Анализ текущей ситуации. В ходе реализации Программы реформирования осуществлялись мероприятия по снижению просроченной кредиторской задолженности главных распорядителей средств областного бюджета, по итогам которых были достигнуты следующие результаты:
n в области формализованы механизмы работы и управления кредиторской задолженностью бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий области путем принятия следующих нормативных правовых актов:
n установленный механизм предполагает как проведение оперативного мониторинга кредиторской задолженности, так инвентаризацию просроченной кредиторской задолженности;
n по результатам проводимой оценки разрабатываются мероприятия по урегулированию просроченной кредиторской задолженности, по недопущению ее возникновения.
Проводимая в рамках реализации Программы реформирования оценка показала существенное снижение объемов кредиторской задолженности за анализируемый период, что положительно характеризует систему управления кредиторской задолженностью в области. По состоянию на 1 января 2011 года просроченная кредиторская задолженность по главным распорядителям средств областного бюджета отсутствует.
В рамках проведения мероприятий по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений, предусмотренных Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ, учредители при заключении трудового договора с руководителем бюджетного учреждения предусматривают в нем условия, связанные с наличием просроченной кредиторской задолженности учреждения. Так, при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные учредителем, трудовой договор с соответствующим руководителем учреждения расторгается по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 15 ноября 2010 года N 816-п утвержден план мероприятий по реализации на территории Оренбургской области Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ, в соответствии с которым учредителями бюджетных учреждений разрабатываются соответствующие локальные нормативные правовые акты, регулирующие уровень предельных допустимых значений просроченной кредиторской задолженности.
В настоящее время большинством органов исполнительной власти области, осуществляющих функции и полномочия учредителей бюджетных учреждений, соответствующие порядки были утверждены.
Однако стоит отметить, что в целях обеспечения соблюдения предельных значений просроченной кредиторской задолженности, установленных в локальных нормативных актах, должна быть предусмотрена соответствующая система оперативного мониторинга и сбора информации о состоянии кредиторской задолженности.
Концепция изменений. Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ предусмотрено увеличение финансовой самостоятельности бюджетных и автономных учреждений. Такие меры призваны создать у учреждений стимулы к работе в рыночных условиях с одновременным выполнением социальных обязательств путем реализации государственных заданий.
Однако ввиду отсутствия опыта работы в коммерческих условиях повышение финансовой самостоятельности бюджетных и автономных учреждений может привести к риску неконтролируемого роста кредиторской задолженности, что может негативно отразиться на выполнении областью своих социальных обязательств перед населением.
Кредиторская задолженность является неотъемлемым элементом функционирования финансово-бюджетной системы и, соответственно, объектом ее регулирования. Таким образом, в рамках Программы должны быть предусмотрены мероприятия по совершенствованию существующей системы мониторинга кредиторской задолженности областного бюджета с учетом новых реалий в деятельности государственных учреждений.
План мероприятий. В ходе реализации Программы планируется осуществление следующих мероприятий по данному направлению:
n анализ и совершенствование существующего порядка мониторинга кредиторской задолженности, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 30 апреля 2009 года N 191-п, с учетом мероприятий по совершенствованию правового статуса государственных учреждений и повышению их финансовой самостоятельности;
n анализ практики установления предельно допустимых значений просроченной кредиторской задолженности для бюджетных учреждений;
n ежегодная инвентаризация кредиторской задолженности главных распорядителей средств областного бюджета в разрезе казенных, бюджетных и автономных учреждений и по источникам ее возникновения, анализ причин возникновения просроченной кредиторской задолженности и проведение мероприятия по ее сокращению;
n ежегодная инвентаризация кредиторской задолженности государственных унитарных предприятий области в разрезе видов экономической деятельности и по источникам ее возникновения, анализ причин возникновения просроченной кредиторской задолженности и проведение мероприятия по ее сокращению;
n ежегодная оценка целевого индикатора "Отношение объема просроченной кредиторской задолженности Оренбургской области к расходам бюджета (без учета расходов, осуществляемых за счет субвенций)".
Ожидаемые результаты. Планируемыми результатами реализации Программы по данному направлению являются:
n внесение изменений в соответствующий нормативный правовой акт Оренбургской области, направленных на совершенствование порядка мониторинга кредиторской задолженности областного бюджета и бюджетных и автономных учреждений;
n отсутствие просроченной кредиторской задолженности по расходам областного бюджета.
n