ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 1996 года № 175
О концепции развития телекоммуникационных сетей в Удмуртской Республике в 1996-1999 годах
________________________________________________________________________________________________________________
Признать утратившим силу в соответствии с постановлением Правительства УР от 11 февраля 2008 года № 23
________________________________________________________________________________________________________________
Рассмотрев представленный Межведомственной комиссией по развитию электросвязи в Удмуртской Республике проект Концепции развития телекоммуникационных сетей в Удмуртской Республике в 1996-1999 годах, Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить Концепцию развития телекоммуникационных сетей в Удмуртской Республике в 1996-1999 годах (прилагается).
2. Предложить главам администраций городов и районов, министерствам и ведомствам, предприятиям, производящим средства связи или эксплуатирующим телекоммуникационные сети, руководствоваться положениями данной Концепции.
3. Контроль за выполнением программы реализации Концепции по конкретным направлениям возложить на Межведомственную комиссию по развитию электросвязи в Удмуртской Республике (О.Г.Власов).
Председатель Правительства
Удмуртской Республики
П.Н.ВЕРШИНИН
Рыночные преобразования, произошедшие за последние годы в России и Удмуртской Республике, в значительной степени повлияли на отношение общества к информационному обеспечению и к средствам телекоммуникаций. Скорость получения информации, достоверность и качество - основные критерии, жизненно необходимые для нормального функционирования хозяйственных субъектов рыночной экономики, систем государственного регулирования.
Несмотря на то, что уровень развития средств связи в Удмуртии выше среднего по России, развитие традиционных услуг связи телефонной сети общего пользования, таких, как установка телефона, предоставление междугороднего разговора являются актуальными и требуют дальнейшего развития. Довольно высокий уровень развития сетей связи в Республике неразрывно связан с высоким уровнем информационного развития.
Кроме традиционных услуг формируется спрос и на новые виды связи, такие как мобильные системы (транковые и сотовые), средства персонального радиовызова, системы аварийной связи, цифровые системы связи, интегрированные услуги связи и компьютерные информационные и транспортные сети. Часть этих услуг уже реализована.
Основной тенденцией в развитии систем связи является постепенный переход от аналоговых систем к цифровым и значительное расширение спектра предоставляемых услуг.
Оператором сети общего пользования, статус которой определяется Федеральным законом "О связи", является АО "Удмурт Телеком". Исходя из этого, развитие систем связи должно быть увязано с планами развития АО "Удмурт Телеком", и концепция его развития является неотъемлемой и определяющей частью данного документа. Реализация большей части услуг невозможна без развития телефонной сети общего пользования с одной стороны, но с другой стороны её развитие повлечет за собой изменение всех систем, подключенных к ней. Следовательно, со стороны АО "Удмурт Телеком" должно предусматриваться предоставление в аренду производственных площадей и телефонной канализации по приемлемым расценкам для размещения оборудования наложенных сетей и стыковки с сетью общего пользования.
Концепция развития предусматривает реорганизацию и совершенствование ведомственных систем связи. С целью снижения как капитальных, так и эксплуатационных затрат предлагается корпоративный подход для реализации предлагаемой концепции. Это относится как к корпоративной ведомственной сети специального назначения, создаваемой для оперативного управления служб МБ, МВД, других спецслужб и органов власти Удмуртской Республики, так и к ведомственным телефонным сетям, имеющим выход на сеть общего пользования.
Основные направления развития телекоммуникационных систем в Удмуртии:
Концепция развития сетей общего пользования изложена в "Концепции развития телекоммуникационных сетей АО "Удмурт Телеком" (прилагается).
На сегодняшний день все существующие ведомственные сети, подключенные к сети общего пользования, являются аналоговыми, что уже в самом ближайшем будущем может создать значительные трудности как их владельцам, так и оператору сети общего пользования. Так, в течение 1996-1997 годов АО "Удмурт Телеком" планирует постепенную реконструкцию 2-го и 7-го узлов и перевода их на цифровые системы, что повлечет за собой необходимость реконструкции систем включения ведомственных сетей в сеть общего пользования.
Этапность в реорганизации должна предусматривать реконструкцию узла доступа к сети общего пользования и объединение усилий владельцев ведомственных сетей по созданию линий доступа к этому узлу. Создание цифровых линий доступа позволит использовать не только традиционные системы связи, но решать вопросы информационного обеспечения ведомств и предоставление им интегрированных услуг с минимальными затратами.
Постепенный переход ведомственных сетей на цифровое оборудование (проект "Концепция создания корпоративной сети связи предприятий и учреждений г. Ижевска и городов Удмуртии" прилагается).
