Недействующий


ЗАКОН ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ


Об инновационной деятельности в Оренбургской области

(с изменениями на 2 марта 2006 года)
(


______________________________________________________________________

текст документа приводится с учетом изменений и дополнений, внесенных:

- Законом Оренбургской области от 2.03.06 г. № 3133/538-III-ОЗ

______________________________________________________________________


Принят Законодательным Собранием
Оренбургской области
15 июля 1998 года

        Настоящий Закон регулирует правовые и экономические отношения между субъектами инновационной деятельности, обеспечивает условия формирования и реализации государственной инновационной политики, отвечающей потребностям общества, определяет механизм ее реализации и направлен на создание условий финансирования субъектов инновационной деятельности на территории Оренбургской области.

Закон обеспечивает защиту прав, интересов и имущества всех субъектов инновационной деятельности вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности.

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Законодательство об инновационной деятельности


Законодательство об инновационной деятельности состоит из законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов Оренбургской области.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе


Инновационная деятельность - процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений человечества в новый продукт или в продукт с новыми качествами, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.

Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового продукта или продукта с новыми качествами, реализуемого на рынке (инновация - продукт), нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, и вызывающий значимые изменения в социально-экономической и организационно-управленческой практике.

Базисная инновация - нововведение, базирующееся на результатах научно-технических разработок, не имеющих аналогов в мировой практике, и направленное на освоение новых систем и технологий следующих поколений.

Улучшающая инновация - нововведение, служащее созданию новых моделей машин, оборудования и разновидностей материалов, улучшению качества производимых товаров (услуг) и технологий их изготовления.

Инновационный потенциал - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Инновационная сфера - сфера деятельности производителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.

Инновационный продукт - результат инновационной деятельности, по поводу которого возникают экономические и правовые отношения между субъектами инновационной деятельности, а именно:

* инновационные проекты, определяющие технологию и результаты освоения конкретных инноваций;

* инновации в различных сферах жизни и деятельности человека, обеспечивающие социально-экономический и экологический эффекты от их реализации;

* новые, принципиально новые и значительно улучшенные продукты (работы и услуги) различного характера.

Инновационная программа - комплекс инновационных проектов и мероприятий, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции и технологий.

Инновационный проект - система мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени решение конкретной научно-технической проблемы, направленной на создание и распространение нового вида продукции или технологии с целью получения инновации.

Инфраструктура инновационной деятельности - система субъектов инновационной деятельности, участвующих в реализации инновационных программ.

Инновационные фонды - финансовые организации любой формы собственности, создаваемые по инициативе субъектов инновационной деятельности и обеспечивающие накопление и эффективное управление финансовыми средствами из государственных и частных источников, включая средства иностранных инвесторов, в целях инвестиционного кредитования инновационных программ и проектов и иных форм поддержки инновационной деятельности в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Оренбургской области.

Инновационно-венчурные фонды - инновационные фонды, направляющие часть средств на финансирование рисковых инновационных проектов в обмен на долю в акционерном капитале создаваемых для их реализации инновационных организаций.

Статья 3. Цели и сфера действия настоящего Закона

Цели настоящего Закона:


* введение единых правил осуществления инновационной деятельности, создание благоприятных правовых и экономических условий для сохранения и развития инновационного потенциала, повышения инновационной активности и развития рыночных отношений в инновационной сфере в Оренбургской области;

* определение порядка формирования областной инновационной политики, форм и методов государственной поддержки базисных и улучшающих инноваций, обеспечивающих повышение эффективности производства и конкурентоспособности наукоемкой продукции на рынке;

* содействие международному сотрудничеству в области инновационной деятельности.

2. Сферой действия настоящего Закона являются экономические и правовые отношения между субъектами инновационной деятельности, возникающие при ее осуществлении, включая:

* отношения, связанные с передачей результатов научно-технической деятельности в производственное освоение;

* отношения, возникающие в процессе создания и распространения инноваций;

* отношения, возникающие при осуществлении инвестиций в инновационные проекты частными и иностранными инвесторами;

* отношения по государственному регулированию инновационной деятельности;

* отношения при осуществлении внешнеэкономической деятельности в инновационной сфере.

3. Настоящий Закон действует в отношении всех субъектов инновационной деятельности независимо от целей, объектов и видов инновационной деятельности, за исключением видов, по которым федеральным законодательством и законодательством Оренбургской области установлен особый порядок их проведения.

Глава II. Осуществление инновационной деятельности


Статья 4. Виды инновационной деятельности


Инновационная деятельность осуществляется субъектами инновационной деятельности в качестве основной или как один из видов деятельности и включает:

* фундаментальные научно-исследовательские и прикладные работы необходимые для создания инноваций;

* работы, связанные с созданием опытных и серийных образцов новой продукции и технологий;

* работы, связанные с подготовкой производства продукции и проведением промышленных испытании;

* работы, связанные с сертификацией и стандартизацией инновационных продуктов;

* работы, связанные с проведением маркетинговых исследований и организацией рынков сбыта инновационных продуктов;

* все виды посреднической деятельности и иные виды работ, взаимоувязанные в единый процесс с целью создания, распространения и инвестирования инноваций;

* деятельность органов государственной власти области и органов местного самоуправления, выполняющих функции заказчиков, гарантов и инвесторов инновационных программ и проектов, а также осуществляющих регулирование инновационной деятельности.

