Недействующий

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 1997 года N 272

Об утверждении концепции развития внешнеэкономической деятельности Удмуртской Республики


_________________________________________________________________________________________________

Признать утратившим силу в соответствии с постановлением Правительства УР от 31 марта 2008 года № 64

_________________________________________________________________________________________________

       В  целях повышения эффективности внешнеэкономической деятельности, формирования благоприятных экономических, организационных и правовых условий международного сотрудничества республики Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

       1. Утвердить Концепцию развития внешнеэкономической  деятельности Удмуртской Республики (прилагается).

       2. Министерству международных связей Удмуртской Республики совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Удмуртской Республики в срок до 1 июля 1997 г. разработать целевую комплексную Программу развития внешнеэкономической и международной деятельности Удмуртской Республики на период до 2000 года.

       3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на экономический отдел Аппарата Правительства Удмуртской Республики.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
П.Н.ВЕРШИНИН


Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 14 марта 1997 г. N 272

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ВВЕДЕНИЕ

       Развитие внешнеэкономических связей Удмуртской Республики приобретает в современных условиях исключительно актуальное значение. Значимость этой сферы как фактора стабилизации и удовлетворения первоочередных нужд социально-экономического комплекса республики многократно возросла в начале 90-х годов на фоне глубокого экономического кризиса, сопровождающегося сужением внутреннего спроса и растущим дефицитом платежного баланса. В настоящее время экспортируемая в дальнее и ближнее зарубежье продукция составляет 21,8 процента от валового внутреннего продукта Удмуртской Республики. Одновременно дальнейшее развитие внешнеэкономической деятельности выступает в качестве важного элемента долгосрочной экономической стратегии Правительства республики, направленной на решение задач модернизации, структурной перестройки и создания конкурентоспособной региональной экономики. Поэтому закономерно, что развитие внешнеэкономического комплекса Удмуртской Республики должно стать одним из приоритетных направлений структурной перестройки и технологической модернизации хозяйственного комплекса региона.

       Стратегической  целью Концепции является определение приоритетов развития внешнеэкономической деятельности Удмуртской Республики, обеспечивающих гармоничное вхождение республики в систему мирохозяйственных связей. Средствами достижения данной цели являются повышение эффективности и масштабов внешнеэкономической деятельности республики на основе последовательного улучшения ее экономических показателей, совершенствование товарной структуры экспортно-импортных операций, оптимизация географической структуры внешнеэкономических связей, использование прогрессивных форм международного торгово - экономического сотрудничества. При этом совершенствование внешнеэкономической деятельности распространяется не только на предприятия - участники ВЭД, но и на технологически связанные с ними производства, способствуя реконструкции и развитию всего хозяйственного комплекса республики.

       Концепция является открытой и может быть уточнена в случае изменения факторов, определяющих развитие экономики Удмуртской Республики и Российской Федерации.

       Данная Концепция должна послужить основой для разработки программы комплексного развития внешнеэкономической деятельности республики. В рамках программы необходимо определить первоочередные направления развития внешнеэкономических связей в Удмуртской Республике, необходимость и объем бюджетного финансирования этих направлений.

1. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

1.1. Внешняя торговля

       В настоящее время в Удмуртской Республике внешняя торговля развивается на фоне тенденции к стабилизации экономики, проявления признаков оживления деловой, в том числе инвестиционной, активности, расширения участия страны в организациях многостороннего экономического сотрудничества, улучшения мировой конъюнктуры для основных товаров республиканского экспорта.

       Объем внешнеторгового оборота Удмуртской Республики за 9 месяцев 1996 г. составил 535,0 млн. долларов, в том числе экспорт - 386 млн. долларов, импорт - 149 млн. долларов. Положительное сальдо внешней торговли составляет 237 млн. долларов. На долю стран СНГ приходится почти 19 процентов внешнеторгового оборота республики.

