ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2011 года N 958-пп
О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 25 февраля 2011 года N 118-пп
(Изменение:
Утратило силу. Постановление Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 N 734-пп НГР RU56000201301020)
1. Внести в постановление Правительства Оренбургской области от 25 февраля 2011 года N 118-пп "Об областной целевой программе "Старшее поколение" на 2011-2013 годы" следующие изменения:
1.1. В наименовании и тексте постановления слова "на 2011-2013 годы" заменить словами "на 2011-2014 годы".
1.2. Приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора - заместителя председателя Правительства Оренбургской области по социальной политике Самсонова П.В.
3. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Губернатор -
председатель Правительства Ю.А.Берг
Приложение
к постановлению
Правительства области от 30.09.2011 N 958-пп
Областная целевая программа "Старшее поколение" на 2011-2014 годы
Паспорт программы
Наименование Программы | - | областная целевая программа "Старшее поколение" на 2011-2014 годы (далее – Программа) |
Основание для разработки Программы | - | |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | министерство социального развития Оренбургской области |
Государственные заказчики Программы | - | министерство социального развития Оренбургской области; |
Основной разработчик Программы | - | министерство социального развития Оренбургской области |
Исполнители | - | министерство социального развития Оренбургской области; |
Цель и задачи | - | формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению качества жизни пожилых людей, степени их социальной защищенности. |
Важнейшие целевые индикаторы | - | в ходе реализации Программы планируются: |
Срок реализации | - | 2011-2014 годы |
Объем и источники финансирования | - | общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 547 731,1 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - | усиление защиты прав и законных интересов пожилых граждан; |
Организация управления и система контроля за исполнением Программы | - | координацию деятельности государственных заказчиков и оперативный контроль обеспечивает государственный заказчик - координатор Программы – министерство социального развития Оренбургской области, ход реализации Программы рассматривается на заседаниях Правительства Оренбургской области |
В тексте Программы используются следующие основные понятия: | ||
Государственный стандарт социального обслуживания | - | установленный национальным стандартом государственный эталон, образец различных сторон деятельности социальных служб по социальному обслуживанию граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Численность населения в Оренбургской области по состоянию на 01.01.2011 составила 2112,2 тыс. человек, в том числе лиц, достигших пенсионного возраста, - 436,7 тыс. человек (20,7 процента). В постоянном постороннем уходе нуждаются 80,4 тыс. человек (инвалиды I группы и граждане, достигшие 80-летнего возраста). Средняя продолжительность жизни составляет 67 лет.
В области осуществляется комплекс мер, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, решение жилищных проблем, улучшение медицинского и социального обслуживания. Реализуются областные целевые программы: "Защитник Отечества" на 2011-2014 годы, "Реабилитация инвалидов" на 2011–2015 годы, "Здоровье ветеранов войн – активное долголетие" на 2009–2011 годы и другие.
Вместе с тем в течение последнего десятилетия в Оренбургской области заметно прослеживается тенденция "старения" населения, что приводит к увеличению численности граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и других видах помощи.
В качестве дополнительной меры социальной поддержки в Программу включены мероприятия по обеспечению малообеспеченных пожилых людей товарами массового спроса (одежда, обувь).
Географическое положение Оренбургской области, ее протяженность, в том числе удаленность сельских населенных пунктов от городов, районных центров и транспортных магистралей (до 100 километров), отсутствие регулярного транспортного сообщения с селами и поселками ограничивают возможности граждан пожилого возраста и инвалидов в доступности социальных услуг.
Для обеспечения равной доступности услуг для маломобильных граждан, проживающих в отдаленных населенных пунктах, с 2000 года в территории области работает служба "Срочное социальное обслуживание на мобильной основе". В настоящее время автопарк, используемый для обслуживания населения, требует обновления и модернизации.
