Недействующий

 
ЗАКОН

 УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 26 июня 1997 года N 441-I

О РЕФЕРЕНДУМЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(в редакции Закона Удмуртской Республики от 24.01.2000 N 138-II; с изм., внесенными Законом Удмуртской Республики от 29.11.2000 N 250-II)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 Статья 1. Референдум Удмуртской Республики


Референдум Удмуртской Республики - всенародное голосование по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственной и общественной жизни республики. Референдум Удмуртской Республики наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

Референдум Удмуртской Республики проводится на всей территории Удмуртской Республики.

Решения, принятые референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Удмуртской Республики.

 Статья 2. Право на участие в референдуме Удмуртской Республики


В референдуме Удмуртской Республики имеют право участвовать граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Удмуртской Республики, достигшие на день проведения референдума Удмуртской Республики 18 лет. Не имеют права участвовать в референдуме Удмуртской Республики граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Какие-либо прямые или косвенные ограничения права граждан на участие в референдуме в зависимости от пола, национальности, языка, расы, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям запрещаются.

 Статья 3. Вопросы референдума Удмуртской Республики


На референдум Удмуртской Республики в обязательном порядке выносится вопрос об изменении государственно - правового статуса Удмуртской Республики и границ ее территории.

На референдум Удмуртской Республики не могут выноситься вопросы, относящиеся к исключительной компетенции Российской Федерации, о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Государственного Совета Удмуртской Республики и органов местного самоуправления, а также о налогах и сборах, финансовых обязательствах Удмуртской Республики, освобождении от их уплаты, о принятии и изменении бюджета, о чрезвычайных и срочных мерах по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Вопросы, выносимые на референдум Удмуртской Республики, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

 Статья 4. Обстоятельства, исключающие проведение референдума Удмуртской Республики


Референдум Удмуртской Республики не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации или Удмуртской Республики, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Повторный референдум Удмуртской Республики не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума Удмуртской Республики с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

 Статья 5. Общие принципы проведения референдума


Граждане участвуют в референдуме непосредственно и лично. Участие в референдуме является свободным.

Голосование на референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

Граждане участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый гражданин имеет один голос.

 

 Статья 6. Агитация по вопросам, вынесенным на референдум Удмуртской Республики


Удмуртская Республика гарантирует гражданам, общественным объединениям право беспрепятственной агитации за или против предложения об объявлении референдума, за или против участия в референдуме, за или против законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум.

Для ведения агитации указанные лица и организации могут использовать собственные средства.

В день проведения референдума и в предшествующий ему день агитация запрещается.

Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы:

1) государственным органам, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей;

2) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

3) благотворительным организациям и религиозным объединениям;

4) членам избирательных комиссий, членам комиссий по проведению референдума Удмуртской Республики.

Агитация, предусмотренная частью первой настоящей статьи, может проводиться:

1) через средства массовой информации;

2) путем проведения различных мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных мероприятий);

3) путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов;

4) в иных не запрещенных законом формах.

Запрещается проведение агитации, сопровождаемой предоставлением гражданам бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств.

Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

Вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях, а также в помещениях комиссий по проведению референдума Удмуртской Республики и в помещениях участков референдума Удмуртской Республики запрещается.

Средства массовой информации, одними из учредителей которых являются государственные или муниципальные органы, предприятия, учреждения и организации либо которые финансируются полностью или частично за счет государственных средств или средств местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для агитации за или против вопроса, вынесенного на референдум Удмуртской Республики.

 Статья 7. Гласность при подготовке и проведении референдума


Деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, участвующих в организации и проведении референдума, осуществляется открыто и гласно.

Все решения, касающиеся референдума, а также проекты законов или иных решений, выносимых на референдум, подлежат опубликованию средствами массовой информации в течение семи дней с момента их принятия ( внесения).

Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведение референдума, их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с референдумом, и получение соответствующей информации.

Комиссии по проведению референдума своевременно информируют население о своем составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков референдума и списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме.

В день проведения референдума в помещении для голосования с момента начала работы участковой комиссии по проведению референдума до определения результатов голосования на участке референдума вправе присутствовать члены инициативной группы, представители средств массовой информации, а также наблюдатели, направленные инициативной группой, общественными объединениями, уставы которых зарегистрированы Министерством юстиции Удмуртской Республики.

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме инициативной группой или общественным объединениям с указанием фамилии, имени, отчества, адреса места жительства наблюдателя, а также номера участка референдума Удмуртской Республики, на который он направляется. Полномочия наблюдателя действительны только при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя на участок референдума не требуется.