       В 1996 г. предприятия и организации Удмуртской Республики поддерживали внешнеэкономические связи с 72 странами мира, в том числе экспортные поставки осуществлялись в 48 стран, а товары по импорту поступали из 48 стран. Основными торговыми партнерами являлись Германия, США, Украина, Казахстан, Франция, Беларусь и Австрия.

       Основу экспорта Удмуртской Республики за 9 месяцев 1996 г.  составляли нефть (45 процентов), черные металлы и изделия из них (14,1 процентов). На долю продукции нефтехимического комплекса приходится 28,4 процента. Поставки продукции машиностроения составляют 8,2 процента от общего объема экспорта.

       По импорту в республику в основном поступает машиностроительная продукция (53 процента), продовольственные товары (13,3 процента), черные и цветные металлы (19,4 процента).

       Крупнейшими участниками внешнеэкономической деятельности в Удмуртской Республике являются АО "Удмуртнефть", АО "Ижсталь", ГП "Ижевский механический завод", СП "Ижтел", АО "Ижмаш", АО "Чепецкий механический завод", АООТ "Удмурттелеком".

       В условиях спада производства и снижения спроса на продукцию предприятий республики вопрос укрепления экспортного потенциала Удмуртии является исключительно важным и выступает как фактор поддержания производства и источника валюты для удовлетворения первоочередных нужд народного хозяйства республики.

       Поэтому  закономерно, что развитие экспорта, особенно продукции обрабатывающей промышленности, может и должно стать важным элементом структурной перестройки и технологической модернизации экономики республики.

1.2. Иностранные инвестиции

       Современная ситуация в инвестиционной сфере определяется намечающимся поворотом российской экономики к выходу из кризиса. Характерными проявлениями этого позитивного процесса являются сокращение дефицита бюджета и его безэмиссионное финансирование, сокращение спада и стабилизация производства на фоне устойчивого снижения инфляции, увеличение положительного сальдо внешней торговли, укрепление российского рубля. В результате проведения экономической реформы гарантированы права собственности частных инвесторов, заработали ценовые механизмы регулирования производства, начался перелив капитала через фондовый рынок, развивается проектное финансирование.

       Инвестиционный климат Удмуртской Республики определяется наличием ряда привлекательных аспектов:

       - наличие сложившихся торгово-экономических связей с партнерами из стран - участников СНГ,

       - квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила,

       - значительный научно - технический потенциал.

       В то же время привлечению иностранных инвестиций препятствуют и неблагоприятные факторы, в том числе:

       - высокая инфляция,

       - неразвитость инфраструктуры,

       - нестабильность правовых гарантий.

       В настоящее время на территории Удмуртской Республики действует 120 коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Общее количество иностранных инвестиций, вложенных в экономику Удмуртии, составляет 28,1 млн. ам.долларов. За 9 месяцев 1996 г. зарегистрировано 10 КОИИ с объемом инвестиций в размере 19 млрд. рублей. За 9 месяцев 1996 г. от КОИИ и представительств компаний поступило в бюджет Удмуртской Республики 10,7 млрд.руб.

       Более 88 процентов от общего количества предприятий с иностранными инвестициями зарегистрировано на территории г. Ижевска.

       Инвестирование создающихся совместных предприятий производится  в основном в виде денежных вкладов.

       В 1995 г. объем экспорта совместных предприятий составил 22,1  млн. долларов США (примерно 5,7 процентов общего объема экспорта Удмуртской Республики). Основная статья экспорта - сырье и материалы.

       Объем импорта различных товаров в 1995 г. составил 5,8 млн. долларов США (3,9 процентов общего объема импорта Удмуртской Республики).

       Таким образом, характеризуя создание и деятельность совместных предприятий, можно сделать следующие выводы:

       - во-первых, совместные предприятия создаются в основном как мелкие предприятия с незначительным уставным капиталом;

       - во-вторых, иностранные партнеры стремятся создавать совместные предприятия в тех отраслях, где не требуется больших капиталовложений;

       - в-третьих, инвестирование создающихся совместных предприятий производится в основном в виде денежных взносов, инвесторы редко вкладывают в уставной капитал предприятий основные фонды и другое имущество.

