Жилищная и коммунальная сфера оказывает огромное влияние на макроэкономическую ситуацию, так как потребность в расходах на его устойчивую работу в бюджетах городов и районов значительна. Фактическое поступление средств от населения и местных бюджетов составляет в среднем по области около 72%, по городам и районам области от 50% до 99% от потребности, что осложняет обеспечение качественного жилищно-коммунального обслуживания населения, так как из-за недостатка средств снижается объем капитального ремонта жилья и инженерных коммуникаций.
Планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше.
Неуправляемый рост цен в топливно-энергетическом комплексе, ликвидация перекрестного субсидирования не позволяют реализовать антизатратные механизмы в жилищно-коммунальном хозяйстве, адекватные новым экономическим условиям и в связи с этим стоимость жилищно-коммунальных услуг растет более быстрыми темпами, чем рост ставок и тарифов для населения.
В начале периода экономических реформ предполагалось, что в течение достаточно короткого периода времени будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, однако социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот переход к первоначально запланированному сроку, и к началу 2002 года население области оплачивало 60% стоимости жилищно-коммунальных услуг, фактически с учетом предоставления льгот и субсидий - около 40%.
Кризисное состояние жилищно-коммунального хозяйства обусловлено дотационностью, высокими затратами на предоставление услуг, тяжелым финансовым положением предприятий жилищно-коммунального хозяйства, отсутствием экономических стимулов снижения издержек по оказанию жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, в связи с тем, что 80% стоимости жилищно-коммунальных услуг приходится на продукцию естественных и локальных монополий и в первую очередь производителей энергии, высокой степенью износа основных фондов отрасли, большими потерями энергии, воды и других ресурсов, неэффективной работой предприятий, низким коэффициентом полезного действия мощностей.
Проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве усугубляются огромным объемом накопленной задолженности, как дебиторской (долги потребителей услуг и бюджетов всех уровней), так и кредиторской (долги предприятий жилищно-коммунального хозяйства перед своими поставщиками).
Объем дебиторской задолженности на конец 2001 года составил 830 млн. руб., в том числе задолженность бюджетных организаций составила - 250 млн. руб., объем кредиторской задолженности предприятий ЖКХ области превысил 1 млрд. руб.
Несмотря на принимаемые в течение последних лет меры, продолжает сохраняется высокий удельный вес низкоэффективных котельных - 43% (238 из 552 котельных), принятых в предыдущие годы от ведомств.
Сохраняется проблема старения спецавтотехники и механизмов и их технической отсталости, средний возраст которой от 15 до 20 лет, амортизационный износ в среднем по области составляет 85%.
Существующие бюджетные ограничения обуславливают отсутствие в достаточных объемах средств для финансирования модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства.
Создание условий для притока инвестиций могло бы изменить финансовое положение отрасли.
В связи с отсутствием эффективной процедуры формирования и изменения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, сложилась практика при которой тарифы пересматриваются нерегулярно, не обеспечивающие возмещения затрат на их производство и не предусматривается прибыль в размере, необходимом для развития производства и удовлетворения минимальных социальных гарантий работникам. Так в 2001 году в 18 городах и районах фактическая себестоимость услуг превышала установленные тарифы, при этом в 6 районах области по всем видам жилищно-коммунальных услуг.
Часть стоимости коммунальных услуг, не покрываемых платежами населения, компенсируют промышленные предприятия за счет перекрестного субсидирования, что удорожает себестоимость промышленной продукции и снижает ее конкурентоспособность.
Система дотирования жилищно-коммунальных предприятий не позволяет обеспечить адресность выделяемых субсидий. В 2001 году из 914 млн. руб. бюджетных средств, направленных на дотирование жилищно-коммунальных предприятий, компенсации адресных субсидий, предоставленных гражданам с низкими доходами, составили только 19 млн. руб.
Получателями бюджетных средств (через систему дотирования разницы в тарифах жилищно-коммунальным предприятиям) являются не только малоимущие граждане, но и граждане с высокими и средними доходами. В 2001 году каждая семья, проживающая в обслуживаемом предприятиями жилищно-коммунального хозяйства области, в среднем получила более 130 руб. в месяц в виде бюджетных дотаций, субсидий и льгот. При этом расчет необходимого размера дотаций носит субъективный характер, т.к. сумма дотаций является не частью тарифа на услуги, а результатом компромисса между региональными и местными властями.
Порядок установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги устарел и не отражает объективных финансовых потребностей в развитии предприятий и замене изношенных основных фондов. Система определения рентабельности деятельности жилищно-коммунальных предприятий не гарантирует достаточной прибыли для возврата средств, вкладываемых в жилищно-коммунальную сферу.
Крайне медленно внедряется приборный учет потребляемых коммунальных услуг.
Процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства идет медленными темпами, отмеченные негативные явления не ликвидированы и продолжают нарастать.