Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 от 8 августа 1997 г. N 760

 О республиканской целевой программе по развитию и реконструкции систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, улучшения качества питьевой воды и водоотведения в Удмуртской Республике на период до 2005 года

_____________________________________________________________________________________________________________
утратил силу, в соответствии с постановлением Правительства УР от 2 июля 2001 года № 681
_____________________________________________________________________________________________________________

     

Рассмотрев ход выполнения постановления Правительства Удмуртской Республики от 23 апреля 1996 года N 290 "О разработке республиканской целевой программы по развитию и реконструкции систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, улучшения качества питьевой воды и водоотведения в Удмуртской Республике на период до 2005 года" (далее программы), Правительство Удмуртской Республики отмечает, что поручения Правительства не выполняются, как со стороны администраций городов и районов республики, не разработавших местные Программы и не представивших свои предложения для республиканской Программы, так и со стороны рабочей группы, во исполнение постановления Правительства Удмуртской Республики от 23 апреля 1996 года N 290 Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить концепцию Программы, представленную рабочей группой в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28 июня 1996 года N 465 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации республиканских целевых программ Удмуртской Республики" и согласованную со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами (прилагается).

2. Республиканским заказчиком по разработке и реализации Программы утвердить Территориальное производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики.

3. Министерству финансов Удмуртской Республики выделить республиканскому заказчику в 1997 году 50 млн.рублей по статье "Научно-исследовательские работы", код 3005 для расчетов со специалистами, привлекаемыми на выполнение работ по разработке Программы.

4. Рабочей группе разработать и представить в Министерство экономики Удмуртской Республики на экспертизу и оценку проект Программы в срок до 1 ноября 1997 года.

5. Пункты 3 и 4 постановления Правительства Удмуртской Республики от 23 апреля 1996 года N 290 "О разработке республиканской целевой программы по развитию и реконструкции систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и улучшения качества питьевой воды и водоотведения в Удмуртской Республике на период до 2005 года" считать утратившими силу.

6. Контроль за исполнением данного постановления возложить на отдел жилищно-коммунального хозяйства и строительства Управления жилищно-коммунального хозяйства, строительства и производственной инфраструктуры Аппарата Правительства Удмуртской Республики.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
       П.Н.Вершинин

Концепция
республиканской целевой программы по развитию и реконструкции
систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и улучшения качества
питьевой воды и водоотведения в Удмуртской Республике
на период до 2005 года

Содержание

Введение

1. Основная цель, задачи и структура программы

2. Содержание основных разделов программы

2.1. Разработка перечня действующих нормативно-правовых актов в области хозяйственно-питьевого водоснабжения, водоотведения и охраны водных объектов

2.2. Обеспечение контроля качества питьевой воды по всем нормируемым показателям

2.3. Обеспечение эффективного функционирования систем очистки и обеззараживания питьевой воды

2.4. Обеспечение процессов распределения и подачи воды потребителям в системах водоснабжения

2.5. Экологическая программа охраны поверхностных и подземных вод

2.6. Обеспечение надзора и контроля за соблюдением требований нормативных документов к качеств питьевой воды

2.7. Создание и использование системы экономического стимулирования улучшения качества и экономии питьевой воды

2.8. Сертификация питьевой воды, аттестация и сертификация систем управления качеством на предприятиях водоснабжения

2.9. Реализации планов по развитию сетей и сооружений водоснабжения и улучшения качества питьевой воды и водоотведения

3. Организация и финансирование работ  

                       

Введение.

Проблема качества питьевой воды является в настоящее время предметом особого внимания законодательных и исполнительных органов во всех регионах России. Необходимость и неотложность ее решения обусловлены повсеместным ухудшением состояния водоисточников, трудностями обеспечения в этих условиях соответствия питьевой воды санитарно-гигиеническим требованиям, что несет в себе угрозу массовых заболеваний, способствует обострению социальной обстановки.

Согласно публикациям международных организаций ущерб здоровью населения от потребления недоброкачественной питьевой воды измерим с потерями от стихийных бедствий и экологических катастроф. По данным Всемирной организации здравоохранения свыше 500 млн.человек в мире ежегодно болеет от потребления некачественной воды, до 80 % кишечных инфекционных заболеваний обусловлено контактами с инфицированной водой.

По данным статистической отчетности Госсанэпиднадзора в настоящее время на территории Удмуртии каждая 10-я проба воды из коммунального водопровода не отвечает требованиям в отношении эпидемиологической безопасности.