       Это подтверждает, что "крупный капитал", обладающий передовой технологией, воздерживается от сотрудничества в совместном предпринимательстве по причине экономической и политической нестабильности в стране.

       Развитие инвестиционного сотрудничества Удмуртской Республики со странами ближнего и дальнего зарубежья послужит одним из основных средств стабилизации и дальнейшего развития экономики республики, которое должно осуществляться путем совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, международного финансового лизинга, создания договорных совместных организаций типа консорциумов для осуществления инвестиционной деятельности.

1.3. Инфраструктура внешнеэкономической деятельности

       Координацию  и регулирование внешнеэкономической деятельности на территории Удмуртии осуществляет Министерство международных связей Удмуртской Республики, основными функциями которого являются разработка основных принципов внешней политики республики, развитие экономических и культурных связей с государственными, общественными и коммерческими организациями зарубежных стран. При Министерстве международных связей создано Удмуртское отделение Государственной регистрационной палаты при Министерстве экономики Российской Федерации, осуществляющее государственную регистрацию предприятий с иностранными инвестициями на территории республики и в установленном порядке контролирующее их деятельность. В республике действует Представительство МИД России; функционирует управление Уполномоченного МВЭС России по Удмуртской Республике, выдающее сертификаты регистрации контрактов, контролирующее возврат валютной выручки и исполнение законодательства, действующего в сфере ВЭД; Удмуртская торгово - промышленная палата, деятельность которой направлена на расширение контактов своих членов и других предприятий республики с зарубежными партнерами.

       В Удмуртской Республике действует Удмуртская Таможня ГТК РФ. Подписание Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Удмуртской Республики о разграничении полномочий при взаимодействии в организации таможенного дела в Удмуртской Республике позволит развивать таможенную инфраструктуру в интересах республики, в том числе организовать международные авиаперевозки в г. Ижевске.

       Для развития внешнеэкономической деятельности в республике имеется разветвленная банковская инфраструктура. По состоянию на 01.01.1996 г. действует 215 кредитных учреждений, в том числе 23 самостоятельных банка с 24 филиалами и 24 филиала банков других республик и областей.

       В Удмуртской Республике пять высших учебных заведений. При Удмуртском государственном университете существует кафедра "Международные экономические отношения и право", на которой готовят специалистов для внешнеэкономического комплекса республики.

       Установлению новых связей с иностранными партнерами должны содействовать выставки. Необходимо продолжить серьезную работу по организации выставочной деятельности как инструмента решения вопросов внешнеэкономической деятельности на республиканском уровне, таких как:

       - расширение внешнеэкономических связей предприятий, увеличение объемов экспорта продукции черной металлургии, машиностроения и других не сырьевых отраслей промышленности;

       - повышение информированности деловых и политических кругов о республике и ее производственных возможностях;      

- привлечение иностранных и других инвестиций.      

       Представляется целесообразным создание Удмуртского экспоцентра, который станет частью республиканской инфраструктуры бизнеса.

       Вместе с тем следует отметить, что состояние инфраструктуры внешнеэкономической деятельности в нашей республике не соответствует современным требованиям.

       В имеющихся предпосылках развития внешнеэкономической деятельности Удмуртской Республики наличествует ряд факторов, оказывающих негативное влияние на формирование и эффективное функционирование внешнеэкономического комплекса республики. К их числу относятся:

       - недостаточная конкурентоспособность продукции с высокой  степенью переработки;

       - свертывание традиционных производственных и внешнеторговых связей со странами СНГ и Восточной Европы;

       - опережающий рост внутренних цен на основные сырьевые ресурсы по сравнению с увеличением цен на изделия обрабатывающей промышленности и уровнем мировых цен;

