ЗАКОН ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
О резервировании земель на территории Оренбургской области
(с изменениями на 11 сентября 2008 года)
____________________________________________________________________
текст документа приводится с учетом изменений и дополнений, внесенных:
- Законом Оренбургской области от 2.03.06 г. № 3133/538-III-ОЗ
- Законом Оренбургской области от 10.10.2007 г. № 1613/341-IV-ОЗ
- Законом Оренбургской области от 11.09.2008 г. № 2398/494-IV-ОЗ
___________________________________________________________________
Принят
постановлением
Законодательного Собрания
Оренбургской области
от 20 октября 2004 г.
Настоящий Закон устанавливает правовые основы резервирования земельных участков на территории Оренбургской области, предназначенных для государственных или муниципальных нужд.
Действие настоящего Закона не распространяется на земли лесного и водного фонда, а также на земли, изъятые из оборота.
Статья 1. Общие положения
Для целей настоящего Закона применяется следующее понятие:
резервирование земельных участков - планирование использования конкретных земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области, муниципальной собственности, а также не разграниченных из государственной собственности земельных участков и предназначенных для размещения на них государственных или муниципальных объектов, необходимых для государственных или муниципальных нужд.
Участниками отношений, возникающих при резервировании земель на территории Оренбургской области, выступают Оренбургская область, муниципальные образования, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, иные заинтересованные лица.
Земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, ограничены в обороте. (в ред. Закона от 10.10.2007 г. № 1613/341-IV-ОЗ)
Статья 2. Правила резервирования земельных участков
1. Резервирование земельных участков для нужд Оренбургской области или муниципальных нужд может осуществляться на всех землях, находящихся в собственности Оренбургской области и муниципальной собственности, а также в отношении земель, не прошедших процедуру разграничения государственной собственности на землю.
Порядок резервирования земель, находящихся в федеральной собственности, определяется федеральным законодательством.
2. Основанием для принятия решения о резервировании земель является инициатива Оренбургской области, муниципальных образований, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, иных заинтересованных лиц.
3. Резервирование земельных участков должно осуществляться с соблюдением прав и законных интересов владельцев и пользователей земельных участков, в том числе и являющихся собственниками расположенных на этих земельных участках объектов недвижимости.
Резервирование земельных участков, на которых имеется недвижимое имущество, зарегистрированное в установленном законом порядке на праве частной собственности, может быть проведено только по основаниям, установленным федеральным законодательством. (в ред. Закона от 10.10.2007 г. № 1613/341-IV-ОЗ)
4. До разграничения государственной собственности на землю на территории Оренбургской области резервирование земель, находящихся за пределами черты городских и сельских поселений, включая пригородные зоны, осуществляется исключительно по решению Губернатора Оренбургской области.
5. Резервирование земельных участков для нужд Оренбургской области и муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Статья 3. Основания для резервирования земель
1. Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд на территории Оренбургской области осуществляется в случаях:
1) размещения:
объектов энергетических систем регионального значения;
линейных объектов регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;
объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;
водохранилищ и иных искусственных водных объектов;
инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;
объектов системы образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты и коммунального хозяйства, трубопроводного транспорта и линейных объектов государственной и муниципальной собственности;
автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мостов и иных транспортных сооружений местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов;
иных объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд;
2) создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий;
3) изъятия земель для государственных или муниципальных нужд.
2. Резервирование земель для целей настоящей статьи производится по решениям соответствующих органов местного самоуправления и Губернатора Оренбургской области, принятым в соответствии с их компетенцией.
В административном центре Оренбургской области - городе Оренбурге - резервирование земель до их разграничения производится уполномоченными органами исполнительной власти Оренбургской области.
3. Решение о резервировании земельного участка является основанием для принятия решения об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Оренбургской области или муниципальных нужд. (статья в ред. Закона от 10.10.2007 г. № 1613/341-IV-ОЗ) (см. старую редакцию)
(наименование статьи в ред Закона от 10.10.2007 г. № 1613/341-IV-ОЗ)
1. Для принятия решения о резервировании земельных участков Правительство Оренбургской области, органы местного самоуправления, иные лица (далее - заинтересованные организации) направляют в соответствующий орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, уполномоченный настоящим Законом на принятие решения о резервировании, ходатайство о резервировании земельного участка, к которому прилагаются:
картографические материалы;
сведения о целевом назначении земельных участков, категории земель;
материалы согласований и экспертиз, проведенных с учетом комплексного развития территории и ее недр;
обоснование резервирования, в том числе финансово-экономическое;
сведения о качестве земель сельскохозяйственного назначения;
сведения о техническом состоянии зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках (частях земельных участков), и наличии на этих земельных участках объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, а также сведения о собственниках объектов недвижимости;
расчеты убытков землепользователей, землевладельцев, арендаторов;
иные материалы, относящиеся к градостроительной документации, в случае резервирования земель городских и сельских поселений;
проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства регионального или местного значения. (в ред. Закона от 10.10.2007 г. № 1613/341-IV-ОЗ)
2. Для подготовки решения о резервировании земельных участков может быть создана постоянная или временная комиссия, состав которой формируется из представителей органов государственной власти Оренбургской области, органов местного самоуправления, иных заинтересованных организаций.
3. Решение о резервировании земель или об отказе в резервировании земель, являющихся собственностью Оренбургской области или подлежащих отнесению к собственности Оренбургской области, принимается Губернатором Оренбургской области на основании решения комиссии, оформленного протоколом, или представленных ходатайств.
