Недействующий


ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ


РАСПОРЯЖЕН

Е


от 7 октября 1996 года N 787-р



О программе антикризисного управления в Оренбургской области

В целях повышения эффективности экономики Оренбургской области    в целом и деятельности отдельных предприятий:

1. Образовать комиссию по разработке Программы антикризисного управления в Оренбургской области с учетом отраслевых особенностей, приоритетности бюджетообразующих и социально значимых предприятий, прогноза социально-экономического развития области и проекта Программы антикризисного управления в Оренбургской области, представленного территориальным агентством Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в Оренбургской области (приложение), в следующем составе:

Председатель комиссии:

Коннов М.Ф. - заместитель главы администрации - председатель    комитета по управлению госимуществом области.

Заместитель председателя:

Еременко Т.М. - директор территориального агентства ФУДН в    Оренбургской области (по согласованию).

Члены комиссии:

Волков В.Д. - первый заместитель начальника главного    управления труда и занятости населения администрации Оренбургской области;

Инякин П.М. - заместитель начальника главного управления    сельского хозяйства администрации области;

Прокофьева Н.А. - начальник управления экономики администрации    области;

Соболев Б.К. - председатель Оренбургского областного отделения    международной ассоциации руководителей предприятий (по согласованию);

Чекашкин В.И. - председатель комитета по промышленности,    транспорту, связи и энергетике администрации области;

Черникова Н.С. - консультант управления по инвестициям в    строительстве, жилищно-коммунальном и дорожном хозяйствах администрации области.

2. Комиссии (Коннов М.Ф.) в месячный срок подготовить проект    Программы антикризисного управления в Оренбургской области и представить на утверждение главе администрации области.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить    на заместителя главы администрации Коннова М.Ф.

4. Распоряжение вступает в силу с момента подписания.

Глава администрации
Оренбургской области
В.В.Елагин


Приложение
к распоряжению
Главы администрации
Оренбургской области
от 7 октября 1996 г.
 N 787-р

ПРОГРАММА
АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ


I. ВВЕДЕНИЕ

Процесс неравномерного развития экономики, снижение уровня    производства, падение его объемов по сравнению с предыдущим периодом, убыточность многих предприятий промышленной и сельскохозяйственной отраслей создают тяжелую обстановку и реально ухудшают социально-экономическую ситуацию в регионе.

Так, по данным Оренбургского областного комитета    государственной статистики, сумма убытков на промышленных предприятиях с начала 1996 года увеличилась на 65 процентов. Кредиторская задолженность и задолженность по банковским кредитам на 1 апреля 1996 года увеличилась на 24 процента. В связи с этим наблюдается тенденция снижения коэффициента покрытия, характеризующего способность предприятий рассчитаться по срочным обязательствам. Только у трети промышленных предприятий его значение превышает нормативный уровень (200 %), установленный постановлением Правительства РФ от 20.05.94 N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятия". В сельском хозяйстве оборотные средства за первый квартал текущего года возросли на 17 процентов, из которых менее половины составляют производственные запасы. Почти наполовину сократились запасы неустановленного оборудования. Растет сумма убытков убыточных строительных организаций.

С начала года только 18 процентов общего количества    строительных организаций имели возможность рассчитаться по срочным обязательствам. Отсутствие средств на расчетных счетах не позволяет большинству предприятий обновить материальную базу производства. Кредиторская задолженность с начала года продолжает расти, причем половина из нее является просроченной. Доля просроченной задолженности в федеральный бюджет в общей сумме просроченной задолженности в бюджетную систему составила 50 %.

Территориальным агентством было обследовано более 200    предприятий, из которых 40 процентов составляют предприятия сельскохозяйственной отрасли. В результате мониторинга финансового состояния 52 предприятия признаны неплатежеспособными. Только на четырех платежеспособность восстановлена без применения процедур банкротства, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В отношении 21 предприятия с разными формами собственности в арбитражном суде возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве).