Статья 5. Субъекты инновационной деятельности


Субъектами инновационной деятельности являются:

* организации, создающие инновации;

* организации и физические лица, интеллектуальная собственность которых или права на интеллектуальную собственность используются при создании инноваций;

* кредитные учреждения и инвестиционные институты, а также иные финансовые организации и фонды, включая зарубежные, а также частные инвесторы, направляющие средства на финансирование инновационной деятельности;

* организации и посредники, оказывающие субъектам инновационной деятельности услуги в сфере финансового лизинга, инжиниринга, консалтинга, сертификации и стандартизации, маркетинга и сбыта, образования, информационного и кадрового обеспечения, а также специализированные субъекты инновационной деятельности: технополисы, технопарки, инкубаторы бизнеса и иные организационные структуры, содействующие созданию и распространению инноваций;

* органы государственной власти Оренбургской области и органы местного самоуправления, выполняющие функции заказчиков, гарантов и инвесторов инновационных программ и проектов, а также осуществляющие регулирование и координацию инновационной деятельности областных учреждений и отраслевых ведомств;

* общественные объединения, участвующие в инновационной деятельности или действующие по поручению иных заинтересованных сторон.

Статья 6. Права субъектов инновационной деятельности

1. Осуществление не запрещенных федеральным законодательством и законодательством Оренбургской области видов инновационной деятельности признается неотъемлемым правом субъектов инновационной деятельности.

2. Субъекты инновационной деятельности самостоятельно определяют направления, виды и объекты инновационной деятельности и по своему усмотрению привлекают на договорной (контрактной) основе соисполнителей, необходимых для осуществления инновационной деятельности.

3. Субъекты инновационной деятельности могут выполнять функции заказчиков и исполнителей инновационных программ, проектов, мероприятий и работ, инвесторов и поставщиков необходимых материально-технических ресурсов, а также посредников, обслуживающих инновационный процесс, и потребителей инноваций.

4. Субъекты инновационной деятельности имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться .результатами инновационной деятельности, в том числе осуществлять операции на территории Оренбургской области и за рубежом в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Оренбургской области.

5. Субъектам инновационной деятельности предоставляется право участвовать в конкурсах и аукционах, организуемых в целях размещения централизованных инвестиционных ресурсов и оказания государственной поддержки в реализации инновационных программ и инновационных проектов, осуществления закупок наукоемкой продукции, техники и технологий для государственных нужд и размещения государственных заказов на создание инноваций.

Статья 7. Гарантии прав субъектов инновационной деятельности


Органы государственной власти Оренбургской области и органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом гарантируют субъектам инновационной деятельности:

* признание прав на обоснованный риск, связанный с привлечением инвестиционных ресурсов и реализацией инновационных программ и проектов;

* свободу доступа к информации о приоритетах государственной инновационной политики, завершенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, подготовленных к использованию в производстве, инновационных программах и проектах, подлежащих реализации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Оренбургской области в отношении государственной, служебной и коммерческой тайны;

* финансирование в установленных размерах инновационных программ и инновационных проектов, выполняемых по государственным заказам;

* содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность.

Статья 8. Договорные отношения субъектов инновационной деятельности


1. Основным правовым документом, регулирующим взаимоотношения субъектов инновационной деятельности, является договор (контракт), заключаемый между ними. физические и юридические лица являются субъектами инновационной деятельности только на период осуществления ими практической реализации инновационного договора (контракта).

2. Порядок заключения договоров (контрактов), выборов партнеров, определение обязательств и любых других условий взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, возникающих в процессе их выполнения и не противоречащих федеральному законодательству, определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области.

3. Государственные контракты на реализацию инновационных программ и проектов заключаются между органами государственной власти Оренбургской области, органами местного самоуправления и субъектами-исполнителями в соответствии с требованиями, установленными федеральным законодательством и законодательством Оренбургской области.

Статья 9. Правовая охрана результатов инновационной деятельности


На все объекты интеллектуальной собственности, полученные в результате инновационной деятельности, распространяются требования по охране интеллектуальной собственности и использованию исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации, Патентным законом Российской Федерации и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.

Глава III. Государственная инновационная политика


Статья 10. Цели инновационной политики и принципы ее формирования


*  Основные цели государственной инновационной политики:

* содействие активизации инновационной деятельности, развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;

* повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;

* привлечение финансового капитала банков, иных финансовых структур и частных инвесторов к расширению инноваций в Оренбургской области;

* расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;

* развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере, в первую очередь со странами Содружества независимых государств.

2. Инновационная политика формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:

* признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности и уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экологической безопасности;

* обеспечение государственного регулирования инновационной деятельностью в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»