Недействующий

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 8 февраля 2010 года N 60-п

Об утверждении методических рекомендаций
по организации и осуществлению розничной
торговли продовольственными товарами
на территории Оренбургской области

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Оренбургской области от 15.05.2014 N 305-п, вступившего в силу после официального опубликования (опубликовано в "Оренбуржье" - 29.05.2014).
____________________________________________________________________


В целях создания благоприятных условий, повышения качества и культуры торгового обслуживания населения области:

1. Утвердить методические рекомендации по организации и осуществлению розничной торговли продовольственными товарами на территории Оренбургской области (далее - методические рекомендации) согласно приложению.

2. Рекомендовать:

2.1. Главам городских округов и муниципальных районов области довести настоящие методические рекомендации до сведения руководителей торговых предприятий.

2.2. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям использовать методические рекомендации при организации и осуществлении розничной торговли продовольственными товарами.

3. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.


Председатель Правительства
       С.И.Грачев



     Приложение
     к постановлению
     Правительства области
     от 08.02.2010
     № 60-п

     

Методические рекомендации
по организации и осуществлению розничной торговли
продовольственными товарами на территории Оренбургской области

    
I. Общие положения


1. Методические рекомендации по организации и осуществлению розничной торговли продовольственными товарами на территории Оренбургской области (далее - методические рекомендации) разработаны для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере розничной торговли, в целях обеспечения качества торгового обслуживания населения.

2. Методические рекомендации содержат основные положения нормативных правовых актов Российской Федерации и Оренбургской области в сфере розничной торговли.

3. Перечень нормативных правовых актов Российской Федерации и Оренбургской области, на основании которых разработаны методические рекомендации, приведен в приложении к настоящим методическим рекомендациям.

II. Основные понятия


4. В методических рекомендациях применяются следующие основные понятия:

торговая деятельность (торговля) - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров;

розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

субъекты торговли - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю и зарегистрированные в установленном порядке;

предприятие розничной торговли (далее - предприятие) - торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования;

услуга розничной торговли - результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товаров по договору купли-продажи;

торговое обслуживание - деятельность продавца при непосредственном взаимодействии с покупателем, направленная на удовлетворение потребностей покупателя в процессе приобретения товара и/или услуги;

качество торгового обслуживания - совокупность характеристик процесса и условий процесса торгового обслуживания, определяемых профессионализмом и этикой обслуживающего персонала;

культура торгового обслуживания - совокупность характеристик и условий торгового обслуживания покупателей;

продавец - организация или  индивидуальный предприниматель, реализующие товары и оказывающие услуги покупателю по договору купли-продажи;

покупатель - юридические или физические лица, использующие, приобретающие, заказывающие либо имеющие намерение приобрести или заказать товары;

ассортимент товаров - набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков;

обслуживающий персонал - работники торгового предприятия, непосредственно участвующие в торговом обслуживании граждан.

III. Общие требования

5. На предприятии должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья покупателей, сохранность их имущества и выполняться следующие требования:

санитарно-гигиенические;

противопожарной безопасности;

электро- и взрывобезопасности;

экологической безопасности.

6. Предприятие должно иметь:

удобные подъездные пути и пешеходные дорожки ко входу;

вывеску с указанием фирменного наименования организации, ее местонахождения (юридический адрес) и режима работы.

7. На предприятии должна быть предоставлена в удобном для ознакомления покупателя информация о государственной регистрации продавца и  наименовании  зарегистрировавшего его органа. Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также выдавшем ее органе.

8. Предприятие должно быть оснащено необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающим в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации, надлежащие условия торговли и возможность правильного выбора покупателями товаров.

9. Перевозка пищевых продуктов осуществляется специально предназначенным или специально оборудованным транспортом, имеющим оформленный в установленном порядке санитарный паспорт.

IV. Требования к размещению предприятия и
обеспечению безопасности услуг розничной торговли

10. При осуществлении торговой деятельности на предприятии должно обеспечиваться соблюдение санитарно-эпидемиологических правил, правил пожарной безопасности и межотраслевых правил по охране труда в розничной торговле.

11. Предприятия могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам и зданиям иного назначения помещениях, а также на территории промышленных и иных объектов для обслуживания их работников. Размещение предприятий в жилых домах и зданиях иного назначения осуществляется в соответствии со СНиПами «Общественные здания и сооружения» и «Жилые здания». Загрузку продуктов следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений.

12. Деятельность предприятий не должна ухудшать условия проживания, отдыха, лечения, труда людей в жилых зданиях и зданиях иного назначения. При размещении предприятий торговли в зоне промышленных предприятий и иных объектов они не должны оказывать вредного влияния на организацию торговли.

13. В помещениях, расположенных во встроенных, встроенно-пристроенных к жилым зданиям и зданиям иного назначения, не допускается размещать специализированные рыбные и овощные магазины, а также магазины площадью более 1000 кв. метров.

14. Не допускается размещение стационарных предприятий мелкорозничной торговли напитками в розлив в неканализованных местах и без наличия водопровода.

Нестационарная торговая сеть размещается в местах, оборудованных туалетами.

15. Размещение предприятия осуществляется на основании правоустанавливающих документов (договоров купли-продажи, аренды и другое).

