ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 8 февраля 2010 года N 60-п
Об утверждении методических рекомендаций
по организации и осуществлению розничной
торговли продовольственными товарами
на территории Оренбургской области
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Оренбургской области от 15.05.2014 N 305-п, вступившего в силу после официального опубликования (опубликовано в "Оренбуржье" - 29.05.2014).
____________________________________________________________________
В целях создания благоприятных условий, повышения качества и культуры торгового обслуживания населения области:
1. Утвердить методические рекомендации по организации и осуществлению розничной торговли продовольственными товарами на территории Оренбургской области (далее - методические рекомендации) согласно приложению.
2. Рекомендовать:
2.1. Главам городских округов и муниципальных районов области довести настоящие методические рекомендации до сведения руководителей торговых предприятий.
2.2. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям использовать методические рекомендации при организации и осуществлении розничной торговли продовольственными товарами.
3. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Методические рекомендации
по организации и осуществлению розничной торговли
продовольственными товарами на территории Оренбургской области
I. Общие положения
1. Методические рекомендации по организации и осуществлению розничной торговли продовольственными товарами на территории Оренбургской области (далее - методические рекомендации) разработаны для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере розничной торговли, в целях обеспечения качества торгового обслуживания населения.
2. Методические рекомендации содержат основные положения нормативных правовых актов Российской Федерации и Оренбургской области в сфере розничной торговли.
3. Перечень нормативных правовых актов Российской Федерации и Оренбургской области, на основании которых разработаны методические рекомендации, приведен в приложении к настоящим методическим рекомендациям.
II. Основные понятия
4. В методических рекомендациях применяются следующие основные понятия:
торговая деятельность (торговля) - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров;
розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
субъекты торговли - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю и зарегистрированные в установленном порядке;
предприятие розничной торговли (далее - предприятие) - торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования;
услуга розничной торговли - результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товаров по договору купли-продажи;
торговое обслуживание - деятельность продавца при непосредственном взаимодействии с покупателем, направленная на удовлетворение потребностей покупателя в процессе приобретения товара и/или услуги;
качество торгового обслуживания - совокупность характеристик процесса и условий процесса торгового обслуживания, определяемых профессионализмом и этикой обслуживающего персонала;
культура торгового обслуживания - совокупность характеристик и условий торгового обслуживания покупателей;
продавец - организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары и оказывающие услуги покупателю по договору купли-продажи;
покупатель - юридические или физические лица, использующие, приобретающие, заказывающие либо имеющие намерение приобрести или заказать товары;
ассортимент товаров - набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков;
обслуживающий персонал - работники торгового предприятия, непосредственно участвующие в торговом обслуживании граждан.
III. Общие требования
5. На предприятии должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья покупателей, сохранность их имущества и выполняться следующие требования:
санитарно-гигиенические;
противопожарной безопасности;
электро- и взрывобезопасности;
экологической безопасности.
6. Предприятие должно иметь:
удобные подъездные пути и пешеходные дорожки ко входу;
вывеску с указанием фирменного наименования организации, ее местонахождения (юридический адрес) и режима работы.
7. На предприятии должна быть предоставлена в удобном для ознакомления покупателя информация о государственной регистрации продавца и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также выдавшем ее органе.
8. Предприятие должно быть оснащено необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающим в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации, надлежащие условия торговли и возможность правильного выбора покупателями товаров.
9. Перевозка пищевых продуктов осуществляется специально предназначенным или специально оборудованным транспортом, имеющим оформленный в установленном порядке санитарный паспорт.
IV. Требования к размещению предприятия и
обеспечению безопасности услуг розничной торговли
10. При осуществлении торговой деятельности на предприятии должно обеспечиваться соблюдение санитарно-эпидемиологических правил, правил пожарной безопасности и межотраслевых правил по охране труда в розничной торговле.
11. Предприятия могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам и зданиям иного назначения помещениях, а также на территории промышленных и иных объектов для обслуживания их работников. Размещение предприятий в жилых домах и зданиях иного назначения осуществляется в соответствии со СНиПами «Общественные здания и сооружения» и «Жилые здания». Загрузку продуктов следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений.
12. Деятельность предприятий не должна ухудшать условия проживания, отдыха, лечения, труда людей в жилых зданиях и зданиях иного назначения. При размещении предприятий торговли в зоне промышленных предприятий и иных объектов они не должны оказывать вредного влияния на организацию торговли.
13. В помещениях, расположенных во встроенных, встроенно-пристроенных к жилым зданиям и зданиям иного назначения, не допускается размещать специализированные рыбные и овощные магазины, а также магазины площадью более 1000 кв. метров.
14. Не допускается размещение стационарных предприятий мелкорозничной торговли напитками в розлив в неканализованных местах и без наличия водопровода.
Нестационарная торговая сеть размещается в местах, оборудованных туалетами.
15. Размещение предприятия осуществляется на основании правоустанавливающих документов (договоров купли-продажи, аренды и другое).
16. Ассортимент реализуемых на предприятии продовольственного сырья и пищевых продуктов должен соответствовать виду и типу организации торговли. Планировка и технические возможности предприятия должны соответствовать государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам для обеспечения требуемых условий приема, хранения, переработки и реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, соблюдения правил личной гигиены работниками.
17. Предприятие оборудуется туалетом и раковиной для мытья рук персонала. Предприятие торговой площадью более 1000 кв. метров оборудуется туалетом для посетителей. Туалеты для персонала и посетителей должны быть раздельными.
18. На предприятии создаются необходимые условия для соблюдения персоналом правил личной гигиены (наличие мыла, полотенец, туалетной бумаги и другое).
19. Территория предприятия торговли и территория, примыкающая к нему по периметру, благоустраиваются и содержатся в чистоте. При размещении предприятия торговли в отдельно стоящем здании рекомендуется предусматривать со стороны проезжей части автодорог площадку для временной парковки транспорта персонала и посетителей, исключая дворы жилых домов.
20. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов должны располагаться на расстоянии не менее 25 метров от предприятия. Контейнеры и мусоросборники очищаются при заполнении не более чем на 2/3 их объема, но не реже 1 раза в сутки. В теплое время года они подвергаются дезинфекции с применением средств, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы. Вывоз контейнеров и мусоросборников осуществляется специальным транспортом, использование которого для перевозки продовольственного сырья и пищевых продуктов не допускается.
21. Руководители организаций или индивидуальные предприниматели назначают лиц, которые должны выполнять соответствующие правила пожарной безопасности либо обеспечивать их соблюдение.
22. Во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.
23. На каждом предприятии распорядительным документом должен быть установлен противопожарный режим, в том числе:
определены и оборудованы места для курения;
определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;
регламентированы:
порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;
порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;
действия работников при обнаружении пожара;
определены порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.
24. В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
25. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей в случае пожара должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных в эвакуации работников.
26. Для объектов с ночным пребыванием людей в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время.
27. В торговых предприятиях запрещается:
проводить огневые работы во время нахождения покупателей в торговых залах;
при размещении торговых предприятий в зданиях иного назначения хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, в том числе баллоны с газом, лакокрасочные изделия, растворители, товары в аэрозольной упаковке, пиротехнические и другие взрывоопасные изделия;
устанавливать в торговых залах баллоны с горючим газом для наполнения воздушных шаров и других целей;
размещать отделы, секции по продаже пожароопасных товаров ближе 4 метров от выходов, лестничных клеток и других путей эвакуации;
размещать торговые аппараты и осуществлять продажу товаров на площадках лестничных клеток, в тамбурах и других путях эвакуации;
хранить более 15000 аэрозольных упаковок.
28. При проведении распродаж, рекламных акций и других мероприятий с массовым пребыванием людей руководитель должен принять дополнительные меры по обеспечению их безопасности (ограничить доступ посетителей, выставить дополнительных дежурных).
29. Торговое оборудование должно располагаться с учетом обеспечения свободных проходов шириной не менее 2 метров вдоль торговых рядов к эвакуационным выходам. Через каждые 30 метров торгового ряда должны быть поперечные проходы шириной не менее 1,4 метра.
30. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 года № 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся на предприятии рабочие места.
31. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает в себя гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
При аттестации рабочих мест по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы (физические, химические и биологические факторы), уровень тяжести и (или) напряженности труда. Уровни вредных и (или) опасных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений.
32. Организация и состояние рабочих мест должны обеспечивать безопасное передвижение работника и транспортных средств, удобные и безопасные действия с товарами и тарой, техническое обслуживание, ремонт и уборку производственного оборудования.
33. Каждое рабочее место должно быть размещено по ходу торгово-технологического процесса и исключать возможность встречных потоков при движении товара, тары, отходов.
34. На рабочих местах продавцов продовольственных товаров должна находиться специально промаркированная тара.
Для фасовки сыпучих товаров необходимо использовать специальные столы и лари.
35. Все помещения, оборудование, инвентарь, посуда должны содержаться в чистоте. По окончании работы проводятся влажная уборка и мытье торгового инвентаря с применением моющих средств.
36. Режим мытья торгового инвентаря состоит из следующих этапов:
механическое удаление остатков пищевых продуктов;
мытье инвентаря щеткой с добавлением моющих средств при температуре воды 45-50(0) С;
ополаскивание инвентаря горячей проточной водой с температурой не ниже 65(0) С.
V. Требования к приемке и хранению
37. На предприятии для хранения принимаются пищевые продукты и продовольственное сырье, соответствующие требованиям нормативной и технической документации и имеющие документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность для здоровья человека.
38. Пищевые продукты принимаются в чистой, сухой, без постороннего запаха и нарушений целостности таре и упаковке. Перекладывание пищевых продуктов из тары поставщика в более мелкую тару не допускается.
Не подлежат приемке товары с истекшими сроками годности, хранения, реализации, не соответствующие требованиям к качеству и стандартам.
39. Количество принимаемых скоропортящихся, замороженных и особо скоропортящихся пищевых продуктов должно соответствовать объему работающего холодильного оборудования. Хранение и реализация скоропортящихся продуктов, за исключением продукции, требующей более жестких режимов хранения, осуществляются при температуре не выше +6(0 )С.