Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 февраля 2000  года N 35


О региональной целевой программе "Развитие земельной
реформы в Новгородской области на 2000-2002 годы"

___________________________
Утратил силу на основании
Постановления Администрации Новгородской области от 30 августа 2002 года N 187
___________________________


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 года N 694 "О Федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы", в целях дальнейшего развития земельной реформы, создания условий для повышения эффективности использования земли, увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земельных ресурсов, укрепления конституционных прав граждан на землю, формирования механизма регулирования земельных отношений и регионального управления земельными ресурсами

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Развитие земельной реформы в Новгородской области на 2000-2002 годы" (далее именуется Программа).

2. Определить региональным заказчиком-координатором Программы комитет по земельным ресурсам и землеустройству области, региональным заказчиком по соответствующему направлению Программы - комитет по сельскому хозяйству и продовольствию области.

3. Комитету финансов области при ежегодном формировании областного бюджета предусматривать средства на реализацию Программы.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы администрации области Алфимова В.Г.

Губернатор области
М.М.Прусак


ПРОГРАММА
"Развитие земельной реформы в Новгородской области на 2000-2002 годы"

1. Основные положения Программы

1.1. Основные итоги земельных преобразований в области в 1991-1998 годах

В Новгородской области как и во всей России завершен первый этап земельных преобразований. Сельским и городским жителям бесплатно переданы в собственность более 90 тыс. гектаров земель. Они получили земельные участки под сады, огороды, строительство жилья, для расширения личных подсобных хозяйств и организации крестьянских (фермерских) хозяйств.

Ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Проведена реорганизация 206 колхозов и совхозов, осуществлена приватизация 420 тыс. га их земель. В итоге 66,2 тыс. работников бывших колхозов и совхозов стали собственниками земельных долей. Сформирован слой крестьянских (фермерских) хозяйств (1453 хозяйства), в распоряжение которых передано 29,2 тыс.га земель. Создан фонд перераспределения земель на площади около 180 тыс.га. В собственности граждан в настоящее время находится 501 тыс. гектаров или 60 процентов всех сельскохозяйственных угодий области. Дополнительно еще около 4 тыс. граждан могут стать собственниками сельскохозяйственных земель в ходе дальнейшей приватизации сельскохозяйственных угодий.

Собственниками приватизированных предприятий и иных объектов недвижимости выкуплено свыше 60 земельных участков под своими предприятиями и объектами.

Органам местного самоуправления передано в ведение 198,2 тыс.га земель, в том числе в городах и поселках городского типа из 53,0 тыс.га земель в собственность граждан и юридических лиц передано 13 процентов земель.

Решена в основном проблема обеспечения граждан земельными участками. 280,9 тыс. граждан имеют земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства и огородничества, индивидуального жилищного и дачного строительства. В настоящее время в их собственности, владении и пользовании находится около 99,4 тыс. га земель. Средний размер земельных участков личных подсобных хозяйств вырос с 0,24 до 0,52 га, а для садоводства - с 0,06 до 0,10 га.

Зарегистрированы права граждан и юридических лиц на большую часть земельных участков. Документы, удостоверяющие права на землю, выданы 363,4 тыс. граждан и 5,8 тыс. юридических лиц и крестьянских хозяйств.

Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков.

Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней: в 1995 году - 18,8 млн., в 1996 году - 28,4 млн., в 1997 году - 51,4 млн., в 1998 году -55,8 млн. деноминированных рублей.

Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Количество сделок купли-продажи с землей постоянно возрастает, за период с 1994 года увеличилось на 1,5 тыс. и в настоящее время достигло более 1,9 тыс. в год.

Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали непоследовательно и бессистемно.

В связи с отсутствием Земельного кодекса Российской Федерации не создана стройная система земельного законодательства. Для решения вопроса предоставления и изъятия земельных участков принят областной закон "О порядке предоставления и изъятия земельных участков в Новгородской области", который в настоящее время требует изменений и дополнений в связи с новыми задачами, возникающими при реализации земельных преобразований в области.

На уровне области, также как и на государственном, отсутствуют четкая и обоснованная концепция, программы, планы реализации земельной политики, не определены четко полномочия органов, ответственных за проведение земельной реформы.

Земельная реформа коснулась в основном земель сельскохозяйственного назначения.

Принятые в 1991 году принципы налогообложения земли и взимания арендной платы явно устарели и требуют пересмотра. Средства, поступающие в форме платежей за землю, часто расходуются не по целевому назначению, чем нарушается земельное законодательство.

До сих пор не проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральной, областной и муниципальной собственности.

В аграрном секторе первый этап реформы не решил возложенных на него задач: собственники земельных долей не полностью реализуют права по их распоряжению, переход земель к эффективно хозяйствующим субъектам осуществляется медленно, новые субъекты ведения сельского хозяйства (товарищества, акционерные общества, крестьянские хозяйства), возникшие в результате реорганизации сельскохозяйственных организаций и приватизации земли, не смогли увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий, не создана система ипотечного кредитования.

Крайне медленно идет в городах приватизация земель предприятиями, выкупившими здания и сооружения, приватизация земельных участков, предоставленных для коммерческой деятельности, жилищного строительства и эксплуатации жилищного фонда. Это не позволяет привлекать достаточные объемы инвестиций в развитие производства, строительство жилья, тормозит перераспределение городских земель в соответствии с требованиями рынка и развития городов.

