1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования, могут получить избирательные бюллетени и проголосовать.
2. Подсчет голосов начинается сразу после окончания голосования и проводится непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без перерыва до определения итогов голосования.
3. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии открыто и гласно. При подсчете голосов вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, зарегистрированные кандидаты и их доверенные лица, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели, а также представители средств массовой информации.
4. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии для всех присутствующих при подсчете. Членам избирательной комиссии, за исключением председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями.
5. Перед вскрытием ящиков для голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. При погашении бюллетеня отрезается его нижний левый угол с лицевой стороны бюллетеня. Затем оглашается и заносится число неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования, в строку 5 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования.
6. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей по избирательным бюллетеням председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и заносит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму:
а) число избирателей, внесенных в список избирателей;
б) число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших в помещении территориальной избирательной комиссии избирателей, в указанное число не входят).
7. Затем в строки 6 и 7 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму заносятся следующие данные:
а) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
б) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей).
8. После этого председателем или секретарем избирательной комиссии обеспечивается хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования, в соответствии с пунктом 20 настоящей статьи.
9. Председатель комиссии затем проверяет печати (пломбы) на всех ящиках для голосования и предлагает членам комиссии, кандидатам и их доверенным лицам, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, а также представителям средств массовой информации удостовериться в том, что ящики должным образом опечатаны (опломбированы).
10. В первую очередь члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вскрывают переносные ящики для голосования и подсчитывают число избирательных бюллетеней, содержащихся внутри каждого ящика.
11. Число избирательных бюллетеней установленной формы, содержащихся в переносных ящиках, определяется отдельно по каждому ящику, при этом одновременно отделяются бюллетени неустановленной формы, а общее число извлеченных бюллетеней установленной формы заносится в строку 8 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются.
12. Если число избирательных бюллетеней установленной формы внутри переносного ящика для голосования превышает число письменных заявлений избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования с отметками о получении бюллетеней и соответствующих этому ящику, все избирательные бюллетени, содержащиеся в таком переносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными. В таком случае к протоколу комиссии прилагается акт, отражающий этот факт, с указанием фамилий и инициалов членов участковой избирательной комиссии, сопровождавших данный переносной ящик для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней вносится в строку 12 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.
13. Затем после проверки неповрежденности печатей (пломб) вскрываются стационарные ящики для голосования. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают, оглашают и заносят в строку 9 протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму количество бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования, одновременно отделяя бюллетени неустановленной формы. После этого избирательные бюллетени, извлеченные из стационарных ящиков, смешиваются с избирательными бюллетенями, извлеченными из переносных ящиков для голосования.
14. Члены участковой избирательной комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, а также по голосам, поданным против всех кандидатов, и недействительные бюллетени. При этом члены участковой избирательной комиссии оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателей и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при подсчете бюллетеней. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается.
15. Затем производится подсчет голосов избирателей по бюллетеням установленной формы. Не менее чем два члена избирательной комиссии подсчитывают избирательные бюллетени отдельно по каждому кандидату и по позиции "Против всех кандидатов". Полученные данные заносятся в строки 14 и 15 протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму.
16. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в строку 10 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму число действительных избирательных бюллетеней (определяется как сумма строк 14 и 15 протокола).
17. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление избирателя. В случае возникновения сомнений при признании бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия решает вопрос голосованием, при этом на оборотной стороне избирательного бюллетеня указываются причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии и заверяется печатью комиссии.
18. Число бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций, заносится в строку 13 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. Общее количество недействительных бюллетеней, с учетом количества недействительных бюллетеней, внесенных в строки 12 и 13 протокола, заносится в строку 11 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.
19. После этого с рассортированными бюллетенями для голосования вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели, представители средств массовой информации под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
20. Затем производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Проверка контрольных соотношений осуществляется в порядке, установленном Избирательной комиссией Удмуртской Республики. В случае, если контрольные соотношения не совпали, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете данных по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования.
21. В случаях и в порядке, предусмотренными федеральными законами и законами Удмуртской Республики, участковые избирательные комиссии вправе использовать для организации голосования и подсчета голосов на выборах технические средства подсчета голосов, в том числе сканеры избирательных бюллетеней. При использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на избирательном участке, за исключением данных об общем числе проголосовавших избирателей.