Наблюдатель вправе:

1) знакомиться со списками граждан, имеющих право на участие в референдуме Удмуртской Республики;

2) присутствовать при голосовании граждан, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам голосуют вне помещения для голосования;

3) присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола участковой комиссии по проведению референдума об итогах голосования;

4) обращаться в участковую комиссию по проведению референдума с предложениями и замечаниями;

5) обжаловать действия (бездействие) участковой комиссии в территориальную комиссию по проведению референдума Удмуртской Республики.

Предложения и замечания наблюдателей рассматриваются председателем участковой комиссии, а при необходимости - на заседании участковой комиссии. Вмешательство наблюдателей в действия участковой комиссии не допускается.

 Статья 8. Язык проведения референдума Удмуртской Республики


При подготовке и проведении референдума Удмуртской Республики используются государственные языки Удмуртской Республики.

Тексты законопроектов и проекты решений, выносимых на референдум Удмуртской Республики, бюллетени для голосования, протоколы и данные о результатах референдума Удмуртской Республики, принятые на референдуме решения, документы органов государственной власти, касающиеся проведения референдума, составляются (публикуются) на русском и удмуртском языках.

 Статья 9. Финансирование референдума Удмуртской Республики


Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдума Удмуртской Республики, осуществляется за счет средств республиканского бюджета, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

 Статья 10. Законодательство о референдуме Удмуртской Республики


Законодательство о референдуме Удмуртской Республики составляют Конституция Российской Федерации, Конституция Удмуртской Республики, федеральные законы, настоящий Закон и иные законы Удмуртской Республики.

Глава II. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

  

 Статья 11. Инициатива проведения референдума Удмуртской Республики


Инициатива проведения референдума Удмуртской Республики принадлежит:

1) не менее чем 50 тысячам граждан, имеющим право на участие в референдуме, при условии, что на территории одной административно - территориальной единицы (района, города) проживают не более 10 процентов из них;

2) большинству от установленного числа депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики, представляющих население не менее 10 административно - территориальных единиц.

В период между назначением референдума Удмуртской Республики и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов субъекты, упомянутые в части первой настоящей статьи, не могут выступать с инициативой о проведении нового референдума Удмуртской Республики.

 Статья 12. Порядок реализации инициативы граждан о проведении референдума Удмуртской Республики


Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме Удмуртской Республики, а равно республиканское общественное объединение и отделение общероссийского общественного объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах в органы государственной власти и зарегистрированы Министерством юстиции Удмуртской Республики либо внесены в реестр Министерства юстиции Удмуртской Республики не позднее чем за 6 месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума Удмуртской Республики, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 10 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума Удмуртской Республики.

Инициативная группа обращается в Избирательную комиссию Удмуртской Республики с ходатайством о регистрации группы.

В ходатайстве инициативной группы указываются:

1) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого инициативной группой для вынесения на референдум Удмуртской Республики;

2) фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы.

К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы о проведении референдума Удмуртской Республики.

Избирательная комиссия Удмуртской Республики, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям настоящего Закона, в течение 5 дней образует комиссию для экспертной оценки выносимых инициативной группой на референдум вопросов об их соответствии требованиям Конституции Удмуртской Республики. В состав экспертной комиссии входят: три представителя от инициативной группы, три депутата Государственного Совета Удмуртской Республики, кандидатуры которых определяются Президиумом Государственного Совета Удмуртской Республики, и до пяти специалистов по соответствующим отраслям права, экономики, культуры и другим.

Заключение экспертной комиссии о соответствии выносимых на референдум вопросов требованиям Конституции Удмуртской Республики должно быть представлено в течение 10 дней с момента образования комиссии.

В случае отрицательного заключения экспертной комиссии Избирательная комиссия Удмуртской Республики предлагает инициативной группе в срок до семи дней привести выносимые ею вопросы на референдум в соответствие с требованиями Конституции Удмуртской Республики. Отказ инициативной группы от выполнения требований Избирательной комиссии Удмуртской Республики либо нарушение указанного срока влечет отказ в регистрации инициативной группы.

Отказ в регистрации инициативной группы может быть обжалован в суд в порядке, предусмотренном законодательством.

При положительном заключении экспертной комиссии Избирательная комиссия Удмуртской Республики принимает решение о регистрации инициативной группы и выдает ей регистрационное свидетельство.

С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи в поддержку инициативы проведения референдума Удмуртской Республики. При этом ранее собранные подписи не учитываются. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе по форме, утвержденной Избирательной комиссией Удмуртской Республики, действительно в течение двух месяцев. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»