Решение о резервировании земельных участков или об отказе в резервировании земель, расположенных в границах городских и сельских поселений, принимают органы местного самоуправления в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений, правилами землепользования и застройки, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Решение по обращениям о резервировании земель принимается органами исполнительной власти Оренбургской области и органами местного самоуправления в срок не более трех месяцев со дня поступления обращения о резервировании. В отдельных случаях срок для принятия решения о резервировании может быть продлен на три месяца.
Порядок прохождения документов для подготовки и принятия решения о резервировании земельных участков для нужд Оренбургской области и муниципальных нужд может быть определен соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
4. Решение о резервировании земельных участков должно содержать сведения о земельном участке либо перечень земельных участков (частей земельных участков), подлежащих резервированию, срок и цель резервирования земельных участков.
К решению прилагается схема расположения предполагаемого к резервированию земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а также перечень и обоснование срока резервирования земельных участков, расчет убытков и иные документы, обосновывающие установление ограничений на земельные участки. (в ред. Закона от 11.09.2008 г. № 2398/494-IV-ОЗ)
Оплата работ по изготовлению документации, необходимой для принятия решения о резервировании для нужд Оренбургской области или муниципальных нужд, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет лиц, заинтересованных в резервировании земельных участков.
5. Решение о резервировании земельного участка является основанием:
для получения сведений о земельном участке (части земельного участка) от органа, осуществляющего деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости, либо основанием для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости или постановки указанного земельного участка (его части) на государственный кадастровый учет; (в ред. Закона от 11.09.2008 г. № 2398/494-IV-ОЗ)
внесения соответствующих изменений в градостроительную документацию городских и сельских поселений;
внесения изменений в акты органов государственной власти Оренбургской области;
внесения изменений в акты органов местного самоуправления и иные документы в случаях, установленных федеральным и областным законодательством.
Статья 5. Срок резервирования земельного участка
1. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет. (в ред. Закона от 10.10.2007 г. № 1613/341-IV-ОЗ) (см. старую редакцию)
2. При изменении документов планирования, развития и организации использования земель, на основании которых было принято решение о резервировании земельного участка, данное решение подлежит отмене либо приведению в соответствие с указанными изменениями.
3. Решение о резервировании земельного участка утрачивает силу в случае окончания срока резервирования земельного участка или изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
4. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срока резервирования таких земель. (в ред. Закона от 10.10.2007 г. № 1613/341-IV-ОЗ)
5. Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срока резервирования таких земель (в ред. Закона от 10.10.2007 г. № 1613/341-IV-ОЗ)
Статья 6. Условия использования зарезервированных земельных участков
1. Решение о резервировании земельных участков направляется принявшим его исполнительным органом государственной власти или местного самоуправления землепользователям, землевладельцам и арендаторам зарезервированных земельных участков.
Порядок уведомления землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков об особом режиме использования зарезервированных земельных участков разрабатывается Правительством Оренбургской области.
2. Использование зарезервированных земельных участков осуществляется в соответствии с разрешенным использованием и соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических и иных правил и нормативов, которые сохраняются при переходе прав на такие земельные участки, при переоформлении прав на эти земельные участки, а также при разделении или слиянии указанных земельных участков.
3. Предоставление в собственность граждан и юридических лиц, в том числе для строительства, зарезервированных земельных участков из земель, являющихся государственной или муниципальной собственностью, не допускается.
4. Решение о резервировании земельного участка может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд в порядке, установленном законодательством.
Статья 7. Возмещение убытков при резервировании земельных участков
1. Землепользователю, землевладельцу, арендатору зарезервированного земельного участка могут быть компенсированы убытки, вызванные резервированием этих участков.
При определении размера убытков, причиненных землепользователям, землевладельцам, арендаторам зарезервированных земельных участков, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.
2. Возмещение убытков осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых ограничиваются права на них, на основании решений (актов) органа государственной власти или органа местного самоуправления.
3. В случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства или иных улучшений земельного участка, расположенного в границах зарезервированных земель, после информирования указанных лиц о резервировании земель собственник такого участка, землепользователь, землевладелец, арендатор такого участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на таком земельном участке или с иным его улучшением. (в ред. Закона от 10.10.2007 г. № 1613/341-IV-ОЗ)
Статья 8. Особенности согласования проектов решений и документации по резервированию земель
1. До утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке документов территориального планирования, но не позднее 1 января 2010 года, в целях резервирования земель для государственных нужд Оренбургской области или муниципальных нужд границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального или местного значения утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти Оренбургской области. Проекты границ зон размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения до их утверждения подлежат согласованию в порядке, установленном федеральным законодательством.
Проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства регионального или местного значения, если предполагается размещение такого объекта на землях, находящихся в федеральной собственности, направляется на согласование уполномоченным органом исполнительной власти Оренбургской области в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Срок согласования не может превышать одного месяца со дня направления указанного проекта на согласование. Неполучение заключения на проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства регионального или местного значения в установленный срок рассматривается как согласие таких органов с указанным проектом.
В случае получения уполномоченным органом исполнительной власти Оренбургской области от уполномоченного федерального органа исполнительной власти мотивированного заключения о несогласии с проектом границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства регионального или местного значения уполномоченный орган исполнительной власти области вправе принять решение о создании согласительной комиссии в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации. При этом максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать одного месяца.