Действующий

О стратегии социально-экономического развития Оренбургской области до 2030 года (с изменениями на 18 июля 2023 года)



8. Показатели достижения целей социально-экономического развития Оренбургской области, сценарии, сроки и этапы реализации Стратегии


В целях количественной оценки степени реализации социально-экономической политики Оренбургской области в приложении N 1 к Стратегии определены показатели достижения целей социально-экономического развития Оренбургской области для каждого направления социально-экономической политики.


Социально-экономическое развитие Оренбургской области до 2030 года будет происходить на фоне следующих глобальных процессов и тенденций.


Старение населения в развитых странах при опережающем росте численности населения в развивающихся странах и завершении демографического перехода в странах Центральной Азии. Тенденция старения населения будет также характерна как для России в целом, так и для Оренбургской области в частности. Завершение демографического перехода в странах Центральной Азии будет выражаться в виде тенденций к снижению интенсивности миграционного потока через область в стратегической перспективе.


Продолжение индустриализации Китая и Индии и закрепление за Азиатско-Тихоокеанским регионом роли одного из главных "локомотивов" мирового экономического роста. В настоящее время Китай уже вовлек в сферу экономического влияния большинство стран Юго-Восточной Азии, укрепляются экономические связи с приграничными странами Центрально-Азиатского региона. Интенсивная торговля с Китаем таких стран, как Республика Казахстан, Киргизия, Таджикистан, существенно смягчила в них последствия мирового экономического кризиса. Однако в будущем Россия (в том числе и посредством реализации проектов в Оренбургской области) может стать ключевым "противовесом" Китаю и партнером для стран Центральной Азии, необходимым для снижения их экономической зависимости от Китая, что предопределяет благоприятную конъюнктуру для сотрудничества с ними.


Постепенное снижение ценности углеводородного сырья с точки зрения обеспечения энергетической безопасности в мире в целом; снижение спроса на российские углеводороды на западном направлении экспорта в связи с политикой импортеров по повышению энергетической безопасности, в том числе с вовлечением возобновляемых источников энергии. Эта тенденция в совокупности с уменьшением объемов добычи углеводородов в области приведет к снижению "нефтяных" и "газовых" доходов бюджета региона, сформирует дополнительные предпосылки для реструктуризации экономики.


Негативная глобальная динамика природной среды и обострение связанных с этих рисков: обострение дефицита пресной воды, изменение агроклиматических условий жизни и хозяйственной деятельности темпами, превышающими адаптационные возможности экономики. Основная проблема для Оренбургской области - опустынивание южных территорий и существенное сокращение объемов стока в бассейне реки Урал. Для предотвращения негативных последствий необходимы совершенствование системы мониторинга динамики состояния природной среды и активное сотрудничество с Республиками Башкортостан, Казахстан в решении водохозяйственных задач в бассейне реки Урал и смежных бассейнах.


Усугубление продовольственной проблемы в мире; рост спроса на продукцию АПК России на новых рынках в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Рост спроса на экологически чистую продукцию создаст благоприятные условия для формирования экспортного сегмента пищевой промышленности, связанного с переработкой продукции животноводства и растениеводства Оренбургской области, которые необходимо поддерживать посредством реализации активной региональной маркетинговой политики.


Дальнейшее распространение в мире универсальных стандартов и подходов к ведению бизнеса на фоне повышения значимости локальных культурных различий. В Оренбургской области имеются исторические и географические предпосылки, а также накопленный за последние годы опыт для формирования центра межкультурной коммуникации. В регионе возможно применение наиболее актуальных социальных практик, используемых в различных культурах для достижения поставленных стратегических целей и задач.


Приведенные выше глобальные тенденции и процессы являются внешними рамочными условиями для развития Оренбургской области. Прямое воздействие на траекторию развития региона будут оказывать макроэкономические, внутриполитические и внешнеполитические сценарные условия, которые влияют на достижение целевых индикаторов качества жизни и развития экономики Оренбуржья. Вместе с тем развитие региона на определенных этапах возможно в соответствии с промежуточными сценариями, что предполагает опережающее реагирование органов государственной власти Оренбургской области на вероятные риски.


Учитывая особенности социально-экономической сферы Оренбургской области, перспективы реализации крупнейших инвестиционных проектов, ситуацию на российском и мировом рынках товаров и услуг, можно выделить следующие наиболее вероятные сценарии ее развития.


Инерционный сценарий социально-экономического развития Оренбургской области предполагает замедление изменений основных макроэкономических параметров развития региона. Внешние макроэкономические тенденции оказывают значительное влияние на формирование внутрирегиональной социальной и экономической политики. Это ведет к тому, что потенциал и ресурсы развития региона будут направлены на нивелирование негативных внешних эффектов. Этот сценарий реализуется в условиях высокой степени ресурсных ограничений. Развитие региона осуществляется только в рамках реализации мер Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также при выполнении минимальных социальных обязательств. Ресурсный дефицит преодолевается низкими темпами, и, как следствие, ожидаемые структурные сдвиги в региональной экономике происходят медленно.


Согласно данному сценарию экономика Оренбургской области сохранит свою структуру, основой которой являются отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых и нефтепереработкой. Существенным ограничением развития региона в этом случае является замедление темпов потребления природных ресурсов в мире, что приведет к снижению спроса и, соответственно, изменению цен на российские энергоносители и будет сопровождаться ослаблением рубля по отношению к мировым валютам. В случае реализации данного сценария крупные компании топливно-энергетического комплекса не будут рассматривать Оренбургскую область как приоритетный для инвестирования регион и направлять ресурсы, которые потенциально могли бы быть локализованы в Оренбуржье, в другие зоны с более масштабными активами.


Для сельского хозяйства характерен экстенсивный путь развития с использованием традиционных технологий как в растениеводстве, так и в животноводческом секторе. При реализации инерционного сценария наблюдаются снижение рентабельности, инвестиционной привлекательности и существенное замедление темпов роста сельского хозяйства, потеря высококвалифицированных кадров.


Условия формирования и развития человеческого потенциала региона сохранятся на низком уровне. Социальная инфраструктура претерпит незначительные преобразования, что не обеспечит полного удовлетворения потребностей населения в медицинских, образовательных, культурно-познавательных и других услугах социальной сферы. Сохранение демографических тенденций ведет к сокращению численности населения региона как естественным путем (отрицательный коэффициент рождаемости), так и с возрастанием миграционного оттока.