учета стоимости доставки пробы и НДС.
Согласно требованиям Санитарных правил в течение года с 1 июля 1997 по 1 июня 1998 года необходимо выполнять анализы воды каждого поверхностного источника ежемесячное каждого подземного источника ежеквартально, а также ежемесячно выполнять анализы воды после очистных сооружений. Итого по коммунальному водопроводу в течение года необходимо выполнить анализы 1524 проб. Стоимость работ по производству анализов при этом составит 33,528 млрд.рублей. Кроме того, доставка проб в г.Москву и НДС на производство анализов и транспорт ориентировочно 8-9 млрд.рублей. Итого стоимость выполнения анализов на стороне составит - 42-43 млрд.рублей.
Для производства анализов собственными лабораториями городов Ижевска, Сарапула, Глазова и Воткинска необходимо имеющиеся лаборатории горводоканалов дооборудовать, дооснастить необходимым оборудованием, приобрести необходимые методики и стандартные образцы, обучить специалистов. Ориентировочная стоимость по умощнению четырех существующих лабораторий составит 14,1 млрд.рублей, затраты на производство анализов ориентировочно составят 5,8 млрд.рублей. Общая сумма исследований на месте составит 19,9 млрд.рублей или вдвое дешевле.
После исследования состава воды источников водоснабжения и учета реальной ситуации с водоснабжением в Удмуртки появится возможность определения путей решения задач обеспечения населения Удмуртии доброкачественной питьевой водой, объединенных в республиканскую целевую программу.