Наиболее оптимальным вариантом для сетей специального назначения является многозонная транковая система СмартЗона. Непременным условием является корпоративный подход при создании этих систем и совместное их использование различными службами, что позволит значительно снизить затраты на их строительство и обеспечить максимальную надежность системы. Концепция развития корпоративных ведомственных сетей специального назначения прилагается.
Этот вид связи является новым и получил основное развитие за последние два года. На сегодняшний день услуги мобильных сетей в Удмуртии предоставляет не только АО "Удмурт Телеком", но и другие предприятия и фирмы, в том числе: МАРК-БЕЛЛ, СЭМПЛ, Удмуртнефть и другие. Кроме мобильных систем федеральных стандартов, рассмотренных в концепции АО "Удмурт Телеком" (диапазоны 450 МГц и 900 МГц), предусматривается использование регионального стандарта (диапазона 800 МГц).
Транковые системы получат развитие для решения локальных и оперативных задач. Ввиду дороговизны полного разворачивания сотовых систем связи (возможность работы в любой декларированной точке Удмуртии) транковые системы предоставят возможность работы в зонах, где сотовая связь будет отсутствовать ещё долгое время.
Средства персонального радиовызова получат дальнейшее развитие. Необходимо учесть опыт развития подобных сетей в развитых странах, а именно, необычайно быстрый всплеск в развитии локальных систем, ориентированных на ограниченный регион, и такое же быстрое их сворачивание и замена несколькими едиными глобальными системами, охватывающими территорию не только одного государства, но и материка, континента. Использование современных технологий, предоставляемых сейчас компьютерными сетями и в будущем интеллектуальными сетями, позволит вывести эти системы на качественно иной уровень интегрированного предоставления услуг связи. На сегодняшний день примером такого развития может служить предприятие "Универсум Линк" ассоциации МАРК.
Концепция развития телевидения и радиовещания уже утверждена постановлением Совета Министров Удмуртской Республики N 469 от 2.09.94 года.
Внедрение современных технологий управления влечет за собой постепенный переход к безбумажным технологиям, которые в свою очередь позволяют значительно снизить затраты на обмен информацией с одной стороны, а с другой - повышают её ценность и оперативность.
Формирование информационного рынка.
Наиболее перспективным направлением развития компьютерных сетей следует считать многопротокольные высокоскоростные сети на основе цифровых систем связи, которые имеют наивысшую эффективность. Как этап развития можно рассматривать и системы электронной почты, как наиболее распространенную и недорогую услугу.
Важным фактором развития компьютерных сетей является их интеграция с информационными системами и другими средствами связи, такими, как факсимильная связь и голосовая почта, средства персонального радиовызова, телетекст, что позволяет сократить путь к потребителю. В первую очередь получат развитие ведомственные компьютерные сети, так как их развитие даёт реальные и быстрые экономические результаты их владельцам. Появление современных цифровых систем связи SDH (оптоволоконные высокоскоростные системы) и ISDN (предоставление цифрового подключения абоненту) позволит снизить затраты на развитие инфраструктуры сетей. Однако, при развитии информационных технологий на местах получат новое развитие и компьютерные сети общего пользования, и в первую очередь следует ожидать лавинообразного увеличения спроса на услуги сети Internet.
Техническая реализация данной концепции будет рассмотрена отдельным вопросом на Межведомственной комиссии по развитию электросвязи в Удмуртской Республике.
Кроме развития собственно средств передачи информации стоит уделять внимание и сервисным услугам и механизмам расчета за услуги. Эти задачи могут быть решены интеллектуальными сетями, которые позволят создавать не только наложенные ведомственные сети, но и интегрированные с сетью общего пользования, что повысит эффективность использования оборудования и снизит затраты на предоставление новых услуг.
Расчетный центр на базе интеллектуальной сети позволит не только упростить расчеты за услуги, но и расширить число услуг, доступных потребителю без заключения дополнительных соглашений, и создаст механизм оплаты массовым потребителем предоставленных услуг, что повлечет за собой развитие услуг. Следует отметить, что интеллектуальные сети позволяют производить оплату разных услуг наиболее удобным образом и делать это не только вызывающим, но и вызываемым абонентом.
Интеллектуальные сети позволят реализовать комплекс услуг, аналогичный сервису "800" и "911", то есть служб с особым режимом оплаты и аварийных служб с едиными диспетчерскими службами и разделением на зоны обслуживания в зависимости от расположения вызывающего, что значительно повышает эффективность работы экстренных служб.
Упорядочение и взаимоувязывание деятельности предприятий, учреждений, организаций, других юридических и физических лиц, расположенных на территории Удмуртии, по предоставлению услуг электросвязи возлагается на Управление государственного надзора за связью по Удмуртской Республике.
