ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2010 года N 370-пп
Об утверждении областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы"
(Изменение:
Постановление Правительства Оренбургской области от 20.08.2010 N 556-пп, НГР RU56000201000398;
Постановление Правительства Оренбургской области от 08.04.2011 N 214-пп, НГР RU56000201100175;
Постановление Правительства Оренбургской области от 01.08.2011 N 676-пп НГР RU56000201100561;
Постановление Правительства Оренбургской области от 01.12.2011 N 1176-пп НГР RU56000201100989;
Постановление Правительства Оренбургской области от 02.03.2012 N 178-пп, НГР RU56000201200114;
Постановление Правительства Оренбургской области от 17.08.2012 N 668-п НГР RU56000201200455;
Постановление Правительства Оренбургской области от 17.12.2012 N 1062-пп НГР RU56000201200948;
Постановление Правительства Оренбургской области от 27.06.2013 N 527-пп НГР RU56000201300768;
Постановление Правительства Оренбургской области от 05.11.2013 N 938-пп НГР RU56000201301208;
Постановление Правительства Оренбургской области от 10.12.2013 N 1151-пп НГР RU56000201301354;
Утратило силу. Постановление Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 N 737-пп НГР RU56000201301022)
В целях осуществления государственной поддержки молодых семей, проживающих на территории Оренбургской области, в улучшении жилищных условий Правительство Оренбургской области постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы" согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на директора департамента молодежной политики Оренбургской области Останину И.М. (Изменение: Постановление Правительства Оренбургской области от 17.12.2012 N 1062-пп НГР RU56000201200948)
3. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Председатель Правительства С.И.Грачев
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ"
Наименование | - | областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы" |
Основание для разработки Программы | - | распоряжение Губернатора Оренбургской области от 09.11.2009 N 407-р |
Государственный заказчик Программы | - | департамент молодежной политики Оренбургской области (Изменение: Постановление Правительства Оренбургской области от 17.12.2012 N 1062-пп НГР RU 56000201200948) |
Основной разработчик Программы | - | департамент молодежной политики Оренбургской области (Изменение: Постановление Правительства Оренбургской области от 17.12.2012 N 1062-пп НГР RU 56000201200948) |
Исполнители | - | департамент молодежной политики Оренбургской области, органы местного самоуправления, предприятия, финансово-кредитные учреждения и другие организации, привлекаемые для реализации Программы в установленном действующим законодательством порядке (Изменение: Постановление Правительства Оренбургской области от 17.12.2012 N 1062-пп НГР RU 56000201200948) |
Цель и задачи | - | государственная поддержка молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, в решении жилищной проблемы в целях улучшения демографической ситуации в Оренбургской области; |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | количе ство молодых семей, улучшивших жилищные условия (за весь срок реализации Программы не менее 9200 молодых семей, в том числе: |
Срок реализации | - | 2011-2015 годы |
Объемы и источники финансирования | - | общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета - |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономичес-кой эффективности | - | повышение уровня обеспеченности жильем молодых семей, улучшение жилищных условий не менее 9200 молодых семей; |
Организация управления и система контроля за исполнением Программы | - | государственный заказчик Программы осуществляет общее руководство и контроль за ее реализацией; |
Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики Правительства Оренбургской области.
Оказание помощи молодым семьям в приобретении жилья осуществлялось в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года N 638, и областной программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 годы", утвержденной Законом Оренбургской области от 28 февраля 2003 года N 63/3-III-ОЗ.
Основным результатом реализации вышеуказанных подпрограммы и Программы стало создание в 2003-2010 годах системы государственной поддержки молодых семей при решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Оренбургской области. Из 980 многодетных молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 году, 328 родили детей в 2009 году. Более 3260 молодым семьям оказана государственная поддержка при решении жилищной проблемы на общую сумму 1 875,2 млн. рублей за счет бюджетных средств различных уровней, в том числе 1 236,0 млн. рублей - средства областного бюджета. С учетом планируемых показателей реализации Программы в 2010 году общее количество молодых семей, получивших государственную поддержку, возрастет до 4330, а средства областного бюджета – до 1 846,0 млн. рублей.
С целью оказания адресной помощи молодым семьям, участвующим в реализации Программы, осуществлялось предоставление из областного бюджета социальных выплат в случае рождения (усыновления) ребенка.
При реализации Программы в 2003-2010 годах были осуществлены разработка и формирование правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
С целью стимулирования строительства жилья с 2008 года размер социальной выплаты для молодых семей, направляющих средства на строительство жилья, увеличен с 40 до 60 процентов от расчетной стоимости жилья. Отработан механизм использования социальных выплат на приобретение строящихся квартир в многоквартирных домах на основании договора долевого участия в строительстве за счет средств областного и местного бюджетов. В результате в 2008 году более 23 процентов, а в 2009 году более 25 процентов молодых семей, получивших свидетельства, использовали социальные выплаты на строительство жилья (в 2006-2007 годах – около 7,6 процента).
Наименее защищенными в социальном плане являются многодетные семьи, в связи с чем им предоставлено приоритетное право на получение социальной выплаты на приобретение жилья. В 2008 году из 822 молодых семей, получивших свидетельства, 205 - многодетные семьи. В 2009 году из 947 молодых семей, получивших свидетельства, 631 – многодетные семьи.
