Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Доступная среда" на 2013-2015 годы

Список сокращений, используемых в Программе:


МКОиВС

-

министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области

МФКСиТ

-

министерство физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области

МО

-

министерство образования Оренбургской области

МЗ

-

министерство здравоохранения Оренбургской области

МТиЗН

-

министерство труда и занятости населения Оренбургской области

МСР

-

министерство социального развития Оренбургской области

МЭРППиТ

-

министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области

МГН

-

маломобильные группы населения

РОЦ "Русь"

-

государственное автономное учреждение социального обслуживания Оренбургской области "Реабилитационно-оздоровительный центр "Русь"

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

В Оренбургской области проживают 239,9 тысячи инвалидов, из них порядка 3,0 тысячи - инвалиды-колясочники.

Согласно Конвенции Организации Объеденных Наций о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией 24 сентября 2008 года, к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

При этом в Конвенции констатируется, что инвалидность - это эволюционирующее понятие и является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Доступность для инвалидов различных структур общества и окружающей среды является одной из важнейших предпосылок, условий обеспечения их прав и свобод. Доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала и, следовательно, способствует социальному и экономическому развитию государства.

В Оренбургской области последовательно проводится работа по формированию оптимальной для инвалидов среды жизнедеятельности; созданию системы, обеспечивающей комплексную реабилитацию инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе, улучшение качества жизни инвалидов и повышение уровня их социальной интеграции.

С 2007 года в рамках областных целевых программ предусматриваются сопровождение информационных программ на государственном телевизионном канале бегущей строкой (доступ инвалидов по слуху к информации); оказание протезно-ортопедической помощи малообеспеченным гражданам; обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, не вошедшими в федеральный перечень, и корригирующими очками; бесплатное обучение инвалидов вождению автомобиля; повышение уровня доступности высшего профессионального образования путем развития современных образовательных технологий (дистанционное обучение); проведение курса комплексной реабилитации спортсменов-инвалидов в сопровождении тренера, молодых инвалидов-колясочников, инвалидов с заболеванием ДЦП и семей с детьми-инвалидами в реабилитационно-оздоровительных учреждениях области. Общий объем финансирования Программы составляет 79,9 млн. рублей.

Работа по формированию доступной среды жизнедеятельности в муниципальных образованиях области также осуществляется на программной основе, в рамках муниципальных программ ежегодно более 300 зданий и сооружений переоборудуются с учетом архитектурных требований по обеспечению безбарьерного доступа для лиц с ограниченными возможностями (аптеки, магазины, лечебные учреждения и др.), проводится работа по оборудованию пешеходных переходов дублирующими звуковыми сигналами.

Проводится целенаправленная работа по расширению социального информационного пространства: организована работа интернет-приемной министерства социального развития Оренбургской области и службы "Единый социальный телефон".

Для рассмотрения и решения вопросов, связанных с проблемами инвалидов, действует межведомственный координационный совет по делам ветеранов и инвалидов при Правительстве Оренбургской области.

Несмотря на проводимую работу в Оренбургской области, имеется ряд проблем обеспечения доступности для инвалидов среды жизнедеятельности, которые необходимо решать комплексно.

Наиболее острая проблема связана с тем, что социально значимые объекты (объекты, наиболее часто посещаемые населением) остаются до настоящего времени труднодоступными для многих инвалидов. В связи с этим возникает задача внедрения универсального дизайна внешней среды, прежде всего основных объектов социальной инфраструктуры. Такой дизайн предназначен для использования людьми с разными физическими возможностями, в том числе инвалидами. При внедрении универсального дизайна должны быть достигнуты принципы равенства, комфорта в использовании, приложения минимума усилий в пользовании объектами.

Другая важная проблема для инвалидов - недостаточный уровень доступности, оперативности и эффективности предоставления гарантированных государством услуг.

Так, к примеру, услуги общественного транспорта, являющиеся важнейшей предпосылкой к социальной интеграции, в большинстве случаев не приспособлены для нужд инвалидов.

Социальной интеграции инвалидов препятствует и эмоциональный барьер, что затрудняет социальные контакты инвалида и его окружения.

Кроме того, существующая сеть реабилитационных учреждений не удовлетворяет потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

Все эти барьеры в немалой степени определяют сниженную социальную активность инвалидов и ограниченные возможности для реализации личного потенциала этих людей.

На рынке труда инвалиды являются одной из наименее конкурентоспособных категорий. Основными проблемами в обеспечении их занятости являются наличие ограничений к трудовой деятельности, несоответствие профессий, рекомендуемых в индивидуальных программах реабилитации, заявляемым работодателями вакансиям, низкий уровень предлагаемой заработной платы, отсутствие специальных рабочих мест на предприятиях и в организациях.

Ежегодно в органы труда и занятости населения по вопросам содействия в трудоустройстве обращаются около 3,0 тысячи инвалидов, из них признаются безработными более 2,5 тысячи человек. Как правило, в центры занятости населения обращаются лица с частичной утратой трудоспособности. Возможность трудиться для них является способом самообеспечения, интеграции в общество.

Поэтому задача служб занятости - помочь людям с ограниченной трудоспособностью найти работу, соответствующую возможностям и потребностям, что позволит обеспечить их занятость, повысить жизненный уровень, а также реализовать себя в обществе.

В целях содействия трудоустройству граждан с ограниченными возможностями используется весь комплекс мероприятий активной политики занятости: информирование о ситуации на рынке труда, трудоустройство на постоянные и временные рабочие места, содействие самозанятости безработных инвалидов, проведение ярмарок вакансий, оказание профориентационных услуг, организация профессиональной подготовки и переподготовки.

Реализация данных мероприятий в 2013-2015 годах позволит ежегодно предоставлять информационные услуги более 2,8 тысяч инвалидов, проф-ориентационные услуги – около 2,3 тысяч человек, оказывать содействие в трудоустройстве свыше 900 человек, направлять на профессиональное обучение более 110 человек.

Еще одним существенным фактором, способствующим адаптации инвалидов к негативным условиям жизни, поддержанию оптимальной активности, является физическая культура и спорт.

Развитие физической культуры, спорта и туризма относится к числу приоритетных направлений социальной политики области, благодаря которой создаются основы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья жителей области, в том числе и лиц с ограниченными возможностями.

Вместе с тем необходимо обратить особое внимание на следующие проблемы: