ЗАКОН
НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 19 ноября 2003 года N 209-ОЗ
О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ
{Утратил силу:
областной закон от 16 мая 2007 год N 98-ОЗ; НГР:ru53000200700169}
{Изменения:
областной закон от 02 марта 2004 года N 257-ОЗ; НГР:ru53000200400084
областной закон от 05 мая 2006 года N 665-ОЗ; НГР:ru53000200600218}
{Принят постановлением областной Думы от 29 октября 2003 года N 549-III ОД}
Настоящий областной закон направлен на формирование системы социального партнерства в Новгородской области, ведение социального диалога между сторонами социального партнерства: работодателями, работниками, их представителями с участием органов исполнительной власти области, местного самоуправления в сфере регулирования социально-трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, создания эффективных механизмов обеспечения социальной стабильности и развития экономики в Новгородской области
Правовую основу социального партнерства составляют:
Конституция Российской Федерации;
Трудовой кодекс Российской Федерации;
федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации;
общепризнанные принципы и нормы международного права в сфере социального партнерства;
правовые акты, заключенные на договорной основе участниками социального партнерства (генеральные, региональные, отраслевые, тарифные, территориальные соглашения и коллективные договоры).
Целям и задачами социального партнерства на территории области являются:
обеспечение договорного регулирования трудовых отношений, условий труда, занятости и социальных гарантий в области;
согласование социально-экономических интересов работников, работодателей, населения области;
содействие мирному урегулированию трудовых споров и социальных конфликтов;
укрепление экономики области, достижение стабильной деятельности организаций и повышение объемов производства;
формирование рыночных отношений;
развитие трудовой и предпринимательской активности населения области, предоставление работникам, их представителям возможности участия в управлении организаций;
проведение активной политики занятости;
обеспечение мотивации производительного труда;
обеспечение охраны труда и здоровья работников на производстве, укрепление здоровья взрослого населения и детей, экологической безопасности населения;
сокращение разрыва между стоимостью жизни и доходами населения;
совершенствование организации и функционирования социального партнерства в области;
развитие объединений работодателей, профсоюзов и усиление их роли как социальных партнеров в решении социально-экономических проблем области.
Для участия в регулировании социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений работодатели и работники свободно, по своему выбору, создают соответствующие организации:
некоммерческие организации в форме объединения работодателей по территориальному, отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам, а также иные организации, их представительные органы, в соответствии с федеральным законодательством;
{В ред.: областного закона от 02 марта 2004 года N 257-ОЗ; НГР:ru53000200400084}
отраслевые и территориальные организации, объединения профсоюзов (далее - профсоюзы) в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
В осуществлении социального партнерства участвуют:
на уровне области - областные объединения работодателей, профсоюзов, Администрация области, комитеты, управления области;
в отраслях - областные отраслевые объединения работодателей, профсоюзов, комитеты, отделы, управления области;
в муниципальных образованиях - территориальные, территориально-отраслевые объединения работодателей, территориальные объединения (территориальные организации профсоюзов), органы местного самоуправления;
в организациях - работодатели, работники, их представители при заключении коллективных договоров.
Стороны и участники социального партнерства свободны в избрании форм социального партнерства и уровней их осуществления.
Полномочия представителей сторон и участников социального партнерства на ведение коллективных переговоров и подготовки проекта соглашения подтверждаются постановлением (решением) руководящих органов объединений, организаций работодателей, профсоюзов, органов исполнительной власти области или местного самоуправления.
Механизм социального партнерства включает в себя:
формирование по решению сторон социального партнерства на равноправной основе органов социального партнерства: трехсторонних и двухсторонних комиссий из представителей сторон, наделенных необходимыми полномочиями для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений на всех уровнях социального партнерства;
развитие системы правовых актов, заключенных на договорной основе участниками социального партнерства (коллективные договоры, соглашения);
проведение взаимных консультаций по вопросам, затрагивающим интересы сторон социального партнерства (порядок, сроки и условия проведения таких консультаций определяются сторонами либо коллективным договором, соглашением);
получение взаимной информации сторонами коллективных переговоров, необходимой для заключения коллективного договора, соглашения;
применение и развитие примирительных процедур, посредничества, арбитража при разрешении коллективных споров, конфликтов в сфере труда и социальных отношений;
создание нормативной правовой базы для развития социального партнерства и урегулирования процедур переговоров.
Критериями эффективности социального партнерства являются:
реальное повышение благосостояния и жизненного уровня населения области;
обеспечение занятости трудоспособного населения области;
улучшение организации производства и условий труда;
снижение остроты социальных конфликтов и разрешение их путем сочетания государственного регулирования с методами, характерными для институтов гражданского общества;
соблюдение законодательства, регулирующего социально-трудовые отношения.
Стороны социального партнерства, соответствующие органы по труду имеют право на распространение информации по социально-трудовым вопросам, о ходе реализации соглашений и коллективных договоров и другим вопросам через средства массовой информации.
В сфере социального партнерства на территории области заключаются:
на уровне области - региональное трехстороннее соглашение (областное), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, минимальные социальные гарантии для населения области, принципы взаимоотношений участников соглашений;
в отрасли - отраслевое (межотраслевое) соглашение, определяющее общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей), а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей);
на территории муниципального образования - территориальное соглашение, устанавливающее общие условия труда, трудовые гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, иного административно-территориального образования;
в организациях - коллективный договор.
Вышеуказанные правовые акты заключаются в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях".
В рамках социального партнерства его участниками могут заключаться иные правовые акты на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с трудовым законодательством.
Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, осуществляется сторонами до внесения на утверждение проектов соответствующих бюджетов в областную Думу и представительные органы местного самоуправления.
Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.
Финансовое обеспечение мероприятий и программ, предусмотренных в соглашениях, осуществляется за счет бюджетных средств, внебюджетных источников и иных источников, не запрещенных законодательством.
Постоянно действующим органом социального партнерства в Новгородской области является областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, которая образуется областными объединениями работодателей, профсоюзов и Администрацией Новгородской области (далее - областная трехсторонняя комиссия).
Состав областной трехсторонней комиссии формируется из представителей сторон, наделенных необходимыми полномочиями на основе соблюдения принципов равноправия сторон социального партнерства.
Задачами областной трехсторонней комиссии являются:
обеспечение регулирования социально-трудовых отношений, выработка общих принципов согласованного проведения социально-экономической политики;
развитие системы социального партнерства в области;
содействие урегулированию коллективных трудовых споров (конфликтов);
ведение коллективных переговоров, подготовка и заключение регионального соглашения, осуществление контроля за его выполнением;
оказание содействия соответствующим комиссиям при заключении областных отраслевых соглашений;
обсуждение проектов областных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам социально-экономической политики, регулирования трудовых отношений, принятия и исполнения консолидированного бюджета области.
Областная трехсторонняя комиссия для выполнения возложенных на нее задач:
координирует совместные действия сторон социального партнерства по вопросам экономического и социального развития, разработки и реализации областного трехстороннего соглашения, урегулирования отраслевых разногласий, возникающих при его заключении, и областных отраслевых соглашений;
взаимодействует с отраслевыми, территориальными трехсторонними и двухсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений;
принимает решения по вопросам, входящим в ее компетенцию и обязательным для исполнения сторон социального партнерства (работодателей, профсоюзов, органов исполнительной власти области);
осуществляет контроль за выполнением регионального соглашения сторонами социального партнерства;
вносит предложения о привлечении в установленном порядке к ответственности должностных лиц, не обеспечивших выполнение мероприятий по реализации областного соглашения и решений комиссии;