Рыночные преобразования, произошедшие за последние годы в России и Удмуртской Республике, в значительной степени повлияли на отношение общества к информационному обеспечению, к средствам телекоммуникаций. Скорость получения информации, достоверность и качество - основные критерии, жизненно необходимые для нормального функционирования хозяйствующих субъектов рыночной экономики, систем государственного регулирования. Несмотря на то, что уровень развития средств связи (по оценкам Минсвязи РФ) в Удмуртии выше среднего по России, развитие традиционных услуг связи телефонной сети связи общего пользования (ТФОП) - установка телефона, предоставление междугороднего (внутризонового) разговора являются актуальными и требуют больших усилий и объемов капиталовложений для полного насыщения рынка республики.
При существующих темпах развития традиционных услуг ТФОП и с учетом реализации Президентской программы "Народный телефон" эта задача может быть решена к 2003-2005 г. Однако, уже сегодня большинство платежеспособного населения и предприятий (особенно в городах), имеющих телефоны, имеет претензии как на качество, так и на количество услуг, предоставляемых АО "УдмуртТелеком". Это и качество речевого сигнала, передача факсимильных сообщений с искажениями, низкая скорость передачи информации по модемам, ограниченное количество и качество справочной информации и т.д.
В условиях нового законодательства о связи, которое предусматривает демонополизацию рынка услуг связи и открывает другим операторам возможность предоставить как традиционные, так и новые услуги, АО "УдмуртТелеком", поддерживая инициативу Правительства Удмуртской Республики, предоставляет свою Концепцию развития телекоммуникаций, которая, возможно, позволит избежать нездоровую конкуренцию в тех сферах деятельности (например, традиционные услуги ТФОП), где требуются большие капиталовложения, опыт и квалификация; поможет сориентироваться предприятиям малого бизнеса на тех перспективных незаполненных "нишах" рынка телекоммуникационных услуг, а конверсионным предприятиям, производящим телекоммуникационное оборудование, скорректировать свои программы выпуска морально устаревшего оборудования.
Так, например, различные фирмы Удмуртии, занимающиеся формированием компьютерных сетей с коммутируемым доступом и протоколами Х.25 и IP, корпоративных вычислительных сетей, практически формируют рынок для широкого внедрения услуг ISDN. Фирмы, специализирующиеся на поставке офисных станций, помогают формировать потребительский спрос на интеллектуальные услуги и услуги корпоративных ведомственных сетей.
В концепции развития телекоммуникаций, предложенной ниже, учтены тенденции мировых лидеров в области электросвязи, рекомендации Международного союза электросвязи, собственный опыт АО "УдмуртТелеком".
Основными принципами концепции являются:
- применение цифровых систем передачи и коммутации на всех звеньях сети связи республики,
- внедрение сотовых систем связи стандарта GSM-900 и NMT-450,
- создание новых типов телекоммуникационных услуг на базе ISDN (видеотелефонная связь, мультимедиа, доступ к информационным базам и ресурсам и т.д.),
- создание до 2000 г. фрагментов интеллектуальной сети с услугами универсальной персональной связи, услуг службы "800", виртуальная ведомственная сеть и т.д.,
- создание пейджинговой сети связи общего пользования.
Реализация изложенных принципов в рамках сети связи общего пользования базируется на универсальном использовании систем передачи и коммутации как для предоставления традиционных услуг, так и для создания новых. Это позволит более экономно и рационально использовать капиталовложения по сравнению с тем, как создаются наложенные сети и услуги.
Вместе с тем путь реализации новых услуг связи на базе сети общего пользования требует замены существующих аналоговых станций и систем передачи на цифровые, а это достаточно долгий процесс.
На рис.1 показаны города и райцентры республики, в которых до 2000 года будут созданы все предпосылки для оказания услуг т.н. интеллектуальной сети, так как здесь на сети общего пользования будут установлены системные цифровые телефонные станции и организованы цифровые системы передачи.
