Недействующий

Об областной целевой программе «Развитие легкой промышленности Оренбургской области на 2010-2012 годы»

Таблица 2

Финансово-экономические показатели

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

6 месяцев 2009 года
(оперативные данные)

Сальдированный финансовый результат, млн. рублей

- 97,1

- 50,4

+ 8,1

- 32,3

- 16,5

Рентабельность проданных товаров, процентов

Текстильное и швейное производство

- 3,8

- 0,8

0,9

2,0

- 1,6

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

4,4

1,4

9,2

0,8

0,0


В значительной степени росту производства и улучшению ситуации в легкой промышленности в докризисный период способствовала реализация мероприятий в рамках областной целевой программы «Развитие легкой промышленности Оренбургской области на 2006-2009 годы».

Господдержка из областного бюджета в форме частичного субсидирования процентной ставки по кредитам в сумме 27,1 млн. рублей за 2006-2008 годы и 9 месяцев 2009 года позволила предприятиям отрасли привлечь на выполнение программных мероприятий кредитные ресурсы в объеме около 900 млн. рублей.

В ходе реализации Программы большинство предприятий отрасли приступили к техническому переоснащению производств, освоению новых видов конкурентоспособной продукции. На на расширение, техническое перевооружение и модернизацию производства действующих предприятий, предприятия отрасли направили более 150 млн. рублей финансовых ресурсов, в том числе более 80 млн. рублей кредитов банков.

ЗАО «Промсинтекс» завершило реализацию инвестиционного проекта по организации производства нетканого иглопробивного полотна, освоило выпуск новых видов нетканых материалов для кабельной промышленности, приступило к освоению нетканых материалов по технологии «мелтблоун», имеющих обширную сферу применения.

ОАО «Ореншаль» с привлечением банковских кредитов провело реконструкцию производственных площадей, модернизацию котельной, частичное переоснащение трикотажного производства с внедрением современного импортного оборудования с компьютерным управлением. Это позволило ОАО «Ореншаль» в течение последних лет наращивать объемы производства с расширением номенклатуры изделий и повышением качества продукции, увеличивать поставки продукции на экспорт.

ЗАО «ПО «Орника» в рамках реализации инвестиционного проекта по техническому перевооружению производства с привлечением кредитных средств провело модернизацию раскройного и экспериментального  цехов, запустило в эксплуатацию новый цех, укомплектованный современным высокотехнологичным оборудованием немецких фирм, по пошиву делового мужского костюма европейского качества, годовой мощностью до 160 тыс. костюмов, с организацией 200 новых рабочих мест.

Группой предприятий «Ореана» проведены работы по реконструкции узла центрального теплового пункта котельной (затраты на теплоэнергию сократились в 2 раза), выполнен ряд мероприятий по обновлению ассортимента выпускаемой швейной продукции.

Частичное обновление оборудования, освоение новых видов тканей мебельного назначения проведено в ЗАО «ТПК «Орентекс». На коллекции тканей «Астра» и «Эскада» существующий в настоящее время спрос превышает предложение. Поставка этих тканей осуществляется в 23 региона России, Республики Белоруссию, Казахстан.

Основной представитель обувного производства в регионе - ОАО «Юничел-Оренбург» увеличило выпуск продукции за три года на 18,7 процента, обновило выпускаемый ассортимент.

Вместе с тем сложное финансовое положение не позволило предприятиям легкой промышленности реализовать все намеченные мероприятия. Объем привлеченных на эти цели средств и выполненных работ явно недостаточен для дальнейшего успешного развития отрасли в условиях жесткой конкуренции с зарубежными предприятиями.

Мировой финансовый кризис еще больше обострил имеющиеся в отрасли проблемы. Его влияние ощутили и те предприятия, которые в последние годы проводили техперевооружение и модернизацию производства, добились положительных результатов в своей деятельности. Большинство предприятий приостановили реализацию инвестиционных программ, а также вынуждены были сократить объемы привлекаемых банковских кредитов на текущую деятельность, даже для производства продукции, на которую сохраняется стабильный спрос.

