ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 сентября 2010 года N 642-пп
Об областной целевой программе "Дети Оренбуржья" на 2011-2013 годы
(Изменение:
Постановление Правительства Оренбургской области от 15.07.2011 N 606-пп, НГР RU56000201100531;
Постановление Правительства Оренбургской области от 27.10.2011 N 1045-пп, НГР RU56000201100812;
Постановление Правительства Оренбургской области от 14.02.2012 N 130-пп НГР RU56000201200085;
Постановление Правительства Оренбургской области от 09.07.2012 N 596-пп НГР RU56000201200350;
Постановление Правительства Оренбургской области от 29.08.2012 N 743-пп НГР RU56000201200616;
Постановление Правительства оренбургской области от 08.10.2012 N 886-пп НГР RU56000201200658;
Постановление Правительства Оренбургской области от 20.11.2012 N 995-пп НГР RU56000201200;
Постановление Правительства Оренбургской области от 27.05.2013 N 403-пп НГР RU56000201300626;
Постановление Правительства Оренбургской области от 31.07.2013 N 660-пп НГР RU56000201300950;
Постановление Правительства Оренбургской области от 28.12.2013 N 1258-пп НГР RU56000201301549)
В соответствии с распоряжением Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 N 55-р "О создании рабочей группы по подготовке проекта областной целевой программы "Дети Оренбуржья" на 2011-2013 годы" Правительство Оренбургской области постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Дети Оренбуржья" на 2011-2013 годы согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора - заместителя председателя Правительства Оренбургской области по социальной политике Самсонова П.В.
3. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Губернатор -
председатель Правительства Ю.А.Берг
Областная целевая программа "Дети Оренбуржья" на 2011-2013 годы
Наименование Программы | - | областная целевая программа "Дети Оренбуржья" на 2011-2013 годы (далее – Программа) |
Дата и номер распоряжения | - | распоряжение Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 N 55-р "О создании рабочей группы по подготовке проекта областной целевой программы "Дети Оренбуржья" на 2011-2013 годы" |
Государственный заказчик - | - | министерство социального развития Оренбургской области |
Государственные заказчики Программы | - | министерство образования Оренбургской области; |
Основные разработчики Программы | - | министерство социального развития Оренбургской области; |
Исполнители Программы | - | министерство социального развития Оренбургской области; |
Основные цели Программы | - | повышение качества жизни детского населения области ; |
Основные задачи Программы | - | обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков; |
Важнейшие целевые | - | уровень младенческой смертности на 1000 родившихся живыми; |
Срок реализации Программы | - | 2011-2013 годы |
Объемы и источники | - | общий объем финансирования Программы -1 249 070,75 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные | - | проведение 670 операций экстракорпорального оплодотворения бесплодным парам и женщинам, не состоящим в браке, нуждающимся в применении вспомогательных репродуктивных технологий; |
Система организации | - | координацию деятельности государственных заказчиков и оперативный контроль обеспечивает государственный заказчик - координатор Программы – министерство социального развития Оренбургской области |
В Оренбургской области проживает более 307,2 тысячи семей, в которых воспитываются более 462,0 тысячи детей.
Охрана материнства и детства, повышение жизненного уровня детского населения, улучшение состояние его здоровья, повышение качества воспитания и образования являются важными приоритетами социальной политики, проводимой в Оренбургской области.
Областная целевая программа "Дети Оренбуржья" реализуется в области с 1997 года. Результаты ее выполнения создают реальные предпосылки положительной динамики основных направлений жизнеобеспечения детей.
В результате реализации комплекса мер как на федеральном, так и на региональном уровнях, демографическая ситуация в Оренбургской области характеризуется продолжающимся повышением рождаемости и снижением смертности населения: в 2009 году уровень рождаемости по сравнению с 2008 годом увеличился на 4,7 процента, уровень смертности уменьшился на 4,8 процента. Показатель младенческой смертности с 2005 года неуклонно снижается. В 2009 году по сравнению с 2008 годом показатель младенческой смертности снизился на 10,7 процента (с 8,4 до 7,5 на 1000 родившихся живыми).
Вместе с тем острота и масштаб наиболее важных проблем детства как в Российской Федерации в целом, так и в области продолжают оставаться значительными.
