Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 августа 2012 года N 754-пп

Об утверждении областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Оренбургской области" на 2013-2016 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании Постановления Правительства Оренбургской области от 25.09.2014 N 697-пп.
____________________________________________________________________

(Изменения:
Постановление Правительства Оренбургской области от 23.07.2013 N 617-пп НГР RU56000201300908)

В целях сокращения незаконного потребления наркотиков, совершенствования системы профилактики распространения наркомании и связанных с ней правонарушений среди различных категорий населения, укрепления материально-технического оснащения системы лечения и реабилитации лиц, допускающих употребление наркотических средств, сильнодействующих и психотропных веществ без назначения врача, Правительство Оренбургской области постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Оренбургской области" на 2013-2016 годы согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора - заместителя председателя Правительства – руководителя аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области Кулагина Д.В.

3. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Губернатор -

председатель Правительства Ю.А.Берг

Приложение
к постановлению

Правительства области от 31.08.2012 N 754-пп

Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Оренбургской области" на 2013-2016 годы


Паспорт Программы

Наименование Программы

-

областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Оренбургской области" на 2013-2016 годы

Основание для разработки Программы

-

распоряжение Губернатора Оренбургской области от 14.12.2011 N 515-р "О создании рабочей группы по разработке областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Оренбургской области" на 2013-2016 годы"

Государственный заказчик - координатор Программы

-

аппарат Губернатора и Правительства Оренбургской области

Государственные заказчики Программы

-

министерство здравоохранения Оренбургской области;

 министерство социального развития Оренбургской области;

 министерство образования Оренбургской области;

 аппарат Губернатора и Правительства Оренбургской области;

 департамент молодежной политики Оренбургской области;

 министерство строительства, жилищно-ком-мунального и дорожного хозяйства Оренбургской области

Основные разработчики  Программы

-

аппарат Губернатора и Правительства Оренбургской области;

 Управление Федеральной службы Российско й Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Оренбургской области (по согласованию)

Исполнители Программы

-

аппарат Губернатора и Правительства Оренбургской области;

 министерство здравоохранения Оренбургской области;

 министерство социального развития Оренбургской области;

 министерство образования Оренбургской области;

 аппарат Губернатора и Правительства Оренбургской области;

 департамент молодежной политики Оренбургской области;

 министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области;

 комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Оренбургской области;

 Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Оренбургской области (по согласованию);

 Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области (по согласованию);

 Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Оренбургской области (по согласованию);

 Оренбургская таможня (по согласованию);

 Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Оренбургской области (по согласованию);

 Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области (по согласованию)
 Оренбургский линейный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (по согласованию)

Цели и задачи Программы

-

целями Программы являются:
 снижение уровня наркопреступлений и наркотизации населения области;

 организация эффективной системы лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества.
 Основными задачами Программы являются:
 совершенствование системы профилактики распространения наркомании и связанных с ней правонарушений среди различных категорий населения, прежде всего подростков и молодежи;

 совершенствование пропаганды здорового образа жизни, побуждение населения к занятиям физической культурой и спортом, профилактика вредных привычек в подростково-молодежной среде;

 внедрение новых методов и средств лечения, а также медицинской и социально-психоло-гической реабилитации больных наркоманией;

 укрепление материально-технической базы системы лечения и реабилитации лиц, допускающих употребление наркотических средств, сильнодействующих и психотропных веществ без назначения врача

Важнейшие целевые индикаторы Программы

-

количество проведенных публичных мероприятий, направленных на профилактику наркомании среди подростков и молодежи (увеличение показателя к 2016 году на две единицы);

 доля детей, подростков и молодежи в возрасте от 10 до 24 лет, вовлеченных в мероприятия по профилактике незаконного потребления наркотиков, по отношению к общей численности указанной категории (увеличение показателя к 2016 году до 30,0 процента);

 удельный вес больных наркоманией в стадии ремиссии, находящихся под наблюдением (увеличение показателя к 2016 году до  40,3 процента);

 заболеваемость наркоманией на 100 тыс. населения (снижение показателя к 2016 году на  0,4 единицы)

Сроки и этапы реализации  Программы

-

2013-2016 годы

Объемы и источники  финансирования Программы

-

объем финансирования из областного бюджета на реализацию Программы  на период 2013-2016 годы составляет  84 122 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2013 год - 9 550 тыс. рублей;

 2014 год - 6 524 тыс. рублей;

 2015 год - 6 524 тыс. рублей;

 2016 год - 61 524 тыс. рублей.
  Ежегодное финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета

Ожидаемы е конечные  результаты реализации Программы

-

дальнейшее снижение темпов роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота (поэтапное сокращение уровня наркомании и связанной с ней преступности до уровня минимальной опасности для населения Оренбургской области);

 оптимизация затрат на профилактику, лечение и реабилитацию лиц, больных наркоманией;

 снижение степени доступности наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в целях незаконного потребления;

 получение полной и достоверной информации о количестве лиц, незаконно потребляющих наркотические средства и психотропные вещества, посредством создания эффективной  системы мониторинга наркоситуации на территории области