Своевременное применение процедур банкротства, внедрение    системы антикризисного управления и расширение этого процесса (банкротства) необходимы в связи с тем, что наблюдается рост кредиторской задолженности предприятий, в том числе в бюджет и внебюджетные фонды.

II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

1. Совершенствование действующей законодательной базы о    несостоятельности (банкротстве) предприятий.

2. Принятие администрацией Оренбургской области мер,    направленных на преодоление кризиса неплатежей.

3. Осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных    предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий.

4. Приватизация и добровольная ликвидация предприятий    должников. Переход к новым собственникам даст возможность осуществить реорганизацию и восстановит их платежеспособность.

5. Активная подготовка и поддержка деятельности    профессиональных управляющих, причем обучение должно осуществляться не только для промышленных, сельскохозяйственных и торговых предприятий, но и для оказавшихся в кризисном состоянии кредитных учреждений.

Администрация Оренбургской области не считает возможным    придерживаться стратегии, которая основывалась бы на государственной поддержке производства ради самого производства, в том числе нежизнеспособных предприятий, выпускающих продукцию, не пользующуюся спросом, посредством дотаций, льготных кредитов или создания искусственного спроса в форме областных заказов.

Пристальное внимание будет уделено тем предприятиям, которые,    обладая высоким производственным и рыночным потенциалом, тем не менее оказались в кризисном финансовом положении. При этом будет ставиться вопрос о добросовестности и компетентности руководства предприятий.

По отношению к предприятиям с низким производственным и    рыночным потенциалом в первую очередь будут активнее использоваться процедуры, предусмотренные законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Одновременно с выводом неэффективных предприятий из числа    действующих с использованием законодательства о несостоятельности будут осуществляться меры по оздоровлению жизнеспособных предприятий.

III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИЯТИЙ (САНАЦИЯ)

В целях поддержки неплатежеспособных предприятий, обеспечения    эффективного использования государственного имущества, защиты прав и интересов кредиторов, работников предприятий, рационального использования средств областного бюджета и областных внебюджетных фондов территориальное агентство Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в Оренбургской области совместно с управлением экономики администрации области и отраслевыми комитетами проводит мониторинг финансового состояния предприятий области для выявления неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной поддержке.

Предприятия, производственный и рыночный потенциал которых при    надлежащем управлении обеспечивают восстановление платежеспособности, выделяются в отдельную группу и не могут являться претендентами на получение государственной поддержки. В отношении этих предприятий решается вопрос о привлечении на предприятие квалифицированнных менеджеров для восстановления платежеспособности.

Предприятия, характеризующиеся низким производственным и    рыночным потенциалом, подлежат ликвидации с использованием процедур, изложенных в законодательстве о несостоятельности (банкротстве).

По результатам мониторинга формируется последовательность    предприятий, которым возможно предоставление государственной финансовой поддержки с учетом следующих показателей:

- объем выпуска продукции (работ, услуг) и доля на    соответствующем товарном рынке;

- балансовая стоимость основных производственных фондов;

- рентабельность производства, выпуска продукции;

- численность занятых на предприятии;

- удельный вес численности занятых на предприятии в    численности населения города, поселка;

- размеры кредиторской и дебиторской задолженности    предприятия, в том числе просроченной и др.

Перечень предприятий представляется Консультативному совету    при главе администрации, который формируется из представителей отраслевых комитетов и управлений, специалистов территориального агентства ФУДН(б) в Оренбургской области, управления экономики, финансового управления, Государственной налоговой инспекции по Оренбургской области, управления труда и занятости, руководителей аналогичных предприятий, имеющих устойчивое финансовое положение, и др.

Специалистами Совета в течение месяца ведется работа по    выявлению причин и факторов, способствующих финансовым затруднениям, готовятся предложения о соответствии занимаемой должности руководством предприятия, предложения о возможности предоставления финансовой поддержки предприятию, предоставления налогового кредита, реструктуризации долгов предприятия, реализации части имущества для погашения задолженности предприятия.