Важнейшими показателями, характеризующими здоровье населения, в том числе детского, являются показатели общей и первичной заболеваемости. Показатель общей заболеваемости детского населения по сравнению с 2000 годом в 2010 году увеличился на 39,0 процента (с 1670,8 до 2322,2), а показатель первичной заболеваемости - на 34,1 процента (с 1295,8 до 1737,0).
(Изменение:
Постановление Правительства Оренбургской области от 14.02.2012 N 130-пп НГР RU56000201200085)
В целом анализ показателей здоровья детского населения области свидетельствует о сохранении негативных тенденций. Отмечается рост потребности в специализированной и высокотехнологичной помощи. Вместе с тем онкологическая, нейрохирургическая, гинекологическая и другие виды медицинской помощи детям оказываются в стационарах взрослой сети, что является препятствием для успешного лечения детей и подростков.
(Изменение:
Постановление Правительства Оренбургской области от 14.02.2012 N 130-пп НГР RU56000201200085)
Строительство многопрофильной областной детской больницы с организацией на ее базе всех видов медицинской помощи позволит экономически выгодно реализовать программы внедрения высоких технологий. Экономический эффект будет связан не только со снижением затрат, связанных с направлением детей на лечение за пределы области, но и с концентрацией дорогостоящего оборудования на базе одного лечебного учреждения.
(Изменение:
Постановление Правительства Оренбургской области от 14.02.2012 N 130-пп НГР RU56000201200085)
Строительство нового здания областного перинатального центра на 170 коек на базе многопрофильного государственного учреждения здравоохранения "Оренбургская областная клиническая больница N 2" даст возможность организовать высококвалифицированную медицинскую помощь беременным женщинам и новорожденным детям и существенно удешевить проект за счет использования уже имеющихся в структуре учреждения клинико-диагностического отделения и административно-хозяйственного подразделения со вспомогательными службами. Кроме того, создаются условия для выхаживания детей с массой тела менее 500 граммов для перехода в дальнейшем на критерии, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения.
(Изменение:
Постановление Правительства Оренбургской области от 14.02.2012 N 130-пп НГР RU56000201200085)
Несмотря на системную работу последних лет по оснащению детских лечебных учреждений, родильных домов лечебно-диагностической аппаратурой, вопрос обеспечения необходимым современным профилактическим, диагностическим и лечебным оборудованием детских учреждений системы здравоохранения остается чрезвычайно актуальным. С 2012 года все субъекты Российской Федерации вступят в систему регистрации детей, рожденных с весом менее 1000 граммов. Как правило, это глубоко недоношенные дети, которые потребуют больших ресурсных затрат на их выхаживание, включая наличие в лечебно-профилактических учреждениях современного высокотехнологичного оборудования, дорогостоящих медикаментов, высококвалифицированных кадров.
Остается высоким показатель детской инвалидности, который к 2009 году составил 194,8 на 10000 детского населения. Первые места в структуре детской инвалидности продолжают занимать психические расстройства (29,8 процента), врожденные аномалии (20,1 процента), болезни нервной системы (19,0 процента), что свидетельствует о необходимости дополнительного оснащения специализированных больниц неврологического профиля, усиления работы медико-генетической службы по выявлению врожденных пороков развития плода.
В Оренбургской области, как и в целом по России, в структуре смертности детского населения старше 5 лет и подростков 15-17 лет злокачественные новообразования занимают одну из лидирующих позиций. В 2007 году на базе ГУЗ "Оренбургский областной клинический онкологический диспансер" был открыт детский онкологический центр. Выполнение всех позиций лечебного и диагностического процесса в соответствии с имеющимися стандартами требуют своевременного приобретения расходных материалов, обеспечения специальным оборудованием. Внедрение в практику здравоохранения высокотехнологичных методов диагностики и лечения детей и подростков, в том числе трансплантация гемопоэтических стволовых клеток, позволят улучшить результаты лечения.
Продолжается работа ГУЗ "Областной центр планирования семьи и репродукции" по выявлению семейных пар и женщин, не состоящих в браке, страдающих бесплодием. По сравнению с 2008 годом число женщин, состоящих на учете по бесплодию, увеличилось на 23,7 процента, мужчин - на 7,3 процента. Возможность применения вспомогательных репродуктивных технологий для таких пар является единственной возможностью иметь ребенка.
Наряду с причинами социально-экономического характера и факторами окружающей среды в ухудшении состояния здоровья детей и подростков немалую роль играет "школьный" фактор, то есть условия воспитания и обучения, не соответствующие требованиям нормального развития ребенка: переутомляемость, учебные перегрузки, несоответствие мебели санитарно-гигиеническим нормам и другие.
