РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Социальное развитие села до 2010 года" ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы: | региональная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года". | ||||
Основание для разработки Программы: | распоряжение Администрации области от 17.01.2001 N 18-рг "О мерах по разработке региональной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года", | ||||
постановление Правительства Российской Федерации от "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года". | |||||
Государственный заказчик-координатор Программы: | комитет по сельскому хозяйству и продовольствию области. | ||||
Государственные заказчики Программы: | управление строительства и инвестиционной политики области, комитеты области: образования, по охране здоровья населения, культуры, кино и туризма, государственное учреждение "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор". | ||||
Основ ные разработчики Программы: | комитеты области: по сельскому хозяйству и продовольствию, образования, по охране здоровья населения, культуры, кино и туризма, управление строительства и инвестиционной политики области, государственное учреждение "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор", филиал "Новгородтелеком" открытого акционерного общества "Северо-Западный Телеком", открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Новгородэнерго", Новгородский областной фонд индивидуального жилищного строительства в сельской местности "Новгородагрожилстройфонд", открытое акционерное общество "Новгородоблгаз". | ||||
Цели и задачи Программы: | развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований и/или сельских территорий муниципальных образований; | ||||
создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию: сельских муниципальных образований; | |||||
создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления; | |||||
расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; | |||||
создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности. | |||||
Сроки и этапы реализации Программы: | 2003-2010 годы: Iэтап - 2003-2006 годы; | ||||
Основные мероприятия Программы: | Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями по развитию: | ||||
жилищного строительства в сельской местности (приложение 1); | |||||
сети сельских общеобразовательных учреждений (приложение 2); | |||||
сети учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта в сельской местности (приложение 3); | |||||
культурно-досуговой деятельности в сельской местности (приложение 4); | |||||
электрических сетей в сельской местности (приложение 5); | |||||
газификации в сельской местности (приложение 6); | |||||
водоснабжения в сельской местности (приложение 7); | |||||
информационно-консультационного обслуживания в сельской местности (приложение 8); | |||||
телекоммуникационных сетей в сельской местности (приложение 9); | |||||
сети автомобильных дорог в сельской местности (приложение 10). | |||||
Исполнители основных мероприятий Программы: | комитеты области: по сельскому хозяйству и продовольствию, образования, по охране здоровья населения, культуры, кино и туризма, управление строительства и инвестиционной политики области, государственное учреждение "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор", филиал "Новгородтелеком" открытого акционерного общества "Северо-Западный Телеком", открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Новгородэнерго", Новгородский областной фонд индивидуального жилищного строительства в сельской местности "Новгородагрожилстройфонд", открытое акционерное общество "Новгородоблгаз". | ||||
Объемы и источники финансирования Программы: | общая сумма расходов на реализацию мероприятий Программы приведена в приложении 11 и составляет 2420,026 млн. рублей, в том числе: | ||||
средства федерального бюджета * - 1247,811 млн.рублей; | |||||
средства бюджетов субъектов Российской Федерации -260,411 млн. рублей; | |||||
средства внебюджетных источников - 911,804 млн.рублей. | |||||
Объем финансирования ежегодно уточняется, исходя из возможностей соответствующих бюджетов. | |||||
Ожидаемые результаты реализации Программы: | улучшение жилищных условий более 260 сельским семьям и доведение уровня обеспеченности коммунальными услугами до 45 процентов; | ||||
повышение уровня газификации домов (квартир) природным газом; | |||||
строительство 75,6 км распределительных газовых сетей; | |||||
улучшение снабжения сельских потребителей электроэнергией путем реконструкции и техперевооружения 800 км электросетей; | |||||
сохранение и развитие базы для занятий физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни сельского населения, профилактики правонарушений, наркомании и алкоголизма; | |||||
повышение образовательного уровня учащихся общеобразовательных учреждений в сельской местности, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями; | |||||
повышение территориальной доступности и снижение коэффициента сменности сельских общеобразовательных учреждений с вводом в действие 250 учебных мест; | |||||
улучшение качества оказания медицинской помощи; | |||||
активизация культурно-досуговой деятельности на селе; | |||||
повышение уровня обеспеченности клубных помещений и качества обслуживания населения; | |||||
улучшение информационно-консультационного обслуживания населения; | |||||
повышение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой; | |||||
достижение телефонной плотности до 18,3 включений на 100 человек; | |||||
приведение в нормативное техническое состояние 1064 км дорог, связывающих сельские населенные пункты; | |||||
повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания рабочих мест. | |||||
