Жилищно-коммунальное хозяйство - одна из основных отраслей экономики, призванная обслуживать материально-бытовые потребности населения в жилье и коммунальных услугах. ЖКХ представляет собой важнейшую часть территориальной инфраструктуры, а его деятельность в значительной степени формирует соответствующее качество жизни населения, отражая степень цивилизованности общества, культуры его быта и образ жизни, служит одной из важнейших предпосылок развития экономического потенциала территорий.
Ранее в рамках реализации мероприятий программы осуществлялось реформирование жилищно-коммунального комплекса, направленное на повышение эффективности работы отрасли, повышения надежности и качества предоставляемых услуг, снижение издержек по их предоставлению.
За годы реформирования получены определенные позитивные результаты:
- стабилизация финансового положения организаций коммунального хозяйства;
- создание законодательной основы для проведения реальных рыночных преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- создание и переход к системе персонифицированных социальных счетов граждан по оплате за жилые помещения и коммунальные услуги;
- появление на рынке коммунальных услуг организаций частных форм собственности;
- внедряются методы индикативного управления отраслью на основе мониторинга показателей для оценки эффективности деятельности отрасли и создания механизмов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Очевидны коренные преобразования в системе управления жилищным фондом. Активизировалась работа по выбору способа управления многоквартирным домом, формированию договорных отношений на всех этапах предоставления услуг, созданию товариществ собственников жилья.
В настоящее время управлением многоквартирными домами занимаются 117 организаций, из них частных - 102, 691 товарищество собственников жилья. По содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах - 74 организаций, из них частные - 63.
Своевременно обеспечивается готовность объектов ЖКХ к эксплуатации в осенне-зимний период, создаются необходимые запасы топлива на всех теплоисточниках жилищно-коммунального хозяйства. Осуществляются работы по установке приборов учета и регулирования тепла, воды, газа на объектах жилищно-коммунального назначения и бюджетной сферы.
Вместе с тем кардинального изменения в реформировании и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики достигнуть не удалось. Причинами этого являются недостаточное финансирование из бюджета Удмуртской Республики и местных бюджетов, недостаточное привлечение средств внебюджетных источников для строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Жилищно-коммунальное хозяйство и сегодня характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью. Износ основных фондов коммунального комплекса сохраняется на уровне 55-65 процентов. Качество содержания жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг находится на неудовлетворительном уровне и не соответствует потребностям и ожиданиям населения.
Проблема усугубляется наличием большой задолженности в отрасли, образовавшейся в первую очередь в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней, а также и неплатежами населения. Объем дебиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства составил на начало 2009 года 4,21 млрд. рублей, а их кредиторской задолженности - 4,19 млрд. рублей.
Таким образом, сложившееся положение дел в жилищно-коммунальном хозяйстве обусловлено:
- высоким уровнем износа объектов коммунальной инфраструктуры и их технологической отсталостью;
- низкой эффективностью системы управления в этом секторе экономики;
- несовершенством тарифного регулирования.
Износ и технологическая отсталость объектов коммунальной инфраструктуры связаны с недостатками тарифной политики, проводимой в предыдущие годы. За счет искусственного сдерживания роста тарифов не обеспечивались различные финансовые потребности предприятий ЖКХ в модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Административные принципы управления жилищно-коммунальным хозяйством сформировали систему, при которой у организаций отсутствовали стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в коммунальном хозяйстве формировали высокие инвестиционные риски и препятствовали привлечению средств внебюджетных источников в этот сектор экономики.
Наличие системных проблем в отрасли жилищно-коммунального хозяйства требует программно-целевых методов для их решения. Реализация такого подхода позволит создать механизм, стимулирующий снижение издержек производства и повышения качества услуг, обеспечить инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального комплекса, активизировать процесс замены сетевого хозяйства и модернизации объектов коммунального комплекса за счет всех видов источников.