Финансовое, материальное и кадровое обеспечение реформ осуществляется крайне плохо. В 1998 году заказ на выполнение работ по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель из средств федерального бюджета до области не был доведен из-за отсутствия денежных средств. Из федерального бюджета было выделено 290 тыс. рублей на погашение долгов за 1996 год. Из областного бюджета в 1998 году выделено 816 тыс. рублей, 1300 тыс. рублей - из бюджетов городов и районов. В итоге в 1998 году были практически свернуты землеустроительные работы (прирост проинвентаризированных земель в населенных пунктах составил немногим более 2 процентов). Тормозится создание земельного кадастра, межевание земель для оформления документов о правах на землю, особенно по объектам недвижимости, находящимся в собственности или пользовании нескольких юридических и физических лиц. В области не проводятся работы по массовой оценке земель и экономическому зонированию территории, другие работы по формированию инфраструктуры рынка.

Низок уровень информационной и просветительской работы среди населения по вопросам земельных отношений.

1.2. Цели и задачи Программы. Сроки и этапы ее реализации

Целями Программы являются повышение эффективности использования земельного фонда области, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.

Земельная реформа - важнейший элемент структурной перестройки экономики, одно из основных направлений в деятельности государственных и муниципальных органов управления, содержанием которого на нынешнем этапе являются:

осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации формам собственности на землю и их стабилизация посредством гарантирования прав и государственной регистрации;

вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание регулируемого государством земельного рынка и его инфраструктуры;

перераспределение земли и передача ее эффективно хозяйствующим субъектам;

повышение плодородия почв и охрана земель;

приватизация гражданами и юридическими лицами земли в соответствии с законодательством;'

разграничение неприватизированных земель находящейся в федеральной, областной или муниципальной собственности;

создание системы государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав на земельные участки, другое недвижимое имущество и сделок с ним, проведение массовой оценки земель и ценовое зонирование территории области.

Целью Программы является обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно-технических, землеустроительных и иных мер, позволяющих в 2002 году в основном завершить осуществление земельных преобразований, создать эффективный механизм .регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.

Выделяются два этапа реализации Программы:

на первом этапе (2000 год) в основном осуществляются меры правового, организационно-управленческого, информационно-просветительского и технологического характера, не требующие значительных финансовых затрат, которые должны привести к существенным (качественным) изменениям земельных отношений и обеспечить экономическую базу для проведения второго этапа;

на втором этапе (2001-2002 годы) проводятся ресурсоемкие мероприятия, направленные на проведение работ по рациональному использованию земель.

1.3. Место и взаимосвязь Программы с другими областными программами

Программа является составной частью Концепции социально-экономического развития области на 2000 год.

В Программе определены направления реализации целевой Программы создания государственной автоматизированной системы земельного кадастра Новгородской области, утвержденной постановлением Администрации области от 30.01.96 N 25, ориентированные на обеспечение взаимосвязи ведения государственного земельного кадастра с кадастровым учетом объектов недвижимости в целях создания и развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

2. Система программных мероприятий  

2.1. Стабилизация отношений собственности на землю

В соответствии с федеральным законодательством государственная политика в области развития и стабилизации отношений собственности на землю состоит в реализации положений Конституции Российской Федерации о многообразии форм собственности, о равной защите всех форм собственности и осуществляется по следующим основным направлениям:

передача государственных и муниципальных земель в собственность граждан и юридических лиц (за исключением земель, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации изъяты из гражданского оборота);

установление принципов, порядка, согласительных процедур, сроков разграничения и перечня земель федеральной, областной и муниципальной собственности;

дальнейшая приватизация земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий, при расширении и строительстве дополнительных объектов на этих предприятиях;

инвентаризация, межевание и закрепление на местности границ земельных участков, находящихся в федеральной, областной и муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц;

установление порядка управления и распоряжения землями, находящимися в федеральной, областной и муниципальной собственности;

определение принципов и порядка изъятия и выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

создание системы правового зонирования земель.

2.2. Укрепление гарантий конституционных прав граждан на землю

Решение задачи укрепления гарантий конституционных прав граждан на землю предполагает:

обеспечение всем гражданам области возможности получения земельного участка в собственность, владение, пользование;

обеспечение права граждан на приватизацию законно используемой ими земли  в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

обеспечение всем гражданам - собственникам земельных участков и земельных долей, свободы в распоряжении этими участками и земельными долями (в той мере, в какой их оборот допускается федеральным законодательством Российской Федерации);

активизацию информационно-разъяснительной работы среди населения о правах собственников земельных участков и земельных долей.

2.3. Развитие рынка земли и другой недвижимости

Становление и развитие рынка земли и другой недвижимости, отвечающего требованиям преобразований в экономике области, обеспечиваются реализацией ряда взаимосвязанных мероприятий, направленных на преодоление проблем функционирования рынка недвижимости, важнейшей и неотъемлемой частью которого является рынок земли.

Основные направления деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по развитию рынка земли в области включают в себя:

развитие рыночного оборота земли, в том числе в комплексе со связанной с ней недвижимостью;

создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости;

информационное обеспечение земельного рынка.

В соответствии с федеральным законодательством государственная политика по развитию оборота земли и другой недвижимости направлена на:

установление категорий земель, которые могут быть приватизированы, с одновременным определением земель, ограниченных в обороте и исключенных из оборота;

введение системы рассрочек платежей при приватизации земельных участков;

стимулирование выкупа земельных участков, занятых приватизированными предприятиями, для включения их стоимости в уставный капитал этих предприятий и обеспечение реализации принципа "предприятие - имущественный комплекс";

повышение эффективности управления земельными участками, находящимися в федеральной, областной и муниципальной собственности, путем их разграничения на используемые непосредственно для обеспечения государственных функций и используемые в коммерческих целях;

переход в основном на аукционный и конкурсный принцип предоставления (продажи) свободных земельных участков, находящихся в государственной, областной и муниципальной собственности;

расширение возможностей аренды земли, находящейся в государственной и муниципальной собственности;

обеспечение взаимодействия рынка земли и рынка ценных бумаг;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»