Текущая ситуация: географическая конфигурация территории и система расселения Оренбургской области предъявляют особые требования к транспортной инфраструктуре.
В области плотность железных дорог общего пользования составляет 13,3 км/тыс. кв. километров, что в 3,4 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации, более 1454 километров магистральных линий, проходят участки двух железных дорог - Южно-Уральской и Куйбышевской, кроме того, проходят участки железной дороги акционерного общества "Национальная компания "Казакстан темир жолы". По показателям погрузки и грузооборота железнодорожный транспорт Оренбуржья занимает одно из ведущих мест в ПФО, а среди региональных структур России входит в десятку крупнейших. Доля грузов, перевезенных железнодорожным транспортом, в общем объеме грузоперевозок по области составляет около 70 процентов, а грузооборота - 95 процентов.
Проблемы:
недостаточное использование транзитного потенциала, создаваемого географическим расположением Оренбургской области;
несоответствие существующего уровня развития транспортной инфраструктуры потребностям экономики и населения, наличие инфраструктурных ограничений на опорной транспортной сети, низкая транспортная связанность территории региона;
неудовлетворительное состояние аэропортового комплекса города Оренбурга, не позволяющее полноценно развивать авиационное направление;
недостаточная пропускная способность железнодорожной инфраструктуры, ее несоответствие перспективным грузо- и пассажиропотокам;
усиление в транспортной отрасли дефицита квалифицированных профессиональных кадров.
Тенденции:
развитие международных транспортных коридоров "Запад - Восток", "Север - Юг" и "Европа - Западный Китай";
повышение уровня экономической связанности территорий Российской Федерации;
ликвидация инфраструктурных ограничений федерального значения и повышение доступности и качества магистральной транспортной инфраструктуры;
развитие контейнерных перевозок.
Цель - формирование современного транспортно-логистического комплекса, обеспечивающего развитие внутри- и межрегиональных, а также межгосударственных хозяйственных связей.