Наличие в воде водоисточников высокотоксичных органических соединений, солей тяжелых металлов и других загрязняющих веществ, поступающих с неочищенными сточными водами, смывами с сельскохозяйственных полей и территорий, нефтяных промыслов, при недостаточной барьерной роли действующих водоочистных сооружений создает серьезную опасность для здоровья населения Удмуртской Республики, обуславливает высокий уровень заболеваемости кишечными инфекциями, гепатитом, увеличивает степень риска в отношении канцерогенных и мутагенных факторов.

Вынужденное использование для хозяйственно-питьевого водоснабжения загрязненных подземных вод без внедрения соответствующих методов водообработки также оказывает неблагоприятное влияние на состояние здоровья.

Справедливое беспокойство, а в некоторых случаях и возмущение, населения ряда населенных пунктов Удмуртии (г.Глазова, г.Ижевска, г.Камбарка, г.Можга, п.Балезино, п.Кама, с.Каракулино, п.Кизнер, п.Кез) вызывает обнаружение в водоисточниках и в питьевой воде нефтепродуктов, фенолов, солей тяжелых металлов, пестицидов, которые попадают в реки и подземные воды в результате аварийных ситуаций на нефтяных промыслах, промышленных предприятиях, в результате сброса неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод, неправильного использования и хранения ядохимикатов.

Результаты обследования предприятий хозяйственно-питьевого водоснабжения свидетельствуют, что водопроводное хозяйство Удмуртии находится в тяжелом состоянии и испытывает большие трудности в своей деятельности по обеспечению населения питьевой водой, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям. На водопроводах с забором воды из поверхностных источников мощности водоочистных станций не обеспечивают полноты очистки воды от фактически содержащихся в источниках загрязнений особенно в паводковые периоды.

Основные фонды систем водоснабжения имеют большой износ и не обеспечивают необходимой надежности. Из 76 коммунальных систем водоснабжения на сегодняшний день все эксплуатируются с нарушениями режима работы, из 1978 км водопроводных сетей 956 км требуют замены и капитального ремонта (что составляет 48,3%), из 344 водопроводных станций 288 требуют замены насосного оборудования (или 83,7%). Все 7 комплексов водоочистки требуют капитального ремонта с заменой оборудования, технологических коммуникаций, фильтрующих материалов, доведения хлораторных и складов хлора до соответствия требованиям безопасности. В результате чего в 2,5 раза возросла аварийность на водопроводах (131 авария) по сравнению с 1995 годом и в 4,3 раза по сравнению с 1994 годом.

Отсутствие необходимых сил и средств в поселках и районных центрах не позволяют быстро локализовать аварии и повреждения водопровода, так в п. Балезино в зимний период из-за отсутствия буровой установки ликвидация аварии длилась более 7 дней, при утечке газообразного хлора из контейнера на очистных сооружениях водопровода г.Камбарки в 1996 году создалась угроза химического загрязнения центральной части города.

Не решаются задачи резервирования источников водоснабжения и возможностей очистных сооружений для обеспечения питьевого водоснабжения населения в условиях чрезвычайных ситуаций. Отсутствуют необходимые средства и материалы для быстрой локализации аварий и повреждений (автономные источники электроэнергии, фильтрующие, сорбирующие и дезинфицирующие материалы, насосное и специальное оборудование большой производительности и т.д.).

Многие водопроводы не имеют зон санитарной охраны, а в большинстве этих зон отмечаются массовые факты нарушения установленного режима.

Средства на реконструкцию и развитие систем водоснабжения выделяются в недостаточном объеме, в результате чего дефицит мощности водопровода достиг 343 тыс.куб.метров в сутки. В летний период года повсеместно ощущается дефицит воды. В ряде населенных пунктов (г.Камбарка, п.Черемушки Можгинского района) население обеспечивается водой непосредственно из пруда и реки без очистки и обеззараживания.

Не решаются вопросы проектирования и строительства недостающих систем водоснабжения в районах размещения эвакуируемого населения.

Оснащение лабораторий, контролирующих качество природной и питьевой воды, не соответствует современному уровню развития науки и техники и не обеспечивает проведение необходимых анализов для полной и объективной оценки доброкачественности потребляемой воды. Из 38 обязательных показателей действующего до 1 июля 1997 года ГОСТА 2874-82 "Вода питьевая...", наиболее оснащенные лаборатории г.Ижевска, г.Сарапула, г.Глазова, г.Воткинска, г.Можги контролируют 22 показателя, г.Камбарка, п. Балезино 13 показателей, а в райсельцентрах от 5 (с.Сюмси, с.Як.Бодья) до 10 (п. Кез, с.Селты и др.).

