Действующий

О Концепции государственной национальной политики Удмуртской Республики

1. Этнополитическая ситуация в Удмуртской Республике

Удмуртская Республика - один из многонациональных субъектов Российской Федерации. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, в ней проживает свыше 70 народов, в том числе 58,9% - русские, 30,9% - удмурты, 6,9% - татары, 3,3% - представители других национальностей (в том числе 0,8% - украинцы, 0,5% - марийцы, 0,3% - башкиры, по 0,2% - белорусы, немцы, чуваши, менее 0,2% - евреи, представители народов Кавказа). Все народы, компактно проживающие на территории Удмуртской Республики (бесермяне, марийцы, русские, татары, удмурты, чуваши), помимо языка и конфессиональной принадлежности, обладают только им присущими чертами развития материальной и духовной культуры, бытового уклада, социально-профессиональной структуры. Различна и их историческая судьба в составе России. Одним из главных ее итогов стало то, что традиционный регион заселения удмуртов превратился в полиэтнический и поликонфессиональный, а с момента образования Удмуртской автономной области начался процесс становления государственности Удмуртской Республики, в котором участвуют представители всех национальностей, проживающих на территории Удмуртии. Основой формирующейся государственности Удмуртской Республики в составе Российской Федерации является, с одной стороны, наличие общей для всех народов, участвующих в этом процессе, Родины - Удмуртии и России, а с другой - понимание того, что ее процветание может быть обеспечено только при соблюдении принципа "единство в многообразии", предполагающего равенство прав всех народов Удмуртской Республики, ее граждан независимо от национальной, конфессиональной и расовой принадлежности.

Дальнейшее упрочение межнациональных отношений и перспективы сотрудничества народов Удмуртской Республики во многом зависят от самочувствия, позиции и исторической ответственности русского народа, от своевременного разрешения его проблем и учета им интересов удмуртского и других народов.

В условиях переходного этапа в жизни страны непосредственное влияние на межнациональные отношения а республике оказывает ряд тенденций:

стремление народа Удмуртии к самоопределению и объективные процессы социально-экономической интеграции;

возрастающая самостоятельность Удмуртской Республики и необходимость упрочения общероссийской государственности;

потребность проведения курса социально-экономических реформ и различная степень готовности и участия а них этносов Удмуртии, обусловленная их исторической и культурно-хозяйственной спецификой;

стремление к сохранению и развитию этнокультурной самобытности удмуртского и других народов Удмуртии и ориентация на общероссийские и мировые духовно-нравственные ценности.

На развитие межнациональных отношений существенное влияние оказывает наследие исторического прошлого, в котором заложен огромный позитивный опыт сотрудничества и дружбы народов Удмуртии и традиции самобытного формирования удмуртской нации. Именно они обеспечили значительный прогресс в национально-государственном строительстве, экономике, культуре, науке, образовании, достигнутый Удмуртией в XX веке в составе России.

Вместе с тем всем народам России был нанесен серьезный ущерб тоталитарной системой, массовыми депортациями и репрессиями, разрушением и унификацией многих национально-культурных ценностей. Особенно ощутимым он был для немногочисленных народов,

Крупное промышленное строительство, интенсивное развитие оборонного комплекса вызвали приток рабочей силы из других регионов страны и из сельских районов республики, что существенно изменило социально-демографическую и этническую ситуацию: сегодня удмурты составляют третью часть населения республики.

Диспропорции, заложенные прежней системой и не преодоленные на сегодняшний день, особенно негативно сказались на развитии сельской социально-этнической структуры и инфраструктуры, вследствие чего возможности удовлетворения национально-культурных и образовательных потребностей населения оказались ограничены.

Все это существенным образом отражается на современном этнополитическом состоянии народов Удмуртии, их представительстве в органах государственной власти и системе управления экономикой Удмуртской Республики.

Значительные изменения в национальном самосознании, происшедшие у всех народов как Российской Федерации, так и Удмуртской Республики, неподготовленность общества к кардинальным изменениям создают определенную напряженность в развитии национальных и межнациональных процессов, в общении представителей различных национальностей. Издержкам перестройки и реформ, негативным явлениям социально-экономического и политического характера придается порой этническая окраска, разжигаются чувства национализма и шовинизма.

На межнациональные отношения также оказывают влияние социальная и правовая незащищенность граждан, безработица, резкое падение жизненного уровня большинства населения.

Анализ этих реалий выявил необходимость нового осмысления этнополитической ситуации в республике и поисков результативных механизмов разрешения существующих проблем.

После распада СССР начался новый этап развития российской государственности. Конституция Российской Федерации 1993 года утвердила тип государственного устройства, который обусловливает развитие федеративных отношений на базе демократических принципов, в основу которых положены общепризнанные нормы равноправия и самоопределения народов, сохранения самобытности и развития единой российской государственности, приоритета прав и свобод человека независимо от национальной принадлежности и территории проживания, защита прав малочисленных народов и национальных меньшинств.

Возникшие в переходный период развития российского общества проблемы получили специфическое преломление в жизни различных этносов, что требует, наряду с общей Концепцией государственной национальной полигики Российской Федерации, разработки республиканской концепции и программ.

Приоритетными проблемами. требующими решения на современном этапе, являются:

совершенствование государственности Удмуртии на основе демократических принципов федерализма, обеспечивающих необходимое сочетание самостоятельности республики и целостности Российского государства, способствующих национальному развитию и межнациональному сотрудничеству народов Удмуртии, народов всей России;

совершенствование правовой базы национальной политики, обеспечение политической и правовой защищенности граждан Удмуртской Республики независимо от их национальной и конфессиональной принадлежности, их равноправие, необходимое их представительство в органах государственной власти и управления;

развитие национальных культур и языков народов Удмуртской Республики;

укрепление духовной общности народов республики и Российской Федерации;

поддержка этнокультурных традиций удмуртов, проживающих за пределами Удмуртии, их взаимодействие с другими народами России;

сохранение и развитие традиционной среды обитаний народов Удмуртии, этноэкологической системы, улучшение социально-демографической ситуации и нейтрализаций суицидогенных факторов в Удмуртии;

укрепление объективных возможностей всестороннего развития и сотрудничества национальностей, проживающих в Удмуртской Республике, формирование высокой культуры межнационального общения;

преодоление недоверия в отношениях между национальностями, шовинистических и националистических настроений.

Современное состояние и задачи перспективного развития Удмуртской Республики требуют новых концептуальных подходов и, прежде всего, осознания того, что полиэтничностъ общества - это поле развития и созидательной деятельности всех народов многонациональной Удмуртии и что национальный вопрос не должен становиться предметом политической конъюнктуры и спекуляций в борьбе за власть.

При реализации данной концепции, разработке конкретных программ национального развития и межнационального сотрудничества нормой должны стать учет общественного мнения, опора на научный анализ и прогноз, оценка последствий принимаемых решений.

Национальная политика должна носить всеобъемлющий, стратегический характер, давать надежные перспективы для равноправного развития и всестороннего сотрудничества всех народов Удмуртской Республики. Чрезвычайно важное значение здесь приобретает единство позиций всех органов государственной власти и местного самоуправления республики, различных политических и общественных движений.