Недействующий

ЗАКОН

НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 11 декабря 1996 года N 73-ОЗ

О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" НА ТЕРРИТОРИИ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

{Принят постановлением областной Думы 22 ноября 1996 года }

{Утратил силу:
областной закон от 11 января 2005 года N 384-ОЗ; НГР:ru53000200500005}

{Изменения:
областной закон от 2 июня 1997 года N 98-ОЗ; НГР:ru53dmj199700010
областной закон от 07 октября 2002 года N 73-ОЗ;НГР:ru53000200200262
областной закон от 05 марта 2003 года N 120-ОЗ; НГР:ru53000200300051}

Настоящий закон направлен на укрепление пожарной безопасности на территории Новгородской области, определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в области, регулирует в этом направлении отношения между органами государственной власти области, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации и основывается на Конституции Российской Федерации и Федеральном законе "О пожарной безопасности".

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Государственная противопожарная служба


Управление Государственной противопожарной службы является единым самостоятельным оперативным структурным подразделением управления внутренних дел области и руководит деятельностью дислоцированных на территории области подразделений Государственной противопожарной службы.

Государственная противопожарная служба управления внутренних дел области:

организует и осуществляет государственный пожарный надзор на территории Новгородской области;

организует и осуществляет в установленном порядке охрану населенных пунктов и организаций от пожаров, другие работы и услуги в области пожарной безопасности;

обеспечивает и осуществляет тушение пожаров;

осуществляет финансовое и материально - техническое обеспечение деятельности подчиненных подразделений;

координирует деятельность других видов пожарной охраны.

Подразделениями Государственной противопожарной службы являются:

территориальные подразделения, созданные в целях организации предупреждения пожаров и их тушения в охраняемых населенных пунктах;

объектовые подразделения, созданные в целях осуществления предупреждения пожаров и их тушения в организациях;

специальные подразделения, созданные в целях тушения крупных пожаров.

Порядок организации, реорганизации, ликвидации и содержания органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы определяется Положением о Государственной противопожарной службе, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Иные задачи на Государственную противопожарную службу могут быть возложены только Федеральным законом.

Статья 2. Государственный пожарный надзор


Государственный пожарный надзор - специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами управления и подразделений Государственной противопожарной службы управления внутренних дел области в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Начальник управления Государственной противопожарной службы управления внутренних дел области по должности одновременно является главным государственным инспектором по пожарному надзору Новгородской области.

Перечень должностей личного состава Государственной противопожарной службы и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора определяет главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору.

Должностные лица управления Государственной противопожарной службы и его структурных подразделений при осуществлении государственного пожарного надзора имеют право:

осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений и других объектов, независимо от их форм собственности, в том числе и в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;

участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;

рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно - сметную документации на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований;

давать руководителям организацией, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;

приостанавливать частично или полностью работу организаций (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушений требований пожарной безопасности, создающей угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, а также в случае невыполнения этих требований при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом переоснащении предприятий, зданий и других объектов;

в соответствии с действующим законодательством производить дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности, а также осуществлять в протокольной форме досудебную подготовку материалов о преступлениях, связанных с пожарами;

вызывать в управление Государственной противопожарной службы управления внутренних дел области и его подразделения должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копни с них;

налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, в том числе за уклонение от выполнения или за несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц государственной противопожарной службы.

Должностные лица управления и подразделений Государственной противопожарной службы управления внутренних дел области при осуществлении государственного пожарного надзора на объектах, являющихся собственностью иностранных юридических лиц или предприятий с иностранными инвестициями, пользуются правами, установленными настоящей статьей.

Государственный пожарный надзор в лесах на территории Новгородской области осуществляют органы Федеральной службы лесного хозяйства России, а на подземных объектах и при ведении взрывных работ на территории Новгородской области - органы Федерального горного и промышленного надзора России.

Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц, управления и подразделений Государственной противопожарной службы обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами управления при осуществлении ими государственного пожарного надзора. При этом вмешательство иных должностных лиц в их деятельность не допускается.

Статья 3. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы


Сотрудники, военнослужащие и работники Государственной противопожарной службы управления внутренних дел области и члены их семей находятся под защитой государства, на них распространяются установленные федеральным законодательством и ведомственными нормативными актами гарантии правовой и социальной защиты и льготы.