С 2010 года в Оренбургской области активно развивается добровольческая (волонтерская) деятельность. В настоящее время волонтеры успешно работают в направлениях популяризации здорового образа жизни, поддержки подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, охраны окружающей среды и др. Вместе с тем необходимо активнее развивать работу волонтеров с пожилыми гражданами и инвалидами с целью более широкого охвата пожилого населения различными социальными услугами.
Одной из проблем в настоящее время остается проведение операций по эндопротезированию (замене) крупных суставов, где большую часть нуждающихся составляют люди преклонного возраста.
Несмотря на увеличение количества операций, в области сохраняется очередность на получение этого вида помощи. Пожилые люди, страдающие заболеванием крупных суставов, физически не в состоянии выезжать в федеральные клиники для проведения высокотехнологичных операций. Приобретение имплантатов позволит увеличить количество проводимых операций по эндопротезированию крупных суставов в Оренбургской области.
Демографическая ситуация области, связанная с увеличением численности лиц пожилого и старческого возраста, обусловила необходимость расширения коек сестринского ухода при центральных районных больницах.
В сельской местности Оренбургской области для предоставления медико-социальной помощи в участковых больницах развернуто 190 коек. Данный вид услуг направлен на оказание квалифицированного медицинского ухода, социальных услуг, курса поддерживающего лечения гражданам пожилого и старческого возраста, инвалидам, одиноким, частично утратившим способность к самообслуживанию, страдающим хроническими заболеваниями, а также в период оформления их в стационарные учреждения социального обслуживания общего типа.
В комплексе мер по укреплению здоровья старшего поколения Программой предусмотрены профилактические мероприятия по предупреждению возникновения и развития хронических заболеваний в рамках работы "школ пожилого человека".
На поддержание уровня и качества жизни граждан пожилого возраста направлены усилия органов социальной защиты населения.
Система социального обслуживания граждан пожилого возраста Оренбургской области на современном этапе включает в себя учреждения различных форм, видов и типов, общей целью которых является удовлетворение потребностей граждан пожилого возраста в социальных, социально-медицинских и социально-бытовых услугах. Динамичное развитие этой многоплановой социальной системы свидетельствует о ее возрастающей востребованности.
Несмотря на развитую региональную систему государственных стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания, направленную на удовлетворение индивидуальных потребностей пожилых людей и инвалидов в различных социальных услугах, проблема обеспечения граждан, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, остается актуальной.
Строительство центра обслуживания инвалидов позволит проводить оздоровительные процедуры для 100 инвалидов ежедневно в условиях дневного стационара, что в 5 раз увеличит охват реабилитационными мероприятиями инвалидов.
По состоянию на 01.02.2011 сеть психоневрологических интернатов области представлена 5 домами-интернатами на 1800 койко-мест.
С 2004 года при 100-процентной наполняемости психоневрологических интернатов области очередность граждан, остро нуждающихся в направлении в данные учреждения, составляет более 450 человек и продолжает увеличиваться в среднем на 50 человек в год, что вызывает необходимость продолжения строительства спального корпуса на 70 койко-мест в с. Никольском. Для решения проблемы экологического и санитарного благополучия проживающих в интернате и прилегающей территории необходимо строительство очистных сооружений.
Строительство спального корпуса на 70 койко-мест снимет напряженность с обеспечением местами психоневрологических больных и позволит улучшить условия проживания и социального обслуживания инвалидов, однако в полном объеме не решит существующей проблемы.
Проектно-изыскательские работы для строительства нового психоневрологического интерната на 500 койко-мест, предусмотренные в Программе, и дальнейшее его строительство (2012-2014 годы) позволят обеспечить местами в стационаре фактически всех нуждающихся граждан данной категории.
В системе социального обслуживания населения на территории области действуют 10 муниципальных домов-интернатов малой вместимости (общей емкостью 196 койко-мест).