С 2008 года для многодетных молодых семей увеличен размер социальной выплаты с 40 до 50 процентов от расчетной стоимости жилья. Если в 2006-2007 годах около 9 процентов многодетных семей из получивших свидетельства не смогли реализовать право на получение социальной выплаты в период действия свидетельства, в том числе по причине отсутствия дополнительных собственных средств, то в 2008 году – только 2 семьи из 205.
Дополнительные меры по совершенствованию Программы, принятые в 2008 году, позволили сократить количество молодых семей, которые не смогли реализовать свое право на получение социальной выплаты в период действия свидетельства, с 9,8 процента от получивших свидетельства в 2006-2007 годах до 2,1 процента от получивших свидетельства в 2008 году.
Возрастающее доверие к Программе подтверждает увеличение с каждым годом числа молодых семей, поставленных на учет в качестве участниц Программы.
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Количество молодых семей, состоящих на учете в качестве участниц Программы, по состоянию на 1 января | 2238 | 4615 | 5375 | 14050 | 19970 |
Анализ результатов реализации Программы выявил необходимость ее корректировки в части совершенствования механизма осуществления государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий.
Актуальность проблемы улучшения жилищных условий молодых семей определяется низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов, в особенности для молодых многодетных семей. Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без государственной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, следовательно, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же молодые семьи еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в Оренбургской области, позволит сформировать экономически активный слой населения.
Проблема может получить разрешение лишь на основе гарантированных долгосрочных механизмов адресной социальной поддержки молодых семей в сочетании с рыночным механизмом ипотечного кредитования.
Основной целью Программы является государственная поддержка молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, в решении их жилищной проблемы в целях улучшения демографической ситуации в Оренбургской области.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
расширение правовых, финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки в приобретении жилья молодыми семьями, нуждающимися в улучшении жилищных условий;
предоставление молодым семьям - участницам Программы за счет средств федерального, областного и местных бюджетов социальных выплат на приобретение жилого помещения и на погашение задолженности, связанной с приобретением жилья, в случае рождения (усыновления) ребенка.
Основными принципами участия молодых семей в Программе являются:
добровольность для молодых семей;
нуждаемость молодых семей в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
молодые семьи могут реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального, областного и местных бюджетов при улучшении жилищных условий в рамках Программы только один раз.
Срок реализации Программы - 2011–2015 годы.
Целевые индикаторы Программы:
количество молодых семей, улучшивших жилищные условия;
доля оплаченных свидетельств на приобретение жилого помещения в общем количестве свидетельств на приобретение жилья, выданных молодым семьям.
Реализация мероприятий Программы осуществляется по следующим основным направлениям:
нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации Программы;
финансовое обеспечение реализации Программы;
организационное обеспечение реализации Программы.
Мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы включают в себя разработку правовых актов, связанных с механизмом реализации мероприятий Программы. План подготовки и принятия необходимых правовых актов представлен в приложении N 3 к Программе.
Основными мероприятиями по финансовому обеспечению реализации Программы являются:
предоставление субсидий местным бюджетам из областного бюджета, в том числе за счет средств, поступающих в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством из федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по предоставлению молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилья;
предоставление социальной выплаты на погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка при решении молодыми семьями жилищных проблем (приложение N 2 к Программе);
предоставление социальной выплаты при получении кредита для приобретения жилья (приложение N 2 к настоящей Программе); (Изменение: Постановление Правительства Оренбургской области от 20.08.2010 N 556-пп, НГР RU56000201000398; Постановление Правительства Оренбургской области от 08.04.2011 N 214-пп, НГР RU56000201100175)
подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проектов областного бюджета на соответствующий год.
На областном уровне организационные мероприятия предусматривают:
сбор данных о молодых семьях - участницах Программы от муниципальных образований;
отбор муниципальных образований для участия в Программе;
распределение средств областного бюджета (включая средства, поступающие в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством из федерального бюджета) между муниципальными образованиями;
заключение государственным заказчиком Программы с федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти муниципальных образований соглашений по реализации Программы;
предоставление социальной выплаты на погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка и социальной выплаты при получении кредита для приобретения жилья; (Изменение: Постановление Правительства Оренбургской области от 20.08.2010 N 556-пп, НГР RU56000201000398; Постановление Правительства Оренбургской области от 08.04.2011 N 214-пп, НГР RU56000201100175)
отбор уполномоченных организаций, осуществляющих оказание услуг для молодых семей - участниц Программы по приобретению жилого помещения экономического класса на первичном рынке жилья;
утверждение порядка отбора уполномоченных организаций;
(Изменения: Постановление Правительства Оренбургской области от 17.08.2012 N 668-п НГР RU56000201200455)
отбор банков на конкурсной основе согласно действующему законодательству для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат молодым семьям;
установление предельной средней расчетной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальным образованиям;
осуществление контроля за реализацией Программы на региональном и муниципальном уровнях в пределах своих полномочий;
организация работы, направленной на освещение цели и задач Программы в областных средствах массовой информации;