Госкомсанэпиднадзор России постановлением от 24 октября 1996 года N 26 утвердил и ввел в действие с 1 июля 1997 года новый нормативный документ Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.1.4.559-96) "Питьевая вода". Общим отличительным признаком нового документа является существенное расширение количества нормируемых и подлежащих контролю параметров, связанных с загрязнением воды органическими соединениями (пестициды, галогенорганические соединения, фенолы и т.д.). В новых Санитарных правилах установлены гигиенические нормативы содержания вредных веществ в питьевой воде более чем по 700 различным веществам. Практически оценить качество воды в источнике водоснабжения и в питьевой воде по этим показателям не готова ни одна лаборатория на территории Удмуртии. В связи с обострением проблемы питьевого водоснабжения населения. Председатель Рабочей группы по проблеме питьевой воды в Российской Федерации - Председатель комитета Российской Федерации по водному хозяйству Н.Михеев письмом от 24.09.96 г. N 1-11-23/09 в адрес Глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовал выполнить исследования состава водопроводной воды в аккредитованном Центре НИИ коммунального водоснабжения и очистки воды г.Москвы. Стоимость анализа одной пробы воды 22 млн.рублей без учета стоимости доставки пробы и НДС.

Согласно требованиям Санитарных правил в течение года с 1 июля 1997 по 1 июня 1998 года необходимо выполнять анализы воды каждого поверхностного источника ежемесячное каждого подземного источника ежеквартально, а также ежемесячно выполнять анализы воды после очистных сооружений. Итого по коммунальному водопроводу в течение года необходимо выполнить анализы 1524 проб. Стоимость работ по производству анализов при этом составит 33,528 млрд.рублей. Кроме того, доставка проб в г.Москву и НДС на производство анализов и транспорт ориентировочно 8-9 млрд.рублей. Итого стоимость выполнения анализов на стороне составит - 42-43 млрд.рублей.

Для производства анализов собственными лабораториями городов Ижевска, Сарапула, Глазова и Воткинска необходимо имеющиеся лаборатории горводоканалов дооборудовать, дооснастить необходимым оборудованием, приобрести необходимые методики и стандартные образцы, обучить специалистов. Ориентировочная стоимость по умощнению четырех существующих лабораторий составит 14,1 млрд.рублей, затраты на производство анализов ориентировочно составят 5,8 млрд.рублей. Общая сумма исследований на месте составит 19,9 млрд.рублей или вдвое дешевле.

После исследования состава воды источников водоснабжения и учета реальной ситуации с водоснабжением в Удмуртки появится возможность определения путей решения задач обеспечения населения Удмуртии доброкачественной питьевой водой, объединенных в республиканскую целевую программу.

1. Основная цель, задачи и структура программы.


Основной целью программы является разработка и реализация комплекса взаимоувязанных заданий, направленных на решение общей для всех районов Удмуртии проблемы улучшения качества питьевой воды, обеспечения ее соответствия санитарно-гигиеническим требованиям и нормам, ликвидации дефицита и повышение надежности водоснабжения и водоотведения. Программа должна обеспечить комплексный охват всех основных работ, направленных на улучшение качества питьевой воды, и объединенных по задачам и содержанию.

Основная идея программы заключается в неразрывности проблем водообеспечения и охраны водных ресурсов. В этом смысле проблема качества питьевой воды является лишь элементом цепи:

 _____________________ ____________________ _____________________

 ¦Качество источника ¦ ¦ Качество очистки ¦ ¦ Качество доставки ¦

 ¦питьевого ____>¦ воды _____>¦ воды потребителю ¦

 ¦водоснабжения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

 _______ _____________ ____________________ _____________________

        ¦ _____________________ _____________________ ¦

        ¦ ¦ Качество очистки ¦ ¦ Объем ¦ ¦

        _______ стоков ¦<___ водопотребления ¦<___

              _____________________ _____________________

Основными задачами программы являются:

- обеспечение эффективного функционирования систем очистки питьевой воды, внедрение прогрессивных технологий и оборудования, обеспечивающих необходимое качество питьевой воды при реальных видах и уровнях загрязнения водоисточников;