Основными проблемами в содержании данных учреждений остаются:
наличие ветхих жилых и хозяйственных помещений;
существующие котельные и тепловые сети не всегда позволяют обеспечивать требуемый температурный режим помещений;
несоответствие материально-технической базы учреждений современным требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов жилых и хозяйственных помещений, пожарной безопасности, обеспечения физической безопасности;
высокозатратное в среднем содержание одного проживающего (35-35,5 тыс. рублей) в месяц по сравнению с государственными домами-интернатами общего типа (11–12 тыс. рублей).
В целях оптимизации системы социального обслуживания и соблюдения прав и законных интересов граждан пожилого возраста и инвалидов предполагается создание двух территориальных домов-интернатов общего типа (по 100-150 койко-мест) путем реконструкции высвобождающихся зданий системы образования и здравоохранения.
Проектные работы по реконструкции зданий для создания 2 домов-интернатов общего типа на территории Илекского и Александровского районов планируется выполнить в 2014 году.
В государственных стационарных учреждениях общего типа проживают люди с ограниченными возможностями жизнеобеспечения и граждане преклонного возраста, которые не могут самостоятельно передвигаться и обслуживать себя.
Здания и коммуникации, построенные 30 и более лет назад, физически и морально устарели, не соответствуют изменившимся санитарным, пожарным и строительным нормативам.
Выполнение капитального ремонта в стационарных учреждениях социального обслуживания позволит обеспечить необходимые санитарные и гигиенические условия проживания, повысить уровень противопожарной, антитеррористической безопасности, что существенно повлияет на комфортность и состояние здоровья около трех тысяч проживающих.
Одной из мер оптимизации среды жизнедеятельности ветеранов Великой Отечественной войны является ремонт принадлежащего им жилья, потребность в котором ежегодно составляет около 2 тыс. жилых помещений. Оказание содействия в проведении ремонтных работ позволит обеспечить ветеранам достойные условия проживания.
Ежегодно в органы труда и занятости обращаются более трех тысяч пенсионеров, желающих улучшить свое финансовое положение.
Информирование о ситуации на рынке труда и содействие в трудоустройстве позволит ежегодно обеспечивать занятость около одной тысячи пенсионеров, повысить их жизненный уровень, а также реализовать себя в обществе.
Существующая информационная система социальной защиты населения не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к современным информационно-коммуникационным технологиям, что не позволяет на должном уровне обеспечить формирование условий повышенной комфортности и доступности государственных услуг по социальной поддержке и социальному обслуживанию пожилых людей.
Внедрение современных информационных технологий (электронного социального регистра) позволит обеспечить адресность оказания социальной помощи и оперативность социального обслуживания, определить требуемый уровень социальной поддержки для пожилых людей, планировать расходы на социальную поддержку, обеспечить рациональное использование и контроль расходования средств на оказание помощи, создать информационный источник сведений о заявителе при предоставлении гражданину автоматизированной консультации по определению прав на социальную помощь и государственные услуги в электронной форме.
На содействие повышению уровня социальной адаптации пожилых людей, укреплению социальных связей в сочетании с расширением их социокультурных контактов направлена организация работы компьютерных классов по обучению пожилых людей компьютерной грамотности.
В области накоплен достаточный опыт партнерства общественных организаций и органов государственной власти в решении широкого круга вопросов.
Общественные организации ветеранов и инвалидов являются движущей силой в проведении информационно-разъяснительной работы среди населения и популяризации возможностей участия пожилых людей в социально значимых мероприятиях различной направленности.
Финансовая поддержка общественных организаций в рамках действующего законодательства позволит проводить мероприятия по обеспечению социальных прав ветеранов, вовлечению их в процесс активного государственного демократического управления, применению знаний, опыта ветеранов в работе учреждений, предприятий, организаций.
Реализация мероприятий, направленных на повышение квалификации специалистов социальных служб, позволит решать задачи социального обслуживания на более высоком профессиональном уровне, повысит удовлетворенность граждан качеством предоставляемых социальных услуг.