Организационные мероприятия в отрасли будут направлены на реформирование экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе с целью обеспечения эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов, а также на привлечение частных инвестиций.
С целью развития конкурентного бизнеса в сфере управления жилищно-коммунального хозяйства необходимо обеспечить:
- инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию задолженности бюджета, бюджетных организаций и других потребителей (в том числе населения) перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса;
- развитие конкурентных отношений в жилищном хозяйстве;
- энергетическое обследование объектов жилищно-коммунального хозяйства с учетом оценки эффективности работы тепло-, водо- и электроснабжения;
Эти мероприятия предусматривают:
- обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса;
- эффективное управление многоквартирными домами собственниками жилых помещений; содействие в организации товариществ собственников жилья;
- обеспечение государственной поддержки модернизации жилищно-коммунального комплекса и привлечение инвестиций в эту сферу;
- обеспечение мер социальной защиты отдельным категориям граждан при оплате за жилое помещение и коммунальные услуги;
- профессиональную переподготовку кадров в сфере ЖКХ.
4.1. Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса
Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса является основным условием формирования нормальных экономических взаимоотношений в этом секторе экономики и предусматривает решение следующих задач:
- внедрение новых принципов тарифного регулирования. Целью реформирования системы регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги является возможность определять и поддерживать баланс интересов производителей, местных бюджетов и потребителей услуг, в первую очередь - населения, а также создать условия, при которых регулируемые предприятия были бы заинтересованы в повышении своей эффективности;
- ликвидация до 2011 года перекрестного субсидирования в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, то есть установление тарифов для различных групп потребителей коммунальных услуг без учета необходимости покрытия затрат на предоставление коммунальных услуг одной группе потребителей за счет тарифов, установленных для другой группы потребителей, а также исключение дотирования организаций коммунального комплекса;
- инвентаризация, реструктуризация и ликвидация имеющейся задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса;
4.2. В 2009-2010 годах будут продолжены преобразования в системе управления жилищным фондом.
Несмотря на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено несколько способов управления многоквартирным домом (далее - МКД), в настоящее время наиболее эффективным способом управления МКД является создание товариществ собственников жилья.
Следует отметить, что создание конкурентной среды в жилищной сфере - это одна из основных задач реформирования, которая должна развиваться в двух направлениях:
- конкуренция на управление жилищным фондом;
- конкуренция подрядных организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг.
4.3. Модернизация жилищно-коммунального комплекса
Модернизация жилищного фонда и инженерной инфраструктуры с внедрением новых технологий и материалов, альтернативных локальных источников тепловой энергии приведут к устойчивому функционированию всего жилищно-коммунального комплекса, снижению потребности в тепловой энергии, а это, в свою очередь, даст наибольший эффект с точки зрения снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Модернизация жилищно-коммунального комплекса в основном ориентирована на проведение работ по реконструкции и обновлению систем жизнеобеспечения городов и районов республики.
4.3.1. Модернизация жилищного фонда осуществляется в целях:
- предотвращения преждевременного износа конструктивных элементов зданий и инженерного оборудования;
- обеспечения сохранности и обновления существующего жилищного фонда.
4.3.2. Модернизация инженерной инфраструктуры