ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 января 1998 года N 82-р
О внесении изменений в распоряжение главы администрации области N 748-р от 20.09.96
Внести в распоряжение главы администрации области от 20.09.96 г. N 748-р "Об образовании комиссии по правам человека в Оренбургской области" следующие изменения:
1. Название распоряжения изложить в следующей редакции:
"Об образовании комиссии по правам человека при главе администрации Оренбургской области".
2. Заменить в пункте 1 распоряжения слова "общественную комиссию по правам человека в Оренбургской области" словами "комиссию по правам человека при главе администрации Оренбургской области".
3. Переименовать Положение о комиссии по правам человека в Оренбургской области, утвержденное распоряжением главы администрации области N 748-р от 20.09.96 г., в Положение о комиссии по правам человека при главе администрации Оренбургской области.
4. Внести в Положение о комиссии при главе администрации Оренбургской области изменения и дополнения, изложив его в новой редакции (прилагается).
5. Ввести в состав комиссии:
- Рождествина Александра Александровича - председателя Оренбургского областного общественного просветительского правозащитного движения "Мемориал" (по согласованию);
- Антонова Виктора Константиновича - заместителя председателя Совета Федерации профсоюзов области (по согласованию).
6. Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Глава администрации
Оренбургской области
В.В.Елагин
Приложение
к распоряжению
Главы администрации
Оренбургской области
от 29 января 1998 г.
N 82-р
ПОЛОЖЕНИЕ
О КОМИССИИ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
ПРИ ГЛАВЕ АДМИНИСТРАЦИИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Комиссия по правам человека при главе администрации Оренбургской области (далее - комиссия) образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 864 "О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации" в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
2. Средствами, указанными в настоящем Положении, комиссия способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Оренбургской области и Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
3. В своей деятельности комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством Оренбургской области, настоящим Положением, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.
4. Комиссия формируется в составе председателя, секретаря и членов комиссии, имеющих познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Состав комиссии утверждается главой администрации Оренбургской области.
5. Все члены комиссии участвуют в ее работе на общественных началах.
6. Комиссия рассматривает жалобы находящихся на территории Оренбургской области граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - заявители) на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих.
7. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями ответов и решений, принятых по его жалобе, если жалоба ранее рассматривалась в других инстанциях.
8. Получив жалобу, комиссия имеет право:
1) принять жалобу к рассмотрению;
2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению, при этом отказ должен быть мотивирован.
9. Приступив к рассмотрению жалобы, комиссия вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.
Проверка не может быть поручена государственному органу, органу местного самоуправления ими должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
10. При проведении проверки по жалобе о нарушении прав человека члены комиссии вправе:
1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также в установленном порядке посещать расположенные на территории Оренбургской области предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;
2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрений жалобы;
4) вручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
5) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел, согласно действующему законодательству.
По вопросам своей деятельности члены комиссии пользуются правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Оренбургской области органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава воинских частей и других воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.
11. Представление членам комиссии информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом танку, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Члены комиссии вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с выполнением ими обязанностей.
12. При рассмотрении жалобы комиссия обязана предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.
13. О результатах рассмотрения жалобы комиссия обязана известить заявителя.
В случае установления факта нарушения прав заявителя комиссия обязана принять меры в пределах ее компетенции, определенной настоящим Положением.
14. Комиссия обязана направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых она усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.
15. До вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении жалобы, разглашению не подлежат.
Комиссия не вправе разглашать ставшие ей известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их согласия.
16. По результатам рассмотрения жалобы комиссия вправе:
1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты.
17. Комиссия вправе опубликовать принятое ею заключение.
Периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы, органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств бюджета Оренбургской области, не вправе отказать в публикации заключений и иных документов комиссии.
18. По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб комиссия вправе направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур.
19. По окончании календарного года комиссия направляет доклад о соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории Оренбургской области главе администрации области.
Ежегодные доклады комиссии подлежат опубликованию в газете "Оренбуржье".
20. Должностные лица обязаны представлять комиссии запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления ее полномочий.
Запрошенные материалы и документы и иная информация должны быть направлены комиссии не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.
21. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившее заключение комиссии, содержащее ее рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить комиссии.
22. Для обеспечения деятельности комиссии создается рабочий аппарат.
Рабочий аппарат комиссии осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, документационное, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности комиссии.
Финансирование деятельности комиссии и ее рабочего аппарата осуществляется из средств областного бюджета.
23. Комиссия имеет бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации.
В целях получения консультативной помощи комиссия может привлекать экспертов, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина, и других специалистов, в том числе на договорной основе.
текст документа сверен по:
газета "Оренбуржье", N 40, 03.03.98