- обеспечение технологических процессов подачи воды потребителям с сохранением ее свойств при транспортировании по трубопроводам и хранении в резервуарах;

- предотвращение загрязнения водоисточников отходами производства, неочищенными или недостаточно очищенными стоками;

- обеспечение контроля качества питьевой воды по всем нормируемым показателям, оснащение лабораторий горводоканалов необходимыми средствами измерений и оборудованием;

- разработка экономических стимулов для повышения качества питьевой воды и мероприятии по энерго-ресурсосбережению;

- ликвидация дефицита по водообеспечению и водоотведению;

- обеспечение подготовки необходимых специалистов;

- сертификация питьевой воды;

- обеспечение эффективного функционирования систем очистки сточных вод, внедрение прогрессивных технологий обработки осадков, образующихся на станциях очистки.

В программу должны быть включены работы по законодательному, нормативно-техническому и информационному обеспечению отдельных задач, по постановке и реализации проектно-изыскательских работ, а также мероприятия по обеспечению эффективного функционирования и развития действующих систем хозяйственно-питьевого водоснабжения.

Разработка программы должна базироваться на научных исследованиях, прогрессивных методах и средствах водоочистки и контроля ее качества, экономических аспектах хозяйственно-питьевого водоснабжения и т.п.

2. Содержание основных разделов программы.

2.1. Разработка перечня действующих нормативно-правовых актов в области хозяйственно-питьевого водоснабжения, водоотведения и охраны водных объектов.

См. Постановление Администрации г.Ижевска от 26 февраля 1998 г. N 73 "О нормативах некоторых показателей качества питьевой воды"

2.2. Обеспечение контроля качества питьевой воды по всем нормируемым показателям.

Система контроля качества питьевой воды должна охватывать сферу водопользования в зонах санитарной охраны, качество воды в водоисточниках, качество воды подаваемой в сети, качество воды, поступающей к потребителям. Номенклатура контролируемых показателей и методы контроля должны быть одинаковы для лабораторий всех служб, участвующих в процессе контроля, перечень контролируемых показателей, установленный нормативным документом, может уточнятся местными органами санитарно-эпидемиологического надзора с учетом природных условий, характера антропогенных загрязнений и т.д.

2.3. Обеспечение эффективного функционирования систем очистки и обеззараживания питьевой воды.

Основные требования, в соответствии с которыми осуществляется проектирование и строительство водоочистных сооружений и водопроводных сетей, установлены в нормативно-техническом документа СНиЛ 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения."

Типовые технологические регламенты очистки и обеззараживания воды в стационарных сооружениях базируются на использовании поверхностных и подземных водоисточников с водой, качество которой соответствует требованиям ГОСТ 2761-84.

Однако ухудшение экологической обстановки и загрязнение водоисточников с преобладанием органических компонентов (нефтепродуктов, фенолов, пестицидов и т.п.) во многих случаях вызывает необходимость усложнить технологические процессы водоочистки ввести дополнительные операции с применением нетрадиционных реагентов и оборудования.

О коэффициенте индексации платы за загрязнение окружающей среды на 1999 год см. Постановление Правительства УР от 1 марта 1999 г. N 247

Кроме того, опыт эксплуатации действующих централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения выявил необходимость принятия действенных мер по повышению их надежности и долговечности особенно с учетом реально существующих перегрузок связанных с дефицитом воды, а также с "залповыми" выбросами в водоемы (р.Чепца, р.Кама) загрязняющих веществ со сточными водами промышленных производств.   

Значительным фактором загрязнения поверхностных водоисточников является недостаточный уровень очистки стоков канализационных систем.

Основная причина состоит в существенном превышении в канализационных стоках допустимых уровней содержания органических компонентов и токсичных неорганических веществ, которые попадают в канализационные системы со стоками от различных производств.

В результате превышения проектных нагрузок на очистные сооружения, сооружения не справляются и на выходе содержание в воде вредных веществ существенно превышают установленные нормы. Особенно часто это имеет место по содержанию тяжелых металлов, взвешенным веществам и т.д.

Существующие канализационные системы уже при проектировании не были рассчитаны на обеспечение уровня очистки воды, соответствующего современным требованиям.

О мерах экономической ответственности предприятий и организаций за нанесенный ущерб окружающей среде и за выбросы вредных веществ в канализационную систему города см. Решение Исполкрма Горсовета г.Ижевска от 25 октября 1990 г. N 260

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»