В целях реализации программы предполагается осуществить переход к новой экономической модели реформы жилищно-коммунального хозяйства, направленной на оздоровление финансовой ситуации в отрасли, создание реальной системы экономической мотивации сокращения затрат ресурсов и повышения эффективности деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, привлечение частных инвестиций для реконструкции объектов жилищно-коммунального комплекса.
Программа включает как технические мероприятия по восстановлению основных фондов и реализации новых инженерно-технических решений, так и мероприятия по созданию организационно-управленческих и финансовых механизмов, обеспечивающих стабильную и эффективную работу жилищно-коммунальных предприятий, в том числе мероприятия по проведению технической инвентаризации и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и инвентаризации и постановки на кадастровый учет земельных участков под объектами недвижимости жилищно-коммунального хозяйства области (приложение N 6-а к Программе).
{В ред.: постановления Администрации Новгородской области от 15 августа 2005 года N 289; НГР:ru53000200500404}
Эти мероприятия предусматривают обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса, формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг, государственную поддержку модернизации жилищно-коммунального комплекса и привлечение инвестиций в эту сферу.
Инвентаризация, реструктуризация и ликвидация дебиторской и кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства
После утверждения Правительством Российской Федерации Порядка реструктуризации и ликвидации задолженности в жилищно-коммунальном комплексе и разработки типовой методики и стандартных форм для унифицированного учета и контроля за состоянием кредиторской задолженн6сти бюджетов всех уровней и бюджетных организаций перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, для оздоровления финансовой ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве области необходимо на уровне органов местного самоуправления городов и районов области провести инвентаризацию задолженности и убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства, оформить акты сверки задолженности со всеми кредиторами и дебиторами, а также определить размеры задолженности перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, признаваемой бюджетами всех уровней и бюджетными организациями, и реструктурировать задолженность бюджета и бюджетных организаций перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, установив реальные сроки ее ликвидации.
Признанная задолженность бюджетов и бюджетных организаций перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства должна быть включена в расходную часть соответствующих бюджетов на весь срок реструктуризации.
На федеральном уровне предполагается решить следующие проблемы:
упростить процедуру списания безнадежной просроченной задолженности; отменить систему авансирования платежей за поставку газа, электроэнергии и тепловой энергии предприятиям жилищно-коммунального хозяйства и перейти к ежемесячной оплате по факту поставки, что приведет в соответствие платежи коммунальных предприятий предприятиям энергетики с платежами населения за жилищно-коммунальные услуги;
подготовить методические материалы по совершенствованию бухгалтерского учета на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства.
Ликвидация дотационности жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение достаточности финансирования затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг (Приложение 6)
Обеспечение социальной защиты семей с низкими доходами при переходе на полную оплату затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" с 1993 года действует система социальной защиты населения при переходе к полной оплате населением затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг. Малоимущим категориям граждан предоставляются адресные субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг (жилищные субсидии).
В 2001 году жилищные субсидии были предоставлены 17,7 тыс. семей Новгородской области
В соответствии с программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 года N 910-р, в части реформирования действующей системы льгот предусматривается пересмотр и отмена ряда льгот при введении компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев населения, перевод льгот, установленных для различных категорий работающих граждан (работников правоохранительных органов, военнослужащих) в форму денежных выплат.
В соответствии с проектами законодательных актов по упорядочению механизма предоставления льгот предполагается сохранить льготы либо ввести адекватный механизм субсидий вне зависимости от уровня доходов следующим категориям граждан: Герои России, Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, инвалиды и участники Великой Отечественной Войны и другие.
После перехода к полной оплате жилья и коммунальных услуг населением бюджетные обязательства сохранятся только в отношении компенсации расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот и адресных жилищных субсидий. Предполагается перевод безвозмездных перечислений из федерального бюджета, направляемых на помощь в софинансировании указанных расходов, в форму целевых субвенций, которые могли бы выплачиваться через фонд софинансирования социальных расходов.
В связи с этим центры и отделы по начислению субсидий населению должны быть переданы в органы социальной защиты населения городов и районов области.
Размер жилищной субсидии для всех категорий получателей (наниматели жилых помещений, собственники, члены жилищно-строительных кооперативов) будет зависеть от размера совокупного дохода семьи н рассчитываться как полная компенсация разницы между установленном в данном населенном пункте размером платы для нанимателей жилых помещений по договору социального найма в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг и максимально допустимым размером собственных расходов семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг, определяемым на основе установленной предельно допустимой доли этих расходов в совокупном доходе семьи.
Предполагается усовершенствовать:
принцип расчета жилищных субсидий, перейдя к расчету по одному основанию, который обеспечит строгую зависимость размера предоставляемой жилищной субсидии от размера совокупного дохода семьи.
методику расчета совокупного дохода семьи, учитываемого при определении суммы жилищных субсидий. Предполагается, что в совокупный доход семьи должны включаться денежные эквиваленты всех льгот и социальных пособий, получаемых членами данной семьи, а также условный доход от владения некоторыми видами имущества.
При переходе к полной оплате стоимости жилищно-коммунальных услуг потребителями адресные жилищные субсидии станут основной формой бюджетных средств, направляемых на обеспечение доступности жилищно-коммунальных услуг. Размер бюджетных средств, распределяемых в виде жилищных субсидий, вырастет более чем в 16 раз.
Конечной целью является создание системы персонифицированных социальных счетов граждан, на которые будут перечисляться средства, предусмотренные на все виды адресной социальной помощи государства, включая оплату жилищно-коммунальных услуг (льготы и субсидии).
Для перехода к системе персонифицированных социальных счетов граждан необходимо:
завершить финансовое оздоровление ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве, т.к. система персонифицированных социальных счетов будет эффективно работать только в условиях абсолютной гарантии своевременного перечисления бюджетных средств гражданам, в противном случае граждане не будут защищены от применения санкций за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг, вызванную задержкой бюджетных перечислений;
обеспечить координацию перехода к системе персонифицированных социальных счетов граждан с мероприятиями по реформированию системы социальной защиты, так как создание системы персонифицированных социальных счетов граждан исключительно в рамках реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства создает возможность дублирования других видов государственной социальной помощи.
Формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство