ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 от 15 августа 2011 года N 737-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПЛАНА МОДЕРНИЗАЦИИ ПОС. СВЕТЛЫЙ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2015 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Правительства Оренбургской области от 21.12.2011 N 1246-п, от 02.04.2014 N 197-п)

В целях обеспечения устойчивого развития экономики, повышения качества и уровня жизни населения монопрофильных территориальных образований Оренбургской области:

1. Утвердить комплексный инвестиционный план модернизации пос. Светлый Оренбургской области на 2010 - 2015 годы (далее - План) согласно приложению.

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 02.04.2014 N 197-п)

2. Органам исполнительной власти Оренбургской области, участвующим в реализации мероприятий Плана, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области информацию о ходе их выполнения.

3. Министерству экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (Васин В.В.) ежеквартально представлять отчет о ходе реализации мероприятий Плана Губернатору Оренбургской области.

(п. 3 в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 02.04.2014 N 197-п)

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора - заместителя председателя Правительства Оренбургской области по финансово-экономической политике Левинсон Н.Л.

5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор
Оренбургской области
Ю.А.БЕРГ






Приложение
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 15 августа 2011 года N 737-п

Комплексный инвестиционный план модернизации пос. Светлый Оренбургской области на 2010 - 2015 годы

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 02.04.2014 N 197-п)

Паспорт комплексного инвестиционного плана модернизации пос. Светлый Оренбургской области на 2010 - 2015 годы (далее - План)

Цель и задачи Плана

-

повышение уровня и качества жизни населения за счет диверсификации экономики пос. Светлый;

задачами Плана являются:

модернизация градообразующего предприятия;

привлечение инвестиций для освоения новых видов производства (добыча и переработка каолинов);

поддержка развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

реконструкция и совершенствование поселковой инфраструктуры;

содействие занятости населения;

повышение уровня и качества услуг в социальной сфере;

развитие туризма;

сохранение окружающей среды

Стратегические направления Плана

-

диверсификация экономики поселка Светлый за счет реализации инвестиционных проектов в наиболее конкурентных отраслях экономики (промышленное производство, малый и средний бизнес);

формирование комфортной среды проживания за счет развития социальной, инженерной инфраструктуры, содействия занятости населения

Срок реализации Плана

-

2010 - 2015 годы

Перечень основных мероприятий Плана

-

строительство на градообразующем предприятии ООО "Буруктальский никелевый завод" комплекса печи Ванюкова для переработки руды Буруктальского месторождения с участком по брикетированию руды перед подачей в руднотермическую электропечь и строительство минитеплоэлектростанции;

строительство завода по добыче каолинов и производству гранулированных каолинов;

продолжение действующих и развитие новых направлений работы с субъектами малого и среднего бизнеса;

развитие туризма за счет организации и обустройства конного туристического маршрута на территории биологического заказника "Светлинский" и автомобильного туристического маршрута вокруг озер Кара-Куль, Обалы-Коль, Оба-Коль и Давлен-Коль;

развитие социальной инфраструктуры;

развитие и модернизация инженерной инфраструктуры; содействие занятости населения

Объемы и источники финансирования Плана

-

общий объем финансирования Плана с 2010 года по 2015 год составит 8627,6 млн. рублей <*>, в том числе по годам: 2010 год - 555,5 млн. рублей;

2011 год - 2032,1 млн. рублей;

2012 год - 1757,2 млн. рублей;

2013 год - 165,6 млн. рублей;

2014 год - 1393,9 млн. рублей;

2015 год - 2723,3 млн. рублей;

по источникам финансирования:

за счет:

средств федерального бюджета - 302,4 млн. рублей;

средств областного бюджета - 585,8 млн. рублей;

средств муниципального бюджета - 85,9 млн. рублей;

внебюджетных источников - 7653,5 млн. рублей,

в том числе:

собственных средств предприятий - 1695,9 млн. рублей;

кредитов коммерческих банков - 5701,7 млн. рублей;

средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 255,9 млн. рублей

Ключевые целевые показатели Плана

-

снижение доли ООО "БНЗ" в объеме отгруженной продукции города с 90,5 процента в 2010 году до 64,0 процента в 2015 году и 48,8 процента к 2020 году;

создание 453 новых постоянных рабочих мест к 2015 году и 510 - к 2020 году;

создание 683 временных рабочих мест к 2015 году и 700 - к 2020 году;

рост доли занятых на малых предприятиях с 6,6 процента в 2010 году до 7,5 процента в 2015 году и 10,0 процента к 2020 году;

увеличение объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг с 1,3 млрд. рублей в 2010 году до 6,4 млрд. рублей в 2015 году и 7,7 млрд. рублей к 2020 году;

повышение среднемесячной заработной платы работников предприятий пос. Светлый с 10,6 тыс. рублей в 2010 году до 22,4 тыс. рублей в 2015 году и до 31,3 тыс. рублей к 2020 году;

рост доли собственных доходов бюджета поселения с 12,0 процента в 2010 году до 25,0 процента в 2015 году и до 27,0 процента к 2020 году;

снижение уровня зарегистрированной безработицы с 2,4 процента в 2010 году до 1,0 процента в 2015 году и 0,5 процента к 2020 году.

