Недействующий

О ПРОГРАММЕ "РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА"

IV. Результаты реформирования жилищно-коммунального хозяйства области в 1992-2001 годах


Для управления жилищно-коммунальной сферой в крупных муниципальных образованиях созданы Комитеты по ЖКХ в составе Администраций городов и районов. Проведена определенная работа по разделению функций заказчика и подрядчика, организации договорных отношений и развитию конкурентной среды. С 1995 года во всех городах и районах созданы Службы Заказчика по ЖКХ в различных вариантах - в 4 самых крупных городах области - с правом юридического лица, в остальных, где численность населения не превышает 25 тыс. человек, функции Службы заказчика по ЖКХ выполняют подразделения администраций городов и районов - Комитеты по управлению имуществом, Комитеты экономики, отделы по делам архитектуры и строительству, отделы по капитальному строительству, комитеты финансов, отделы по ЖКХ.

Продолжается процесс перехода на договорные отношения собственников жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства с субъектами хозяйствования - жилищными ремонтно-эксплуатационными и коммунальными организациями. При этом следует отметить слабую содержательную и правовую проработку договоров, нечеткость определения обязательств, условий финансирования, границ обслуживания. Органы местного самоуправления слабо осуществляют контроль за состоянием жилищного фонда и коммунальных объектов.

Осуществляется работа по заключению договоров найма с нанимателями жилых помещений, заключено 40,3 тыс. договоров, что составляет 43,1% от общего числа нанимателей. Идет заключение договоров на техническое обслуживание с владельцами приватизированных квартир, заключено 32,4 тыс. договоров, или 35,2% от общего числа владельцев приватизированных квартир, находящихся в муниципальных жилых домах.

Разделение функций заказчика и подрядчика и переход на договорные отношения создали условия для проведения отбора подрядчиков на конкурсной основе.

За прошедшие пять лет проведено 67 конкурсов, том числе 6 конкурсов на обслуживание жилищного фонда (в Великом Новгороде, Боровичах), в результате 20% жилищного фонда обслуживается на конкурсной основе.

В области создано 85 товариществ собственников жилья, в том числе в Великом Новгороде - 80, в Старой Руссе 2 и в Валдае - 3. К началу 2002 года в управлении товариществ собственников жилья находится жилищный фонд, общей площадью 350 тыс. кв. м., что составляет 4,% от общей площади обслуживаемого жилья.

В начале экономических реформ предполагалось, что переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы будет завершен в короткие сроки, но социально-экономическая ситуация не позволила окончательно завершить этот переход. Если в 1992 году доля бюджетных дотаций от затрат муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства на предоставление услуг составила 95,4%, то в 2001 году она снизилась до 20,9%.

В среднем по области стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м. общей площади в месяц на 1.01.2002 года составила 16,6 рублей и увеличилась по сравнению с 1997 годом в 1,7 раза, в основном из-за роста цен на энергоносители, химреагенты, материалы, которые значительно увеличивают стоимость жилищно-коммунальных услуг, т.к. эти расходы являются ценообразующими для услуг ЖКХ, их удельный вес в себестоимости составляет в среднем по области около 50%, а в отдельных районах - 70-80% (Волотовский, Демянский, Маревский, Мошенской, Солецкий, Холмский).

С 1996 года цены выросли:

на электроэнергию в 2,7 раза;

на газ в 1,8 раза;

на уголь в 3,2 раза;

на мазут в 4,6 раза;

на дизтопливо в 5,6 раза;

на химреагенты в 4 раза;

на стройматериалы по отдельным видам от 3-х до 5 раз.

При таком увеличении цен, стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр жилья в месяц в среднем по области выросла только в 1,7 раза, с 9,96 руб до 16,6 руб., это говорит об эффективности проводимых мероприятий, направленных на энергоресурсосбережение и снижение непроизводительных затрат.

Особое внимание уделялось энергоресурсосберегающим мероприятиям, т.к. обеспечение теплом - это самая дорогая и стратегически важная услуга, занимающая самый большой удельный вес в структуре стоимости, поэтому основная работа была направлена на ремонт котельных, перевод их на другие виды топлива, закрытие неэффективных и переключение потребителей на близлежащие, на увеличение коэффициента использования производственных мощностей, замену котлов, насосов, другого оборудования, установку приборов учета.

В пределах финансовых возможностей местных бюджетов и предприятий ЖКХ области, в течение последних лет:

осуществлена реконструкция 27-ми котельных,

переведено на природный газ 8 котельных,

ликвидировано 83 электрокотельных,

21 электрокотельная переведены на режим работы по раздельным тарифам "день-ночь" с применением накопительных баков - аккумуляторов,

построено 6 новых котельных,

3 ЦТП переведены в отопительные котельные,

ликвидировано 37 малоэффективных котельных,

переведено на автономное отопление 5 жилых домов (68 квартир).

законсервировано 30 котельных, с переключением потребителей на близлежащие,