Организация управления
 и система контроля за исполнением Программы

-

контроль и управление за исполнением мероприятий Программы осуществляется аппаратом Губернатора и Правительства Оренбургской области

Список сокращений, используемых в Программе:

минздрав

-

министерство здравоохранения Оренбургской области

минсоцразвития

-

министерство социального развития Оренбургской области

минобразования

-

министерство образования Оренбургской области

минстроительства

-

министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области

АГиП

-

аппарат Губернатора и Правительства Оренбургской области

ДМП

-

департамент молодежной политики Оренбургской области

минэкономразвития

-

министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области

ОКНД

-

государственное бюджетное учреждение  "Областной клинический наркологический диспансер"

УФСКН

-

Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Оренбургской области

УМВД

-

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области

УФСБ

-

Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Оренбургской области

таможня

-

Оренбургская таможня

ПУ ФСБ

-

Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Оренбургской области

УФСИН

-

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области

ЛОВД

-

Оренбургский линейный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте

КДНиЗП

-

комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Оренбургской области

ОМСУ

-

органы местного самоуправления Оренбургской области

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Необходимость подготовки и реализации Программы обусловлена тем, что в Оренбургской области, как и в целом по России, сохраняются негативные тенденции в сфере незаконного оборота и потребления в немедицинских целях наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ (далее - наркотики), что представляет угрозу здоровью населения, экономике области, правопорядку и общественной безопасности.

За время реализации областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Оренбургской области" на 2010-2012 годы достигнуты определенные результаты: сформирована и совершенствуется модель межведомственного взаимодействия субъектов профилактики наркомании, во всех городских округах и муниципальных районах созданы и осуществляют свою деятельность муниципальные антинаркотические комиссии, возросло количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков (с 1910 человек в 2009 году до 2355 в 2011 году), пресечена деятельность 23 организованных преступных групп, осуществлявших поставки крупных партий наркотиков и их сбыт в области (в 2010 году - 10), ликвидировано 74 дезоморфиновых наркопритона (в 2010 году - 71).

Однако не удалось в полной мере достичь целей и задач, поставленных областной целевой программой "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Оренбургской области" на 2010-2012 годы. Общий уровень наркопреступности в Оренбуржье в 2011 году увеличился на 3,9 процента и составил 157 преступлений в расчете на 100 тыс. населения (в 2010 году - 150,8 преступления на 100 тыс. населения).

Статистические данные свидетельствуют о том, что определенная часть населения области дополнительно ставится на медицинский учет в связи с немедицинским потреблением наркотиков. За 12 месяцев 2011 года число зарегистрированных лиц, употребляющих наркотические вещества с вредными последствиями, увеличилось на 515 человек (с 4917 человек до 5432 человек), количество зарегистрированных лиц, впервые употребивших наркотики, увеличилось на 245 человек (аналогичный период прошлого года - на 117 человек).

По данным ГБУЗ "Областной клинический наркологический диспансер", в 2011 году количество лиц, эпизодически употребляющих наркотики, составило 25,7 человека на 10 тыс. населения (АППГ - 23,3 человека на 10 тыс. населения, рост на 10,3 процента). Увеличение данного показателя вызвано в первую очередь всплеском "дезоморфиновой" наркомании, а также повышением уровня доверия граждан к деятельности медицинских работников и, как следствие, увеличением обращаемости лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, в медицинские учреждения. Число зарегистрированных подростков, употребляющих наркотические вещества с вредными последствиями, сократилось на 3,8 процента (с 82 человек в 2010 году до 79 человек в 2011 году).

Криминальная обстановка на территории Оренбуржья в сфере незаконного оборота наркотиков в последние годы характеризуется сокращением общего числа зарегистрированных наркопреступлений: в 2009 году на территории области выявлено 3536 наркопреступлений, в 2010 году - 3 187, в 2011 году - 3 188. Количество тяжких и особо тяжких преступлений составило 1835 (по сравнению с 2010 годом рост на 0,7 процента), из которых 652 связаны непосредственно со сбытом (по сравнению с 2010 годом снижение на 35 процента), из незаконного оборота изъято 308,7 килограмма наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ и их аналогов (по сравнению с 2010 годом больше на 35,6 процента).

Распространенность наркомании имеет устойчивую тенденцию к снижению. По данным министерства здравоохранения Оренбургской области, только в 2011 году ее уровень уменьшился на 3,8 процента и составляет 12,6 человека на 10 тыс. населения (2005 год - 18,8 человека, 2006 год – 17,9 человека, 2007 год - 16,2 человека, 2008 год – 14,0 человека, 2009 год – 13,8 человека, 2010 год – 13,1 человека на 10 тыс. населения).