     ________________

<*> Софинансирование мероприятий Плана осуществляется в пределах средств, предусматриваемых в областном бюджете на соответствующий финансовый год, при соблюдении порядка и условий, установленных государственными программами, областными целевыми программами и нормативными правовыми актами Оренбургской области.

Введение


Комплексный инвестиционный план модернизации пос. Светлый (далее - План) разработан в рамках реализации Послания Президента Российской Федерации Медведева Д.А. Федеральному Собранию Российской Федерации и в целях стабилизации ситуации в поселке. План учитывает основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года.

В связи с сокращением объемов производства и отгрузки продукции градообразующим предприятием ООО "Буруктальский никелевый завод" (далее - ООО "БНЗ") в условиях мирового финансово-экономического кризиса остро встали вопросы социально-экономической стабильности и жизнедеятельности пос. Светлый.

Настоящий План сформирован с целью детализации мероприятий, необходимых для стабилизации ситуации в пос. Светлый.

Основная цель Плана - повышение уровня и качества жизни населения за счет диверсификации экономики поселка.

Достижение цели планируется осуществить за счет формирования инфраструктуры, необходимой для комфортной жизнедеятельности населения поселка, на основе устойчивого экономического роста за счет развития перспективных для данного муниципального образования видов деятельности (промышленное производство: добыча и переработка; развитие малого и среднего бизнеса, туризма), стимулирования инвестиционной деятельности, закрепления населения в поселке путем создания новых рабочих мест, снятия инфраструктурных ограничений посредством реализации проектов, связанных с развитием инженерной инфраструктуры и социальной сферы.

I. Анализ социально-экономического положения и результат диагностики его состояния

1. Общая характеристика поселка Светлый


Муниципальное образование Светлинский поссовет наделено статусом сельского поселения с административным центром в пос. Светлый Законом Оренбургской области от 9 марта 2005 года N 1912/349-III-ОЗ "О муниципальных образованиях в составе муниципального образования Светлинский район Оренбургской области". Данным Законом установлены и границы территории сельского поселения.

В 1960 году в восточной части Оренбуржья на территории Адамовского района был основан пос. Светлый. Своим образованием он обязан Буруктальскому месторождению никелевых руд, на месте которого в этом же году началось строительство Буруктальского никелевого комбината.

Площадь Светлинского поссовета - 125 кв. километров (2,2 процента площади муниципального образования Светлинский район). Численность населения по состоянию на 1 января 2011 года (по данным похозяйственного учета) - 7,8 тыс. человек, плотность населения - 62 человека на 1 кв. километр.

Пос. Светлый расположен на юго-востоке области в 550 километрах от областного центра - г. Оренбурга, в 220 километрах от ближайшего крупного промышленного центра - г. Орска.

Проезд от пос. Светлый до г. Оренбурга осуществляется по шоссейной автомобильной дороге. Ближайшая железнодорожная станция - Рудный Клад, она находится в 4 километрах от поселка. Пассажирские перевозки осуществляются поездом Орск - Рудный Клад, самолетом авиакомпании "ОренЭйр".

На территории Светлинского поссовета расположено крупное Буруктальское никелевое месторождение, на базе которого создано предприятие по добыче руды - ООО "Буруктальское никелевое месторождение" (далее - ООО "БНМ"), являющееся поставщиком руды для градообразующего предприятия.

Экономико-географическое положение пос. Светлый имеет как преимущества, так и недостатки (таблица 1).