Контроль за исполнением Программы: | комитет по сельскому хозяйству и продовольствию области осуществляет взаимодействие с исполнителями Программы по выполнению ее мероприятий, обеспечивает согласованность действий по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств областного бюджета, выполнению соглашений с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации о финансировании программных мероприятий за счет средств федерального бюджета. | ||||
Исполнители Программы ежегодно к 5 марта до 2011 года представляют в комитет по сельскому хозяйству и продовольствию области отчеты о ходе выполнения мероприятий Программы. Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию области обобщает сведения и представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Администрацию области информацию о ходе реализации Программы ежегодно к 15 марта до 2011 года | |||||
* - постановление Правительства Российской Федерации от "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года". |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Сложившаяся социальная ситуация на селе, выраженная в обесценивание сельскохозяйственного труда, ослаблении мотивационных механизмов его развития отсутствии общественно приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности подошла к пороговым значениям и является тормозом формирования социально экономических условий устойчивого развития сельских территорий.
За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, демонтажа старых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения, социальная сфера села находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные изменения и в образе жизни сельского населения.
Сложившаяся практика организации инвестирования социального развития и инженерного обустройства сельских территорий, в силу недостаточности налогооблагаемой базы региональных и местных бюджетов для финансирования расходов регионального и местного характера, привели к резким диспропорциям в развитии сельских муниципальных образований. Снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющегося потенциала социальных объектов и систем жизнеобеспечения.
Из общего числа населенных пунктов 979 (25,7 процентов) не имеют связи с сетью дорог общего пользования дорогами с твердым покрытием.
Водоснабжение населенных пунктов осуществляется из поверхностных преимущественно водоисточников и частично из подземных. Более половины инженерных коммуникаций не соответствуют нормам технического состояния, в ветхом и аварийном состоянии находится 34,3 процента водопроводных и 28,6 процентов канализационных сетей. Ежегодно регистрируется до 414 крупных утечек, приводящих к отключению от водоснабжения. Большинство очистных сооружений канализации в сельской местности находятся в технически неудовлетворительном или нерабочем состоянии.
Сельская телефонная сеть в основном построена на базе морально и физически устаревших аналоговых АТС. На 100 человек сельского населения имеется 12,43 телефонных включения. В целом, качество и надежность работы сельской телефонной связи не отвечает современным требованиям.
В связи с прекращением государственной поддержки жилищного строительства, отсутствием необходимых денежных средств у сельских жителей, сократилось строительство жилья на селе, что негативно отразилось на качественном составе кадров, процент пожилых людей очень высок.
В 2001 году на село прибыло всего 14 молодых специалистов, несмотря на то, что недостаток работников, занимающих должности руководителей и специалистов составляет 134 человека и только 30 процентов из числа работающих имеют высшее образование.
Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной региональной целевой программы социального развития села обусловлена:
социально-политической остротой проблемы и ее огромным значением, определяемым широким спектром выполняемых селом функций;
необходимостью привлечения к решению проблемы органов законодательной и исполнительной власти на региональном уровне, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций АПК, общественных объединений сельских жителей;
необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских муниципальных образований и обеспечение для сельского населения доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ;
сокращение разрыва в уровне обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры между городом и селом, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности и содействия решению общегосударственных задач в области миграционной политики;
создание правовых, административных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления сельских территорий;
расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для диверсификации сельской экономики, позволяющей сельским жителям за счет роста собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления;
создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры от сельскохозяйственных предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления;
расширение возможностей выполнения селом его общественных функций.
Решение проблемы социального развития села является важной составной частью общегосударственного процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, становлению и развитию местного самоуправления, повышению благосостояния сельского населения, при этом программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:
создание финансовых механизмов, обеспечивающих сельскому населению расширение доступности улучшения жилищных условий с учетом их платежеспособного спроса в пределах установленных социальных стандартов;
стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере сельских муниципальных образований и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;