Личный состав Государственной противопожарной службы при предъявлении служебного удостоверения бесплатно пользуется всеми видами общественного транспорта городского, пригородного, местного и междугородного сообщения в пределах области (за исключением такси), а также попутным транспортом в сельской местности в соответствии с федеральным и областным законодательством.

{В ред.: областного закона от 2 июня 1997 года N 98-ОЗ; НГР:ru53dmj199700010}

На личный состав Государственной противопожарной службы, охраняющий от пожаров предприятия с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих предприятий.

Областная Дума, а также органы местного самоуправления области вправе устанавливать иные, не предусмотренные настоящим законом гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы управления внутренних дел области за счет средств соответствующих бюджетов.

Статья 4. Финансовое обеспечение пожарной безопасности


Финансовое обеспечение пожарной безопасности, в том числе по федеральным и областным целевым программам по вопросам усиления пожарной безопасности и социальной защиты, планируется и осуществляется органами государственной власти области и местного самоуправления в пределах их компетенции целевым назначением с указанием отдельной строкой в соответствующих бюджетах.

Финансирование органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы управления внутренних дел (за исключением подразделений, создаваемых на основе договоров) осуществляется за счет средств федерального бюджета, областного бюджета. Распределение указанных средств производит федеральный орган управления Государственной противопожарной службы и орган управления Государственной противопожарной службы управления внутренних дел области. В случае необходимости могут привлекаться дополнительные средства из других источников финансирования.

Объектовые подразделения Государственной противопожарной службы, созданные ею на основе договоров с организациями, содержатся за счет средств этих организаций, а в случае необходимости также за счет дополнительных средств других источников финансирования.

Специальные подразделения Государственной противопожарной службы, созданные ею на основе договоров с организациями, содержатся на долевых началах за счет средств федерального бюджета и средств этих организаций. Перечень и порядок содержания этих подразделений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Территориальные подразделения Государственной противопожарной службы, созданные ею на основе договоров с органами государственной власти области, органами местного самоуправления, финансируются за счет средств соответствующих бюджетов. Минимальная численность указанных подразделений устанавливается из расчета одна единица личного состава Государственной противопожарной службы на каждые 650 человек населения.

Областная Дума и органы местного самоуправления Новгородской области вправе увеличивать в пределах имеющихся в их распоряжении средств расходы на содержание Государственной противопожарной службы.

{В ред.: областного закона от 07 октября 2002 года N 73-ОЗ; НГР:ru53000200200262}

Глава II. Полномочия органов государственной власти области и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности

Статья 5. Полномочия областной Думы в области пожарной безопасности


К полномочиям областной Думы в области пожарной безопасности относятся:

принятие областных законов и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением;

утверждение областного бюджета в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны.

Статья 6. Полномочия Администрации области по пожарной безопасности


К полномочиям Администрации области по пожарной безопасности относятся:

предоставление пожарной охране зданий, сооружений, служебных помещений, оборудованных средствами связи, и другого необходимого имущества, согласно установленным нормам;

нормативное правовое регулирование в пределах ее компетенции;

разработка и исполнение областного бюджета в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;

организация выполнения и осуществления мер пожарной безопасности;

создание, реорганизация и ликвидация подразделений пожарной охраны, содержащейся за счет средств областного бюджета;

установление численности пожарной охраны (не ниже нормативной), содержащейся за счет средств областного бюджета;

осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны и членов их семей, а также лиц, находящихся в запасе (отставке) и членов их семей (в соответствии с законодательством);

обеспечение пожарной охраны необходимой пожарно-технической продукцией (в соответствии с законодательством);

содействие созданию и деятельности фондов пожарной безопасности;

содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны;

организация обучения населения мерам пожарной безопасности;

разработка, организация выполнения и финансирования областных целевых программ;

координация деятельности территориальных, ведомственных объектов и других подразделений и формирований противопожарной службы в целях эффективного оперативного управления ими в условиях пожара;

обеспечение в пределах своей компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;

организация взаимодействия государственной противопожарной службы с органами гражданской обороны, милиции, здравоохранения, лесного хозяйства и другими заинтересованными службами области, Российской Федерации при ликвидации пожаров и других чрезвычайных ситуаций;

осуществление контроля за полнотой и своевременностью уплаты гражданами и юридическими лицами налогов и страховых отчислений на обеспечение пожарной безопасности.

{В ред.: областного закона от 05 марта 2003 года N 120-ОЗ; НГР:ru53000200300051}

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности


К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относятся:

организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;

участие в выполнении федеральных и областных целевых программ;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»