       - наличие "валютного коридора", снижающего экономическую эффективность экспортных поставок предприятий Удмуртской Республики;

       - высокая степень износа производственных фондов предприятий участников ВЭД и ограниченность собственных инвестиционных ресурсов этих предприятий;

       - отсутствие развитых систем сертификации и контроля качества экспортной продукции предприятий республики, обусловливающее снижение валового объема валютной выручки;

       - низкий международный рейтинг надежности России для кредитов  и инвестиций, затрудняющий использование зарубежных финансовых ресурсов для реконструкции и развития внешнеэкономического комплекса Удмуртской Республики;

       - отсутствие нормативно-правовой базы для перехода от простых товарообменных операций к развитым формам международного сотрудничества;

       - недостаточные координация, контроль и стимулирование внешнеэкономической деятельности со стороны государственных органов власти.

       Очевидна необходимость принятия долгосрочной внешнеэкономической стратегии и формирования на ее основе программы развития внешнеэкономической деятельности республики, направленной на достижение следующих целей:

       - динамичное и сбалансированное развитие внешнеэкономических связей, ориентированное на превращение их в фактор ускорения процессов реконструкции и развития хозяйственного комплекса региона, в устойчивый источник роста регионального валового продукта, на переход к более высоким формам международного сотрудничества - научно-технической и производственной кооперации, обмену услугами и др.;

       - радикальное улучшение структуры и пропорций  внешнеэкономического обмена на основе формирования нового профиля международной специализации региона, обеспечивающего максимизацию макроэкономического эффекта, увеличение удельного веса в экспорте трудоемких и наукоемких изделий и услуг, привлечения в страну передовых технологий и иностранного капитала;

       - обеспечение благоприятных внешнеполитических условий для устойчивого и эффективного вхождения Удмуртской Республики в структуру мирохозяйственных связей.

       При реализации общих целевых ориентиров решающее значение имеет выбор внешнеэкономических приоритетов, которые максимально содействовали бы решению ключевых задач экономики региона на текущем и последующих этапах ее развития. Основой формирования такой политики является выбор оптимальной стратегии развития внешнеэкономической деятельности Удмуртской Республики.

2. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

2.1. Принципы внешнеэкономической стратегии Удмуртской Республики

       Республика располагает достаточными стимулами к саморазвитию: богатая сырьевая база, диверсифицированная промышленность, мощная наука, квалифицированная рабочая сила, емкий внутренний рынок, которые создают основу для устойчивого экономического роста. Внешнеэкономическая деятельность должна активизировать, а не подменять этот потенциал.

       Развитие основных направлений внешнеэкономической деятельности Удмуртской Республики (экспорт, импорт, иностранные инвестиции) должно производиться с учетом специфики Удмуртской Республики и на основе следующих принципов:

ЭКСПОРТ

       - реализация на внешнем рынке товаров, имеющих международные технико-экономические преимущества (нефтедобывающее оборудование, военно-техническая продукция и др.);

       - расширение масштабов производства экспортной продукции в    республике;

       - создание предпосылок для повышения конкурентоспособности продукции, производимой предприятиями республики;

       - продвижение продукции предприятий Удмуртии на мировой рынок путем создания системы приоритетов внешнеэкономической политики;

       - диверсификация внешних рынков для стабилизации экспорта  предприятий республики;

       - обеспечение благоприятных условий для экспорта предприятий республики путем создания торговых домов за рубежом.

ИМПОРТ

       - обеспечение Удмуртской Республики товарами, имеющими технико-экономические преимущества перед продукцией внутренних производителей (кроме товаров, имеющих стратегическое значение для экономики республики: автомобили, мотоциклы, спортивное и охотничье оружие, прокат черных металлов и т.п.);

       - модернизация производственного и технологического потенциала предприятий республики;

       - обеспечение гарантированного снабжения республики необходимыми товарами;

       - расширение предложения товаров на республиканском рынке и формирование конкурентной среды для внутренних производителей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»