+-----------+
¦ +-------+ ¦ +---------------------+
¦ ¦ АТС ¦ ¦ ИКМ ¦ V V ¦
¦ +-------+ ¦ ------ ¦+-------++-+ ¦
¦ ¦ ¦¦ RBS ¦¦ ¦+-------+¦ +---------------------+
¦ Я р ¦ ¦¦GSM-900¦¦ ¦¦ АТС ¦¦ ИКМ с ¦ V V ¦
+-----------+ ¦+-------++-++-------+¦ ------ ¦+-------++-+ ¦
¦ Г л а з о в ¦ ОКС-1 ¦¦ RBS ¦¦ ¦+-------+¦
+---------------------+ ¦¦GSM-900¦¦ ¦¦ АТС ¦¦
¦+-------++-++-------+¦
¦ Б а л е з и н о ¦
+---------------------+
¦
¦
¦
+---------------------+ ИКМ с ОКС-1 ¦
¦ V V ¦ +----------------+
¦+-------++-+ ¦ ¦
¦¦ RBS ¦¦ ¦+-------+¦ ИКМ с ОКС-1 ¦
¦¦GSM-900¦¦ ¦¦ АТС ¦¦ -----------+ ¦
¦+-------++-++-------+¦ ¦ ¦
¦ У в а ¦ ¦ ¦
+---------------------+ ¦ ¦
¦ ¦
+------------------------+
¦ V +-------+ ¦
¦ +---+ +-+ ¦АТС-31 ¦ ¦
¦ ¦SSP¦ ¦ ¦ +-------¦ ¦
¦ ¦SCP¦ ¦ ¦ ¦ АМТС ¦ ¦
+------------- ¦ +---+ +-+ +-------¦ ¦ ------------+
¦ ¦ ¦ МТХ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦GSM-900¦ ¦ ИКМ с ОКС-1¦
¦ ¦ Ижевск +-------+ ¦ ¦
ИКМ с ОКС-1¦ +------------------------+ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ +---------------------+
¦ ¦ ¦ V V ¦
¦ ИКМ с ОКС-1¦ ¦+-------++-+ ¦
¦ ¦ ¦¦ RBS ¦¦ ¦+-------+¦
+---------------------+ ¦ ¦¦GSM-900¦¦ ¦¦ АТС ¦¦
¦ V V ¦ ¦ ¦+-------++-++-------+¦
¦+-------++-+ ¦ +---------------------+ ¦ Воткинск ¦
¦¦ RBS ¦¦ ¦+-------+¦ ¦ V V ¦ +---------------------+
¦¦GSM-900¦¦ ¦¦ АТС ¦¦ ¦+-------++-+ ¦ ¦
¦+-------++-++-------+¦ ¦¦ RBS ¦¦ ¦+-------+¦ ¦
¦ Можга ¦ ¦¦GSM-900¦¦ ¦¦ АТС ¦¦ ¦
+---------------------+ ¦+-------++-++-------+¦ +-------->
¦ Сарапул ¦ на Пермь
+---------------------+
Важнейшим условием формирования и развития новых телекоммуникационных услуг связи является наличие современной автоматизированной системы расчетов. Особенно актуальна проблема расчетов в условиях предлагаемой концепции развития, когда процесс формирования новых услуг централизован в коммутационном центре, а предоставляются услуги на всей территории республики. В последующем разделе, а также на рис.2 и рис.3 настоящей концепции представлен проект технического решения проблемы расчетов с учетом построения в АО "Удмурт Телеком" распределенной компьютерной сети.
+ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -+
+----+ +-+ О т д е л А С У
¦ ¦Data¦--------+-¦ ¦
+----+ +-¦----+ _V_ _V_ _V_ _V_ _V_
¦ ----- ¦ ---+ ---+ ---+ ---+ - - - -+ ¦
_V_ Server ¦ +-------------+ +-------------+
¦ +------ +-------¦Catalist 2800¦ +----¦Catalist 2800+---- ¦
+-------------+ ¦ +-------------+
¦ _V_ ¦ ¦ ¦ ¦
+---- +------------+ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-------------+ ¦ ¦ ¦ ----------Ethernet---------- ¦
¦Catalist 2800+----------¦ FDD Ring +---------+ ¦ ¦
¦ +-------------+ ¦ ¦ +----+ ¦
¦ +------------+ ¦Data¦
¦ ¦ ¦ +----+ ¦
¦ +-------------+ +------------+ ¦
¦ +-+ ¦CISCO CS-4700+-----¦ ¦ +-----------------+ ¦
+-¦ ЦРУС +-------------+ ¦ Token Ring ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-¦ ¦ ¦ ¦ +------¦ Mainframe ¦ ¦
----- ¦ ¦ +------------+ +-----------------+
¦ Server ¦ ¦ ¦
¦ +----+ ¦ ¦
¦ +---¦Data¦ ¦ ¦ АО "Удмурт Телеком" ¦
+----+ ¦\ /¦
+ - - - - - - - - - - - - -¦- - - - - - - -¦- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -+
¦ ¦
+ - - - - - - -¦- - -+ + - - ¦- - - - - - - +
ГТС ¦ ¦ ¦ МТС
¦ +-------------+ ¦ ¦ ¦
¦CISCO CS-4700¦----- ¦ +-------------+
¦ +-------------+ /______¦CISCO CS-4700¦ ¦
¦ +-------------+
¦ _V_ ¦ ¦
+---- ¦ _V_
¦ ¦ +---- ¦
+ - - - - - - - - - -+ + - - - - - - - - - -+