Таблица 1


Преимущества и недостатки экономико-географического положения пос. Светлый

Преимущества

Недостатки

Наличие минерально-сырьевой базы, обеспечивающей градообразующую составляющую муниципального образования

Монопрофильность экономики, зависимость от производственных возможностей ООО "БНЗ", мировой конъюнктуры на продукцию ООО "БНЗ" (ферроникель)

Наличие шоссейной автодороги до железнодорожной станции, ближайших крупных городов области и областного центра

Расположение в стороне от транзитных магистралей

Наличие свободных трудовых ресурсов (незанятого населения)

Недостаточное количество свободных рабочих мест

Возможность развития туризма

Отсутствие туристско-рекреационной инфраструктуры, способной обеспечить спрос на услуги туристического бизнеса

Готовность населения работать в сфере обслуживания туристов и отдыхающих

Дефицит финансовых ресурсов для реализации проектов развития сферы обслуживания

Наличие свободных территорий (площадок) для жилищного и производственного строительства

Высокий износ и недостаток объектов инфраструктуры


Территория пос. Светлый отличается сухим континентальным климатом с жарким, сопровождающимся суховеями летом и холодной зимой. Кроме того, поселок расположен в самом безлесном районе области. Но даже при таком природном однообразии здесь есть множество озер. Так, в непосредственной близости от пос. Светлый расположено озеро Шалкар-Ега-Кара, которое является памятником природы федерального значения и местом гнездования множества перелетных птиц.

2. Анализ демографической ситуации, трудовых ресурсов, ситуации на рынке труда и в сфере занятости пос. Светлый


Демографическая ситуация является одним из определяющих факторов социально-экономического развития территории. Динамика демографических и трудовых показателей пос. Светлый за 2010 - 2013 годы представлена в таблице 2.

Таблица 2

Динамика демографических и трудовых показателей пос. Светлый за 2010 - 2013 годы

 

N п/п

Показатели

Единица измерения

Отчет

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

1

2

3

4

5

6

7

1.

Численность постоянного населения на конец года

человек

7780

7831

7900

7792

процентов к предыдущему году

100,5

100,7

100,1

98,6

2.

Доля лиц моложе трудоспособного возраста в общей численности населения

процентов

21,5

21,5

20,5

22,1

3.

Доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения

процентов

31,5

31,2

28,2

31,3

4.

Численность экономически активного населения

человек

3643

3825

4000

3900

5.

Общий коэффициент рождаемости

человек на 1000 населения

29,7

29,9

30,1

15,9

6.

Общий коэффициент смертности

человек на 1000 населения

27,1

26,6

26,8

21,4

7.

Коэффициент естественного прироста

человек на 1000 населения

+2,6

+2,9

+3,0

-5,5

8.

Коэффициент миграционного прироста

человек на 1000 населения

-18,3

-18,8

-19,6

-20,5

9.

Численность занятых в экономике (среднегодовая)

тыс. человек

4,6

4,7

3,6

3,0

10.

Численность безработных, зарегистрированных в службах занятости (в среднем за год)

тыс. человек

0,07

0,08

0,1

0,2

11.

Уровень безработицы

процентов от численности трудоспособного населения

2,2

1,9

2,4

4,2

12.

Среднесписочная численность работников организаций

тыс. человек

2,9

3,0

3,1

2,7

13.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата

рублей

9575

13210

15565

13153

процентов к соответствующему периоду предыдущего года

128,6

137,9

117,8

84,5


Нестабильное состояние экономики пос. Светлый на протяжении последних трех лет (наличие нестабильно функционирующего градообразующего предприятия, монопрофильность экономики, зависимость от конъюнктуры мирового рынка) в значительной степени сказывается на развитии демографических процессов.

В 2013 году численность населения пос. Светлый увеличилась по сравнению с показателями 2010 года на 12 человек. Основной причиной естественной убыли является высокая смертность населения трудоспособного возраста.

Негативной тенденцией за период 2010 - 2013 годов является рост коэффициента миграционной убыли населения с 18,3 на 1000 человек в 2010 году до 20,5 в 2013 году.

Миграционная убыль объясняется оттоком экономически активного населения с целью поиска стабильной работы и более высоких доходов.

Итоги анализа основных демографических показателей населения пос. Светлый приведены в таблице 3.

Таблица 3

Итоги анализа основных демографических показателей населения пос. Светлый

Сильные стороны

Слабые стороны

Рост рождаемости (за исключением показателей 2013 года)

Рост естественной убыли в связи со старением населения; наличие миграционной убыли

Возможности

Угрозы

Снижение уровня смертности, повышение рождаемости за счет реализации муниципальных целевых программ в области здравоохранения и улучшения демографической ситуации;

увеличение числа рабочих мест путем развития перспективных направлений хозяйственной деятельности: добыча полезных ископаемых, туризм, торговля, общественное питание и бытовое обслуживание населения

Продолжение оттока кадров, прежде всего молодежи в возрасте до 30 лет, имеющих высшее профессиональное образование, и высококвалифицированных работников в крупные города;

высвобождение части работников вследствие модернизации производственной базы и оптимизации численности работников крупных предприятий и организаций района, ухудшения конъюнктуры рынка


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»