Одной из важнейших задач, которую решает Правительство Оренбургской области, является повышение эффективности государственного и муниципального управления. Избыточность функций управления, их неэффективность оказывают чрезмерное давление на бизнес, формируют отрицательный имидж руководства области и в конечном счете становятся сдерживающим фактором социального и экономического развития области.
Условием достижения целей реализации административной реформы является формирование новых механизмов работы органов исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающих повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и снижение административных барьеров.
Существует два основных направления работы органов исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающих повышение эффективности государственного и муниципального управления.
Первое направление - регламентация государственных и муниципальных услуг.
Административные регламенты - относительно новое в российской действительности явление. Административные регламенты обязывают учитывать все законные интересы граждан, причем в точно установленные сроки и формы. В настоящее время на государственные и муниципальные услуги разработано и утверждено более 1000 регламентов, что составляет примерно 40 процентов от общего числа услуг, оказываемых в Оренбургской области. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 года N 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" регламент разрабатывается и утверждается на каждую государственную и муниципальную услугу, так как это неотъемлемая часть предоставления услуг в электронной форме.
Проблемы, которые необходимо решать в этом направлении, заключаются в отсутствии методической базы по составлению административных регламентов, в недостаточной информатизации, избытке требований к оформлению документов и условиям предоставления самой услуги. Вышеуказанные факторы усложняют процесс регламентации. В настоящий момент органы исполнительной власти Оренбургской области и органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (далее - органы местного самоуправления) проводят работу по формированию перечня государственных и муниципальных услуг по Оренбургской области.
Второе направление - предоставление государственных (муниципальных) услуг (функций) в электронной форме.
Предоставление услуг в электронной форме будет происходить посредством размещения информации на официальных сайтах органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Оренбургской области, а также в специализированной информационной системе "Портал государственных и муниципальных услуг Оренбургской области" (далее - Портал).
В настоящий момент происходит формирование сводного реестра государственных и муниципальных услуг Оренбургской области. На Портале можно ознакомиться с описанием 1139 услуг (82 региональных и 1057 муниципальных) в наиболее востребованных сферах: жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, имущественные отношения, культура и средства массовой информации, образование, правопорядок и безопасность, производство и торговля, семья, социальное обеспечение, спорт и туризм, труд и занятость.
В целом в Оренбургской области завершается очередной этап календарного плана по переходу к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде, а именно сведения о государственных и муниципальных услугах внесены в реестры государственных и муниципальных услуг Оренбургской области и размещены на Портале.
Отсутствие необходимой нормативно-правовой базы, единого информационного пространства для электронного документооборота, а также недостаточный уровень технической оснащенности значительно затрудняют эту работу. Кроме того, необходимо организовать обучение населения области в сфере информатизации.
Инструментом решения части вышеуказанных проблем должно стать развитие на территории области сети МФЦ - это третье направление, которое будет развивать настоящая Программа.
На данный момент в г. Оренбурге открыт единственный МФЦ Оренбургской области, крупнейший в Российской Федерации (7,5 тыс. кв. метров), на его базе предоставляются 140 услуг: 22 федеральные, 24 региональные, 94 муниципальные. В ближайшее время планируется открытие МФЦ в Новосергиевском районе, г. Бугуруслане, ведутся подготовительные работы по созданию МФЦ в г. Бузулуке, планируется создание МФЦ в г. Орске.
Развитие МФЦ создает предпосылки для сокращения административных издержек, расширения и облегчения доступа граждан к востребованной ими информации, повышения качества жизни населения, увеличения степени их удовлетворенности услугами, улучшения делового климата.
Правительство Оренбургской области ориентирует руководителей органов местного самоуправления к созданию МФЦ в каждом городском округе и муниципальном районе к 2014 году. В связи с большой протяженностью территории области и малой плотностью населения планируется создание мобильных МФЦ для максимального охвата населения.
В данном направлении существуют следующие проблемы: недостаточность финансовых средств для создания МФЦ, отсутствие межведомственного соглашения между федеральными органами, не сформирован межведомственный документооборот, не закреплено законодательно за МФЦ право пользоваться информацией, необходимой для предоставления услуг.
Необходимость широкомасштабного внедрения мониторинга качества предоставляемых услуг в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Оренбургской области, а также отсутствие четких критериев, позволяющих оценить качество предоставляемых государственных и муниципальных услуг, определяют потребность области в разработке и реализации поставленных целей программными средствами.
В основу Программы заложена целостная модель формирования системы качественного предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций на территории Оренбургской области, включающая мероприятия по финансовому, материально-техническому, методическому и организационно-правовому обеспечению процесса повышения качества услуг и снижения административных барьеров.
Применение программно-целевого метода позволит:
определить приоритетность мероприятий, очередность и сроки их реализации исходя из их социальной и экономической целесообразности, а также с учетом возможности финансирования из бюджетов различного уровня;
согласовать имеющиеся и планируемые финансовые ресурсы с разрабатываемыми комплексами мероприятий по направлениям Программы;
обеспечить интеграцию мероприятий, носящих различный характер (научно-исследовательский, организационно-хозяйственный), в общий процесс достижения конечных целей, предусмотренных Программой;
создать условия для оперативного и результативного управления рисками.
Использование программно-целевого метода дополнит действующие механизмы подготовки, принятия и контроля решений с участием Правительства Оренбургской области, органов исполнительной власти области и позволит привлечь дополнительные средства на оказание поддержки мероприятий в рамках административной реформы из федерального бюджета.