В легкой промышленности сохраняется целый ряд проблем, которые оказывают существенное влияние на ситуацию в отрасли и конкуренто-способность предприятий:

1) техническая и технологическая отсталость предприятий отрасли

Проведенные за последние годы на некоторых предприятиях работы по техническому перевооружению, реконструкции и модернизации производств частично улучшили состояние производственной базы, однако по-прежнему в отрасли остается высокий моральный и физический износ основных фондов, особенно их активной части. Степень износа основных фондов в большинстве предприятий достигает 50 процентов, а в отдельных предприятиях он значительно выше - доходит до 70-80 процентов.

Коэффициент обновления составляет 6-8 процентов в год, тогда как на зарубежных фирмах этот показатель равен 15-17 процентов. Причем приобретаемое оборудование не всегда является самым современным. Поэтому в большинстве предприятий по-прежнему высоки затраты на производство продукции (сырьевые, топливно-энергетические, трудовые), низкий уровень производительности труда, невысокая эффективность;

2) низкий уровень инвестиционной и инновационной деятельности в отрасли

Недостаточный для модернизации и реструктуризации производства уровень инвестиций (менее одного процента от общего объема капвложений, вкладываемых в основной капитал обрабатывающих отраслей), невысокий уровень использования производственных мощностей (в среднем 45-52 процента) и освоения прогрессивных технологий не позволяют увеличивать долю инновационной продукции на рынке, устранить несоответствие между требованиями потребителей к качеству производимых товаров и возможностью их удовлетворения, снизить зависимость от импорта продукции;

3) сохранение высокого удельного веса теневой экономики

Существенное несоответствие производства, ассортимента и качества продукции спросу внутреннего и внешних рынков, обусловленное отставанием моды от европейских тенденций, превышением конкурентоспособности импортной продукции над выпускаемой в области (по дизайну, качеству и цене), высокими издержками производства (опережающий рост цен на сырье, услуги и продукцию естественных монополий), отсутствием качественной отечественной сырьевой базы, ослабляет конкурентные позиции местных производителей, ведет к возрастающей экспансии импортных товаров и контрафактной продукции на региональном рынке, доля которых в объеме продаж товаров достигает около 70-75 процентов, нередко приводит к банкротству предприятий;

4) отсутствие цивилизованного рынка потребительских товаров

Слабое развитие рыночной инфраструктуры, законодательной базы, межрегиональной и межотраслевой товаропроводящей сети и коммерческих связей с другими регионами России и со странами ближнего и дальнего зарубежья приводит к обострению конкуренции на внутреннем рынке с зарубежными товаропроизводителями и частой потере предприятиями своих позиций и сегментов рынка;

5) социальная и кадровая проблема

Слабое решение вопросов благосостояния работающих (среднемесячная зарплата в текстильном и швейном производстве в 2008 году составила   6 521,9 рубля, в производстве кожи, изделий из кожи и обуви - 7 779,7 рубля в сравнении с 13 234,6 рубля - в среднем по обрабатывающим производствам), улучшения их жизненных ценностей, повышения имиджа труда и культуры производства; низкие возможности предприятий в создании условий, необходимых для привлечения молодых высококвалифицированных специалистов и профессиональных рабочих кадров. Следствием этого является ежегодный отток рабочих кадров, дефицит в высококвалифицированных специалистах (маркетологах, менеджерах, управленческих кадрах), способных умело вести производство и бизнес в условиях открытого рынка, а также в рабочих основных профессий, низкие темпы роста производительности труда;

6) недостаток собственных финансовых ресурсов

Масштабы существующих проблем во многом обусловлены недостатком собственных финансовых средств предприятий легкой промышленности, что связано с низкой инвестиционной привлекательностью, невысокой эффективностью их деятельности, ослаблением взаимодействия с финансово-кредитными организациями в кризисный период.

II. Основная цель, задачи и срок реализации Программы