Результаты докладываются главе администрации для принятия    решения.

IV. ПОДГОТОВКА АНТИКРИЗИСНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ

Для подготовки и поддержки деятельности профессиональных    управляющих необходимо создать Центр подготовки антикризисных управляющих с привлечением для работы в Центре представителей науки и деловых людей.

       Программа обучения управляющих состоит из пяти разделов:

       - вводный курс;
       - основы    производственно-хозяйственной    и      финансовой
   деятельности в условиях рынка;
       - основы оценки бизнеса;
       - основы оценки недвижимости;
       - правовые  и    методологические    аспекты    антикризисного
   управления предприятиями.


Специалист  по  антикризисному  управлению    подготовлен    к   профессиональной  деятельности,  которая  направлена  на   анализ,   объективную оценку  и  прогнозирование  деятельности  предприятия,   экспертную  оценку  стоимости  основных  фондов  и    недвижимости   предприятий,  оценку    стоимости    предприятий,    осуществление   реструктуризации  собственности,  реорганизации,   ликвидации    и   санации предприятий.

Объектами  профессиональной  деятельности   специалистов    по   антикризисному  управлению  являются:   органы  государственного   регионального  управления,  предприятия    и    учреждения    всех   организационно-правовых форм, требующие профессиональных знаний  в   области экономики,  финансов,  антикризисного  управления,  оценки  недвижимости,  машин,  оборудования   и    бизнеса    предприятий,   работающих  в  условиях  финансовой  нестабильности  и  подлежащих   ликвидации или реорганизации.

Основные виды  профессиональной  деятельности  специалиста  по   антикризисному управлению:

       - организационная;
       - экспертная;
       - аналитическая;
       - консультационная;
       - предпринимательская.


Для  фундаментальной  подготовки  управленцев   совместно    с   ректором    Оренбургского     государственного университета   Бондаренко В.А.  и  ректором   Оренбургской   сельскохозяйственной   академии Востриковым Н.И. рассмотреть  вопрос  об  организации  на   базе  экономического  факультета   обучения    по    специальности   "Антикризисный управляющий". На первом этапе  подготовки  провести   обучение преподавательского состава,  который  сможет  осуществить  подготовку кандидатов и "команд" сопровождения, состоящих из таких   специалистов, как маркетолог, экономист, финансист, юрист.

V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

При правильном регулировании процесса банкротства    компетентными специалистами возможно относительное снижение уровня неплатежей. Если оздоровлению подвергнутся средние и крупные предприятия, аккумулировавшие десятки триллионов рублей задолженности, то уже к концу 1997 года будет преодолено нарастание неплатежей. Более того, путем применения процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), уже в течение года можно снизить уровень взаимных неплатежей на 5-10 процентов.

Особое внимание необходимо уделить становлению и эффективной    деятельности специализированных коммерческих и общественных структур, оказывающих квалифицированные аудиторские, консалтинговые услуги неплатежеспособным предприятиям, а также услуги по оценке и продаже их имущества.

При этом развитие процесса экономического оздоровления    предприятий путем применения процедур банкротства будет тесно связано с решением проблем оценки рыночной стоимости имущества предприятий, повлечет развитие рынка консалтинговых, риэлтерских и аудиторских услуг.

Развитие процедур банкротства должно привести к необходимости    становления и развития рынка недвижимости, что обеспечит развитие механизма цивилизованного ипотечного кредитования и появления гарантий возвратности инвестиций.

Интересы области требуют осуществления стратегического    маневра, способного в кратчайшие сроки вывести ее из кризиса, поднять производство, улучшить жизнь людей, создать предпосылки для будущего процветания региона.


текст документа сверен по:

газета  "Оренбуржье", N 202, 22.10.1996

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»