16. Ассортимент реализуемых на предприятии продовольственного сырья и пищевых продуктов должен соответствовать виду и типу организации торговли. Планировка и технические возможности предприятия должны соответствовать государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам для обеспечения требуемых условий приема, хранения, переработки и реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, соблюдения правил личной гигиены работниками.

17. Предприятие оборудуется туалетом и раковиной для мытья рук персонала. Предприятие торговой площадью более 1000 кв. метров оборудуется туалетом для посетителей. Туалеты для персонала и посетителей должны быть раздельными.

18. На предприятии создаются необходимые условия для соблюдения персоналом правил личной гигиены (наличие мыла, полотенец, туалетной бумаги и другое).

19. Территория предприятия торговли и территория, примыкающая к нему по периметру, благоустраиваются и содержатся в чистоте. При размещении предприятия торговли в отдельно стоящем здании рекомендуется предусматривать со стороны проезжей части автодорог площадку для временной парковки транспорта персонала и посетителей, исключая дворы жилых домов.

20. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов должны располагаться на расстоянии не менее 25 метров от предприятия. Контейнеры и мусоросборники очищаются при заполнении не более чем на 2/3 их объема, но не реже 1 раза в сутки. В теплое время года они подвергаются дезинфекции с применением средств, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы. Вывоз контейнеров и мусоросборников осуществляется специальным транспортом, использование которого для перевозки продовольственного сырья и пищевых продуктов не допускается.

21. Руководители организаций или индивидуальные предприниматели назначают лиц, которые должны выполнять соответствующие правила пожарной безопасности либо обеспечивать их соблюдение.

22. Во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

23. На каждом предприятии распорядительным документом должен быть установлен противопожарный режим, в том числе:

определены и оборудованы места для курения;

определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;

регламентированы:

порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;

порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;

действия работников при обнаружении пожара;

определены порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.

24. В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

25. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей в случае пожара должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных в эвакуации работников.

26. Для объектов с ночным пребыванием людей в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время.  

   27. В торговых предприятиях запрещается:

проводить огневые работы во время нахождения покупателей в торговых залах;

при размещении торговых предприятий в зданиях иного назначения хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, в том числе баллоны с газом, лакокрасочные изделия, растворители, товары в аэрозольной упаковке, пиротехнические и другие взрывоопасные изделия;

устанавливать в торговых залах баллоны с горючим газом для наполнения воздушных шаров и других целей;

размещать отделы, секции по продаже пожароопасных товаров ближе 4 метров от выходов, лестничных клеток и других путей эвакуации;

размещать торговые аппараты и осуществлять продажу товаров на площадках лестничных клеток, в тамбурах и других путях эвакуации;

хранить более 15000 аэрозольных упаковок.

28. При проведении распродаж, рекламных акций и других мероприятий с массовым пребыванием людей руководитель должен принять дополнительные меры по обеспечению их безопасности (ограничить доступ посетителей, выставить дополнительных дежурных).

29. Торговое оборудование должно располагаться с учетом обеспечения свободных проходов шириной не менее 2 метров вдоль торговых рядов к эвакуационным выходам. Через каждые 30 метров торгового ряда должны быть поперечные проходы шириной не менее 1,4 метра.

30. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 года № 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся на предприятии рабочие места.

31. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает в себя гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

При аттестации рабочих мест по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы (физические, химические и биологические факторы), уровень  тяжести и (или) напряженности труда. Уровни вредных и (или) опасных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений.

32. Организация и состояние рабочих мест должны обеспечивать безопасное передвижение работника и транспортных средств, удобные и безопасные действия с товарами и тарой, техническое обслуживание, ремонт и уборку производственного оборудования.

33. Каждое рабочее место должно быть размещено по ходу торгово-технологического процесса и исключать возможность встречных потоков при движении товара, тары, отходов.

34. На рабочих местах продавцов продовольственных товаров должна находиться специально промаркированная тара.

Для фасовки сыпучих товаров необходимо использовать специальные столы и лари.

35. Все помещения, оборудование, инвентарь, посуда должны содержаться в чистоте. По окончании работы проводятся влажная уборка и мытье торгового инвентаря с применением моющих средств.

36. Режим мытья торгового инвентаря состоит из следующих этапов:

механическое удаление остатков пищевых продуктов;

мытье инвентаря щеткой с добавлением моющих средств при температуре воды 45-50(0) С;

ополаскивание инвентаря горячей проточной водой с температурой не ниже 65(0) С.

V. Требования к приемке и хранению


37. На предприятии для хранения принимаются пищевые продукты и продовольственное сырье, соответствующие требованиям нормативной и технической документации и имеющие документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность для здоровья человека.

38. Пищевые продукты принимаются в чистой, сухой, без постороннего запаха и нарушений целостности таре и упаковке. Перекладывание пищевых продуктов из тары поставщика в более мелкую тару не допускается.

Не подлежат приемке товары с истекшими сроками годности, хранения, реализации, не соответствующие требованиям к качеству и стандартам.

39. Количество принимаемых скоропортящихся, замороженных и особо скоропортящихся пищевых продуктов должно соответствовать объему работающего холодильного оборудования. Хранение и реализация  скоропортящихся продуктов, за исключением продукции, требующей более жестких режимов хранения, осуществляются при температуре не выше +6(0 )С.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»