Влияние на наркоситуацию в области оказывают следующие факторы:

высокая доходность операций, связанных с незаконным оборотом наркотиков (по данным общероссийского мониторинга, доходность незаконных операций с наркотиками в России составляет более 500 процентов);

особенность географического положения области, расположенной на основных транспортных магистралях, связывающих Российскую Федерацию с государствами Центральной и Средней Азии;

перенесение таможенной границы Российской Федерации на таможенную границу Таможенного союза (наркокурьерами используется массовый въезд граждан среднеазиатских республик для трудоустройства и безвизовый порядок пересечения российско-казахстанской государственной границы);

низкий уровень жизни населения приграничных районов Республики Казахстан вовлекает граждан этого государства в противоправную деятельность;

существование собственной растительно-сырьевой базы, пригодной для изготовления наркотиков (почвенно-климатические условия области благоприятны для созревания такого наркотикосодержащего растения, как конопля, доступность и простота выращивания которой привлекает внимание наркопотребителей);

постоянный приток на территорию области мигрантов из стран Азии и Закавказья (миграционные процессы создают предпосылки для формирования в приграничных районах Оренбуржья устойчивых компактно проживающих этнических групп и общин, члены которых нередко вовлекаются в противозаконную деятельность, в том числе связанную с контрабандой наркотиков);

наличие на территории Оренбургской области учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, в которых наряду с другими осужденными отбывают наказание лица, совершившие наркопреступления (представители наркогруппировок, находясь в местах лишения свободы, продолжают свою деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков);

обстоятельства, формирующиеся в социальной сфере (нестабильная экономическая ситуация, сравнительно низкий уровень жизни населения, безработица среди молодежи), способствующие распространению незаконного потребления наркотиков.

Ситуация, складывающаяся в сфере незаконного потребления наркотиков в области, характеризуется снижением общего числа лиц, состоящих на диспансерном и профилактическом учете в наркологических учреждениях области, а также снижением наркотических отравлений, с одной стороны, и ростом первичной заболеваемости населения области наркоманией, с другой.

Особую тревогу вызывает уровень распространенности наркомании среди подростков (15-17 лет): за последние три года этот показатель значительно вырос (с 0,1 на 10 тыс. населения в 2009 году до 1,6 человека на 10 тыс. населения в 2011 году).

В последнее время среди подростков и молодежи возрастает популярность концентрированных и наиболее опасных для здоровья синтетических наркотиков, в том числе наркотиков, изготовленных из кодеинсодержащих медицинских препаратов. В 2011 году в учреждениях здравоохранения с диагнозом "наркомания" вследствие употребления "дезоморфина" зарегистрировано 242 человека, из них 79 получили данный диагноз впервые в жизни (в 2010 году число таких больных составляло 84 и 17 человек соответственно).

Кроме того, растет число лиц, состоящих на профилактическом учете с диагнозом "эпизодическое употребление наркотических веществ с вредными последствиями" (2007 год - 2 457 человек, 2008 год – 2 722 человека, 2009 год - 3 206 человек, 2010 год – 4 917 человек, 2011 год – 5 432 человека).

В перспективе значительное влияние на развитие оперативной обстановки в сфере незаконного оборота наркотиков будут оказывать мероприятия по дальнейшему формированию Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана, предстоящее присоединение к Таможенному союзу Киргизии и строительство международного транспортного коридора "Европа - Западный Китай", значительную часть которого планируется проложить по территории Оренбургской области, что может существенно увеличить количество контрабандных поставок наркотиков.

Снижение уровня заболеваемости наркоманией, повышение эффективности борьбы с преступлениями и правонарушениями, связанными с незаконным оборотом наркотиков, и внедрение новых методов профилактической антинаркотической работы возможны только на основе системного подхода к организации и осуществлению антинаркотической работы. Мероприятия Программы предусматривают организацию системы наблюдения за развитием наркоситуации в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией, проведение массовых акций, направленных на формирование здорового образа жизни и негативного отношения к употреблению наркотиков у детей, подростков и молодежи, а также обеспечение их занятости в каникулярный период, расширение на территории области сети учреждений реабилитации для лиц, больных наркоманией, и укрепление их материальной базы.

2. Основные цели и задачи Программы


Программа разработана в целях снижения уровня наркопреступлений и наркотизации населения области, организации эффективной системы лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества.

Основными задачами реализации Программы являются:

совершенствование системы профилактики наркомании и связанных с ней правонарушений среди различных категорий населения, прежде всего подростков и молодежи - целевой индикатор "количество проведенных публичных мероприятий, направленных на профилактику наркомании среди подростков и молодежи" (увеличение показателя к 2016 году на две единицы);

совершенствование пропаганды здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом населения области, отказа от вредных привычек в подростково-молодежной среде - целевой индикатор "доля детей, подростков и молодежи в возрасте от 10 до 24 лет, вовлеченных в мероприятия по профилактике незаконного потребления наркотиков, по отношению к общей численности указанной категории" (увеличение показателя к 2016 году до 30,0 процента);

внедрение новых методов и средств лечения, а также медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией - целевой индикатор "удельный вес больных наркоманией в стадии ремиссии, находящихся под наблюдением" (увеличение показателя к 2016 году до 40,3 процента);

укрепление материально-технической базы системы лечения и реабилитации лиц, допускающих употребление наркотических средств, сильнодействующих и психотропных веществ без назначения врача, - целевой индикатор "заболеваемость наркоманией на 100 тыс. населения" (снижение показателя к 2016 году на 0,4 единицы).

Сроки действия Программы - 2013–2016 годы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»