Недействующий

Об областной целевой программе "Организация отдыха и оздоровления детей Оренбургской области" на 2011-2014 годы

1. Содержание проблемы


В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" дети имеют право на полноценный отдых и оздоровление.

Под отдыхом и оздоровлением детей понимается комплекс условий и мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний, развитие творческого потенциала личности, закаливание организма, формирование здорового образа жизни, занятие физической культурой и спортом, режим питания и жизнедеятельности в экологически благоприятной среде.

В Оренбургской области проживают более 415 тыс. детей, или 21 процент от общей численности населения, из них более 50 процентов - дети школьного возраста и все они нуждаются в оздоровлении и отдыхе, особенно в каникулярный период.

Особое внимание при организации каникулярного отдыха требуют дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

В настоящее время в Оренбургской области проживают около 211 тыс. детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, из них 148,1 тыс. детей нуждаются в организованном отдыхе и оздоровлении (дети в возрасте от 6 до 18 лет), в том числе:

детей-инвалидов - 8,2 тыс. человек;

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 9 тыс. человек;

детей из многодетных семей - 41,3 тыс. человек;

детей из семей вынужденных переселенцев - 0,7 тыс. человек;

детей из семей с моральным неблагополучием - 6,4 тыс. человек;

детей из семей неработающих граждан - 12 тыс. человек;

детей из малообеспеченных семей - 70,5 тыс. человек.

Действующая в области сеть детских оздоровительных учреждений представлена 66 объектами, из них 23 - санаторные учреждения, 43 – загородные стационарные детские оздоровительные лагеря.

В организации детского отдыха и оздоровления большое внимание уделяется содержанию воспитательной работы с детьми, пропаганде здорового образа жизни, укреплению физического и духовного здоровья.

Наряду с положительными моментами в организации отдыха и оздоровления детей существует ряд проблем, главной из которых является недостаточность финансирования, направленного на укрепление материально-технической базы загородных оздоровительных лагерей, а также на обеспечение безопасных условий пребывания в них детей.

Всего в 2010 году организованным отдыхом охвачено более 200 тыс. детей, или 96,5 процента всех детей школьного возраста (с учетом малозатратных форм отдыха, таких как площадки кратковременного пребывания по месту жительства), из них на базе лагерей отдохнуло более 120 тыс. детей и только 20 процентов из них - на базе загородных оздоровительных лагерей.

Основная масса детей отдыхает в лагерях дневного пребывания и на площадках кратковременного пребывания, организованных на базе учреждений образования, социальной защиты населения, культуры по месту жительства, в которых оздоровительная составляющая сводится к нулю.

Инфраструктура детского отдыха во многих территориях области фактически исчерпала возможности своего интенсивного развития.

В области практически не строятся современные загородные оздоровительные лагеря. В 27 территориях области загородные лагеря вообще отсутствуют.

Материально-технические базы многих действующих загородных лагерей слабые, нуждаются в модернизации и укреплении (средний возраст имеющихся зданий и сооружений в лагерях области - 35 лет).

Ветхость материально-технической базы загородных стационарных детских оздоровительных лагерей, холодные и сырые корпуса барачного типа, особенно в сельских районах, не позволяют принимать детей в лагеря с начала июня. В связи с этим лагеря организуют 2 потока отдыхающих вместо 3-4 потоков.

Особенно этот вопрос актуален для западной части области. Из 18 муниципальных образований западной зоны только 7 имеют лагеря. Данные лагеря могут оздоровить в течение летнего периода 2680 детей, что составляет 4,9 процента от общего числа детей, проживающих в западной части Оренбуржья.

Помимо создания комфортных условий для качественного отдыха и оздоровления, одной из главных задач является обеспечение безопасного пребывания детей в оздоровительных учреждениях.

По данным Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Оренбургской области с 2004 по 2010 годы в детских оздоровительных учреждениях области произошло 7 пожаров с общим ущербом более 300 тыс. рублей.

При обследовании учреждений отдыха и оздоровления детей выявлены нарушения норм и правил пожарной безопасности по причине недостаточного финансирования (отсутствие автоматической пожарной сигнализации, огнезащитной обработки деревянных конструкций; несоответствие выходов из зданий требованиям правил пожарной безопасности и др.).

Средств бюджетов городских округов и муниципальных районов области недостаточно для приведения материально-технической базы данных учреждений в соответствие с требованиями Управления Роспотребнадзора и Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Оренбургской области. Без финансовой помощи областного бюджета на капитальный ремонт детских оздоровительных лагерей существует реальная угроза сокращения количества детских оздоровительных учреждений.

Использование программного метода и принципа финансового партнерства является стимулом для выполнения своих обязательств по организации отдыха и оздоровления детей органами местного самоуправления.

Принятие и реализация областной целевой программы "Организация отдыха и оздоровления детей Оренбургской области" на 2011-2014 годы позволит осуществлять системный и целенаправленный подход к данной проблеме.