Кроме существенного укрепления материально-технической базы учреждений акушерско-гинекологической и педиатрической службы необходимо проведение системных мероприятий, направленных на создание в образовательных учреждениях безопасной и комфортной здоровьесберегающей среды.
В области ощущается острая нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования.
Состояние региональной системы дошкольного образования не позволяет в равной степени обеспечить подготовку всех детей дошкольного возраста к переходу на следующую ступень образования.
В связи с сокращением сети дошкольных образовательных учреждений и повышением рождаемости выросла очередность на устройство детей в детские сады городов и крупных населенных пунктов. В условиях повышения рождаемости и увеличения спроса на услуги учреждений системы дошкольного образования 30,45 процента детей не охвачены услугами дошкольного образования.
Высокая потребность в услугах детских образовательных учреждений (далее - ДОУ) отмечена в городах Оренбурге, Орске, Гае, Сорочинске. Наиболее напряженная ситуация сложилась в Оренбургском, Бузулукском, Абдулинском, Соль-Илецком районах.
В связи с создавшейся ситуацией в области принимаются меры по возвращению зданий бывших детских садов в систему дошкольного образования. Кроме того, осуществляются мероприятия, направленные на создание дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях.
За последнее десятилетие в области после строительства, реконструкции и возврата ранее перепрофилированных детских садов введены в эксплуатацию 25 дошкольных образовательных учреждений (2157 мест).
За счет рационального использования имеющихся площадей в действующих детских садах в 22 муниципальных образованиях дополнительно создано 47 групп, на базе 17 общеобразовательных учреждений приступили к функционированию 22 дошкольные группы.
Указанные меры по развитию системы дошкольного образования привели к определенным результатам. Анализ сетевых показателей дошкольного образования позволяет отметить:
сохранение устойчивой тенденции роста количества детей в дошкольных образовательных учреждениях (2001 г. - 65 тыс. детей; 2007 г.– 74 тыс. детей; 2011 г. – 79 тыс. детей);
увеличение числа детских садов впервые за последние 12 лет (2000 г. - 870 ДОУ, 2007 г. – 802 ДОУ, 2010 г. – 770 ДОУ; 2011 г. – 775 ДОУ).
Задача расширения сети учреждений дошкольного образования на ближайшие три года остается актуальной, так как:
развитие сети детских садов в Оренбургской области проходит неравномерно: наряду с благополучными в этом плане муниципальными образованиями есть территории со значительным дефицитом мест в дошкольных учреждениях;
в перспективе вывод определенной части зданий дошкольных учреждений из эксплуатации неизбежен ввиду естественного износа
(Изменение:
Постановление Правительства Оренбургской области от 14.02.2012 N 130-пп НГР RU56000201200085)
Ежегодно выявляются 1800-1900 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 64-70 процентов из которых передаются на воспитание в семьи, остальные поступают на содержание в государственные интернатные учреждения. Требуют дальнейшего развития семейные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, укрепление материальной базы детских домов и специализированных учреждений. Трудно решаются вопросы получения профессии и трудоустройства таких детей.
Не сокращается число малообеспеченных семей, семей с отрицательным психологическим климатом, неблагоприятной эмоциональной атмосферой (44,6 процента от числа семей с детьми). Эти семьи становятся главной причиной таких явлений, как социальное сиротство, беспризорность и безнадзорность, правонарушения несовершеннолетних, наркомания, токсикомания, алкоголизм, насилие по отношению к детям в семье и вне семьи, рост социально обусловленных заболеваний (туберкулез, ВИЧ-инфекция).
На решение вышеперечисленных проблем направлены мероприятия Программы.
Программно-целевой метод позволит повысить доступность специализированной высококвалифицированной медицинской помощи детям и подросткам:
(Изменение:
Постановление Правительства Оренбургской области от 14.02.2012 N 130-пп НГР RU56000201200085)
укрепить материально-техническую базу детских образовательных учреждений;
решить задачи защиты прав детей и их социальных гарантий;
повысить качество подготовки и результативность участия одаренных детей области в международных, всероссийских, межрегиональных мероприятиях;
снизить детскую и подростковую преступность, вовлечь детей, подростков и молодежь в социально полезную деятельность, увеличить обеспеченность специализированными круглосуточными койками для детей до среднероссийских показателей, снизить уровень детской инвалидности.
(Изменение: